Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова. Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен… Как часто пестрою толпою окружен композиционный прием

«Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» , написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Две первые строфы - мир, «враждебный» для лирического героя . В нем все дисгармонично: звуки («дикий шепот затверженных речей» , «шум музыки и пляски» ), цвета («пестрая толпа» ) и люди («маски» , «бездушные образы» ). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов(«дикий шепот» , «бестрепетные руки» ).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

«Как будто бы сквозь сон» видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в «царство дивное» . Мечта-воспоминание о родном доме и саде, «спящем пруде» , «темных аллеях» живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном «свежем островке» , предмет грез героя - прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой «вольной, вольной птицей» . Двойной повтор эпитета говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, «железный стих, облитый горечью и злостью» .

«Как часто пестрою толпою окружен» - стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

Самыми актуальными темами творческих работ Лермонтова были темы одиночества и непонимания в окружающем мире, темы любви к родной земле и родине, темы поиска истинных, человечных чувств в людях. Именно в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» эти проблемные моменты подняты наверх.

Начало стихотворения знакомит читателя с событиями первого января – времени после новогоднего бала. Автор показывает нам праздничный маскарад не как веселую забаву, а как скопление лицемерного общества, которое пропитано лживостью и фальшью.

Лермонтов описывает светских барышень, он делает их образы холодными и бездушными. Герой стихотворения находится на этом светском балу и ничем от других персонажей не отличается. Но, в его мыслях витают воспоминания о настоящих чувствах, о родной деревне.

Вторая часть стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» глубоко раскрывает нам воспоминания лирического героя, который переносится в тихую деревенскую местность и встречает прекрасную, настоящую девушку – милую, чудесную. Она является полной противоположностью тем холодным дамам, которые окружают героя на новогоднем маскараде.

Именно такие теплые воспоминания являются своеобразным щитом для лирического героя Лермонтова. Этим щитом он может прикрываться от светской фальши, от пустоты окружающего мира. Этот щит состоит из памятных образов родного дома, прекрасных красот природы, чистых чувств любви.

Особенностью данного стихотворения является его кольцевая композиция. В последних строках, герой снова возвращается в ту лживую реальность, в тот мир, в котором он находился в начале стихотворения. И это возвращение становится для него настоящим испытанием. Он понимает, что вернуть прекрасные воспоминания в реальность уже нельзя.

Большое количество разнообразных эпитетов позволяют Лермонтову перенести все свои переживания на бумагу, выразить накипевшие эмоции и донести до читателя все внутренние душевные чувства.

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .

Метафоры “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .

Сравнение “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нем используется композиционная антитеза , которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 39.

Как часто, пёстрою толпою окружён (Лермонтов)

«Как часто, пёстрою толпою окружён»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

М.Ю. Лермонтов

«Как часто пёстрою толпою окружён» - творческая работа в стихотворной форме, созданная в 1840 году Михаилом Юрьевичем Лермонтовым .

Данное стихотворение оценивается многими критиками, как одно из самых значительных стихотворений Лермонтова, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта». По свидетельствам современников, это стихотворение написано после посещения Лермонтовым маскарада в ночь с 1-го на 2-ое января 1840 года . Опубликование повлекло за собой новые гонения на поэта, совсем недавно «прощённого». Тема маскарада символична. Сравнивая стихотворение с «Маскарадом », несложно понять, что насмешка над конкретными чертами жизни - не что иное, как подчёркивание поэтом всей фальши светского общества. Воображаемое прошлое, светлые мечты конкурируют в сознании поэта с призрачной реальностью, пропитанной враньём и «маской». И эта грязь действительности не вызывает в душе Лермонтова ничего, кроме презрения.

Литература

  • Сборник «Лермонтов „Лирика“» под редакцией Е. Д. Волжиной.
  • Сборник «Лермонтов „Избранные стихотворения“» редакции 1982 года.

Конкретная дата, предваряющая текст (1 января), указывает на прототипическую основу стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого мы проведем. В нем претворяются впечатления от новогоднего бала в Дворянском собрании Петербурга. Это был праздник, где звучала музыка, суетилась и танцевала разряженная толпа. Лирический герой был захвачен блеском и пестротой бала, но погружался во внешнюю жизнь лишь наружно. Несмотря на шум, веселье, разговоры, движение, праздничная толпа кажется ему кукольным спектаклем, где участвуют «образы бездушные», маски, персонажи, повторяющие «затверженные речи», играющие свою роль «с небрежной смелостью». Ни искреннего чувства, ни душевного тепла в них незаметно — они «давно бестрепетны», даже их манеры — это маска приличия. В таком сообществе он вынужден находиться не один раз в году, а часто, «пестрая толпа» становится обобщенным образом города, внешнего мира, а характеристики конкретного бала переносятся на картину действительности в целом.

В стихотворении семь строф — шестистиший разностопного ямба. Третья и шестая строки в них содержат четыре стопы, остальные — шесть. На укороченные строчки надо обращать особое внимание, так как в них приоткрывается истинный смысл происходящего (в первой и второй строфах, где создано пестрое полотно, обрисованы бальные суета и разноголосица, внимание обращается на неестественность стянутых масками лиц, на бесчувственность, бестрепетность внешне красивых женщин).

