Энвер ходжа русский архивы. Энвер ходжа - биография, фотографии Албания в годы энвера ходжи

] Автор: Энвер Ходжа (Enver Halil Hoxha).
(Тирана: Издательство «8 нентори», 1979. - Институт марксистско-ленинских исследований при ЦК АПТ)
Скан, OCR, обработка, формат Pdf: ???, предоставил: Михаил, 2012

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (5).
    1962.
    1. - 3 апреля 1962 г. Коммунисты-революционеры ждут, чтобы Китай открыто выступил против хрущевского ревизионизма (7).
    2. - 5 апреля 1962 г. Время работает на нас, а для китайцев оно тянется слишком медленно (8).
    3. - 6 апреля 1962 г. Китайцы протягивают руку Хрущеву (9).
    4. - 10 апреля 1962 г. К чему эти колебания по отношению к советским ревизионистам? (11).
    5. - 12 апреля 1962 г. Китайские товарищи критикуют советских ревизионистов (13).
    6. - 13 апреля 1962 г. Замаскированное советское нападение на Китай относительно Албании (14).
    7. - 14 апреля 1962 г. Горе тем, кто попадает в ловушку ревизионистов! (15).
    8. - 22 апреля 1962 г. Прекращать идейно-политическую борьбу, значит давать врагу вредить тебе (18).
    9. - 13 июня 1962 г. Китай идет по центристскому пути (20).
    10. - 24 июня 1962 г. Время покажет, правы мы или нет (22).
    11. - 2 июля 1962 г. Китайцы держат курс на примирение с хрущевцами (24).
    12. - 3 июля 1962 г. Мы будем идти вперед, никогда не сдадимся (25).
    13. - 4 июля 1962 г. Отдает экономическим давлением. Остерегаться провокаций! (26).
    14. - 5 июля 1962 г. Китайские товарищи не извлекают нужных выводов из мировых событий (27).
    15. - 10 июля 1962 г. В китайской линии намечаются явные тенденции смягчения, страха и пассивности (29).
    16. - 5 декабря 1962 г. Пайетта предпринял резкие нападки на Коммунистическую партию Китая (32).
    17. - 11 декабря 1962 г. Борьбу с предателям надо вести открыто и решительно, не идя на компромиссы в принципах (33).
    18. - 20 декабря 1962 г. Китай поступает нехорошо, что не отвечает на нападки Хрущева (35).
    19. - 23 декабря 1962 г. В вопросах тактики у нас есть разногласия с китайскими товарищами, и этого мы не скрывали от них (37).
    20. - 24 декабря 1962 г. Китайские товарищи ведут себя непристойно в некоторых отношениях (39).
    21. - 26 декабря 1962 г. Ли Сянь-нянь говорил противоположное того, что говорил раньше о противоречиях между нами (41).
    22. - 27 декабря 1962 г. Гробовое молчание в китайской внешней политике (42).
    1963.
    1. - 4 июля 1963 г. Снова приевшееся коммюнике (45).
    2. - 5 июля 1963 г. Встреча, которая не даст никаких результатов (46).
    3. - 11 июля 1963 г. Сегодня китайцы говорят о Хрущеве то, что вчера Хрущев говорил о Тито (47).
    4. - 12 июля 1963 г. Китайцы не полностью сознают, каким врагом является Хрущев (48).
    5. - 13 июля 1963 г. «Серединные» больше склонны к правым (49).
    6. - 14 июля 1963 г. Напрасные надежды китайских товарищей разлетелись в пух и прах (50).
    7. - 15 июля 1963 г. Хрущев выступил открыто. Китайцам пора крепко бить эту собаку (51).
    8. - 17 июля 1963 г. Китайцы продолжают бесплодные переговоры с Хрущевым (52).
    9. - 22 июля 1963 г. С предателями марксизма-ленинизма надо вести беспощадную борьбу (53).
    10. - 29 июля 1963 г. Не пасовать, а бороться с ревизионистами (54).
    11. - 6 сентября 1963 г. Китайцы привели в действие свои батареи против современного ревизионизма (57).
    1964.
    1. - 1 января 1964 г. Гости остались очень довольны (61).
    2. - 9 января 1964 г. Визит Чжоу Энь-лая закончился (62).
    3. - 6 марта 1964 г. Огонь до конца по советским ревизионистам! (67).
    4. - 17 апреля 1964 г. Лакеи награждают Хрущева. Китайское руководство направляет ему поздравительную телеграмму (68).
    5. - 6 августа 1964 г. Тут что-то скрывается (69).
    6. - 18 августа 1964 г. Это значит держать нос по ветру (70).
    7. - 21 августа 1964 г. Китайцы стоят на национал-шовинистических позициях (73).
    8. - 22 августа 1964 г. Борьба против хрущевизма не должна затеряться в территориальных притязаниях (76).
    9. - 4 сентября 1964 г. Китайцы допускают грубые и недопустимые ошибки (80).
    10-15 сентября 1964 г. Позиция китайцев: «Первый шаг - они, второй - мы» (86).
    11. - 6 октября 1964 г. Дурные признаки (97).
    12. - 13 октября 1964 г. Китайцы развернули кампанию сближения с европейскими ревизионистами, стоящими у власти (113).
    13. - 15 октября 1964 г. Китайская идея антиимпериалистического фронта и вместе с современными ревизионистами - антиленинская идея (119).