Характеристика света занимает полторы строфы, десять строк — остальные пять с половиной шестистиший посвящены контрастному по эмоциональному наполнению предмету. Композиционные особенности позволяют выявить глубинный смысл переживания:

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,— памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей...

Воспоминания и мечты предстают «святыми звуками», не умолкающими в душе, несмотря на оглушительный шум реальной жизни.

В думах о прошлом и будущем нет ничего исключительного: в воспоминаниях о «недавней старине» появляется картина детства лирического героя в родных местах. Каждая подробность там памятна и дорога, их перечисление вносит субъективную конкретизацию. Даже мгновенное впечатление детства оживает, освещенное лучом памяти. В свете вечернего солнца проявляются цветовые пятна в пейзаже («зеленая сеть трав», желтая листва), в тишине раздаются звуки шагов. Их шум передается с помощью фонических средств — аллитерации, повтора шипящего «ш», позволяющего придать образу чувственную ощутимость («Ш умят под робкими ш агами...»).

Визуальные и звуковые детали, значимые для создания пейзажной картины, дополняются импрессионистическими (от франц. «впечатление»), когда на ее фоне появляется «она» («Я думаю об ней, я плачу и люблю...» строфа 5). Прототипическая основа (детская влюбленность) портрета и коллизии становится очевидной в эпитетах, передающих первые, молодые впечатления. Если в природе привлекала внимание конкретика, то в душе лирического героя царили странные, не имеющие отношения к действительности переживания: он вспоминает о «странной тоске», теснившей детскую грудь, о любви к воображаемой героине («Люблю мечты моей созданье...»). Создавая «царство дивное» мечтаний, он оставался в одиночестве, но это и была истинная жизнь, память о которой «жива поныне». Среди бурь, сомнений, страстей реальности это воспоминание кажется свежим островком, цветущим, полным жизни, прекрасным, сияющим. Такое впечатление складывается благодаря импрессионистическим деталям: глаза юной возлюбленной помнятся сверкающими, как драгоценные камни, улыбка — похожей на солнечный восход, мир, созданный в воображении, кажется островом в море пошлости и обыденности, которому житейские волны не наносят вреда.

И странная трека теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

Задушевной мечтой является желание любви: слово «люблю» выделено в тексте благодаря переносу и повтору. Но детские впечатления остались в прошлом, а в окружающей действительности лирический герой не находит условий для их развития, так как его окружают неживые, бестрепетные, бездушные маски, оставляющие его холодным («Когда касаются холодных рук моих...» — строфа 2). Любовь предстает идеалом, «странная тоска» о котором заставляет плакать («...я плачу и люблю...»), сожалеть о юношеских «святых» иллюзиях («Ласкаю я в душе старинную мечту,/Погибших лет святые звуки» — строфа 2).

Насколько долгим был путь в сокровенные глубины памяти, настолько резким, внезапным выглядит пробуждение. Мечта была сном, обманом, метафорически сближенным с приходом неприглашенной, незванной (в стихотворении «незванной») гостьи. Сопоставление внешнего и внутреннего выглядит столкновением, конфликтом. Шум толпы теперь предстает оскорбительным, пугающим, требующим дерзкого ответа действием, ударом по самолюбию, похожим на вызов. Вечное противостояние идеала и реальности воспринимается как личная трагедия. Сознавая обреченность одинокого бунта против мира масок и бездумных, затверженных речей, лирический герой готов проявить свою волю — хотя бы смутить, нарушить порядок вещей. Он один против толпы, что включает его в романтический конфликт личности с обществом. Победителями в этой схватке оказываются «они» («веселость их», «им в глаза» — строфа 7), а одинокий мечтатель возвышается в связи с мотивом протеста против всех, утверждения своей, субъективной, но единственно жизненной правды.

Помимо философского, в финале стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого нас интересует, важен и творческий аспект, в центре стихотворения — поэт, бросающий в глаза общества, как рыцарь железную перчатку, свой стих:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

В связи с обобщенной характеристикой (общество — «толпа людская»), внешний мир предстает могущественным противником художника, вызывающим его злость. В мироощущении лирического героя подчеркиваются и горечь от сознания безнадежности битвы с ним, и стремление, невзирая на нее, совершить поступок, заявить свою волю. Он жаждет бросить ему вызов, вступить в соперничество с ним, нарушив порочный круг (он «толпою окружен» — строфа 1). Жизнь для него — буря, борьба («Под бурей тягостных сомнений и страстей...» — строфа 6), но в его земном существовании нет таких значительных переживаний, из-за чего оно кажется искусственным, придуманным, «затверженным». Напрасно искать в нем радости, «веселости» (у него противоположные чувства даже на балу, это антитезы празднику — сожаление о «погибших» годах, желание «забыться», тоска, слезы — строфы 2, 3, 5). Тем, кто поддерживает обман, он готов отомстить «железным» стихом — оружием, облитым ядом горечи и злости. И все же очевидно, что судьбоносный поединок происходит в воображении, и оттого «Царства дивного всесильный господин» (строфа 6) в действительности — «названный гость» на празднике жизни.

У него в стихотворении есть третья характеристика, она выглядит наиболее значимой, определяя эмоциональную окраску финала. В настроении лирического героя важны не только разочарованность, тоска, мечтательность, но и возмущение бездуховностью мира. Оно обусловливает направленность его творческих исканий, представая доминантой мироощущения, выделенной завершающим восклицанием. На этом завершим анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».