    14. - 31 октября 1964 г. Ни в коем случае нельзя соглашаться с этими взглядами Чжоу Энь-лая (129).
    15. - 3 ноября 1964 г. Китайцы хотят навязать нам свои взгляды (141).
    16. - 4 ноября 1964 г. За тактикой «выжидания» скрывается значительная доза оппортунизма (149).
    17. - 5 ноября 1964 г. Новый курс китайских товарищей наносит ущерб коммунистическому движению (155).
    18. - 7 ноября 1964 г. Брежнев старается надуть, в первую очередь, китайцев (161).
    19. - 8 ноября 1964 г. Скандальное поведение. Все сказано лицемерно, в нечестных целях (168).
    20. - 15 ноября 1964 г. Каких результатов добился Чжоу Энь-лай в Москве? (171).
    21. - 18 ноября 1964 г. Китайская печать умалчивает о наших статьях и публикует речи советских руководителей (175).
    22. - 18 ноября 1964 г. Идея Чжоу Энь-лая создать другую ООН не будет иметь успеха (178).
    23-21 ноября 1964 г. Поражение Чжоу Энь-лая в Москве (184).
    24. - 23 ноября 1964 г. Реагирование Пекина после возвращения Чжоу Энь-лая из Москвы (188).
    25. - 24 ноября 1964 г. Устное сообщение китайского посла в Тиране о переговорах Чжоу Энь-лая в Москве (193).
    26. - 1 декабря 1964 г. Китайские товарищи возвращаются к правильным позициям по отношению к советским (194).
    1965.
    1. - 2 февраля 1965 г. Замкнутая и закостенелая политика китайского правительства (199).
    2. - 3 февраля 1965 г. Оппортунистическая тактика китайских товарищей (207).
    3. - 13 февраля 1965 г. Мао Цзэдун противостоит ревизионисту Косыгину твердо и правильна (210).
    4. - 27 февраля 1965 г. Китайцы публикуют речи Хрущева (216).
    5. - 1 марта 1965 г. Современные ревизионисты разводят демагогию о «совместном антиимпериалистическом фронте» (217).
    6. - 13 марта 1965 г. Китай сдерживают относительно действий хрущевцев (223).
    7. - 27 декабря 1965 г. Мы будем поддерживать марксистско-ленинские партии (226).
    1966.
    1. - 9 августа 1966 г. Культ Мао Цзэдуна (233).
    2. - 20 августа 1966 г. Что происходит в Китае? (243).
    3. - 23 августа 1966 г. Идеологические отклонения (254).
    4. - 26 августа 1966 г. Принятие документа из 16 пунктов о Культурной революции (264).
    5. - 1 сентября 1966 г. «Красная Гвардия» (274).
    6. - 20 сентября 1966 г. «Гвардейцы» действуют без руководства и бесконтрольно (280).
    7. - 23 сентября 1966 г. Наше отношение к нынешним событиям в Китае (283).
    8. - 24 сентября 1966 г. Чтобы не быть застигнутыми врасплох (287).
    9. - 26 сентября 1966 г. Армия приводится в качестве образца для всех, в том числе и для партии (290).
    10. - 6 октября 1966 г. Очень странно! (295).
    11. - 10 октября 1966 г. Тезисы о единстве международного марксистско-ленинского движения (300).
    12. - 17 октября 1966 г. Еще раз о Культурной революции в Китае (306).
    13. - 23 октября 1966 г. Ничто не может быть разрешено правильно без партии (311).
    14. - 24 октября 1966 г. Как должны были поступать китайские товарищи? (315).
    15. - 28 октября 1966 г. Нашим партиям следует конкретизировать связи с марксистско-ленинским движением (318).
    16. - 10 ноября 1966 г. Объяснения Кан Шэна (323).
    17. - 14 ноября 1966 г. Китайские события становятся для нас ясными (326).
    18. - 9 декабря 1966 г. Выводы на основе данных (330).
    19. - 30 декабря 1966 г. Продолжение Культурной революции в Китае (333).
    1967.
    1. - 3 января 1967 г. Читая статью о Пролетарской культурной революции в Китае (339).
    2. - 7 января 1967 г. Борьба против ревизионистов в Китае будет долгой (344).
    3. - 12 января 1967 г. Поддерживать правильные цели Культурной революции в Китае (350).
    4. - 15 января 1967 г. Партия в Китае будет укрепляться, основательно устраняя ошибки в политической линии (352).
    5. - 17 января 1967 г. Беспощадная война врагам! (356).
    6. - 29 января 1967 г. Ревизионисты в Китае стремятся бесшумно захватить власть (358).
    7. - 3 марта 1967 г. Принципиальные извращения в органах государственной власти вытекали из ошибок в политической линии (361).
    8. - 7 апреля 1967 г. В Китае идут по пути «унификации» партии с государственной властью (363).
    9. - 28 апреля 1967 г. Размышления о Культурной революции. Против анархии нельзя бороться анархией (366).
    10. - 3 мая 1967 г. Разве это кадровая политика? (375).
    11. - 22 мая 1967 г. Записи о Культурной революции в Китае. Партия очищается не извне, а изнутри (378).
    12. - 4 июля 1967 г. В чем обвиняет Лю Шао-ци официальная печать КП Китая? (381).
    13. - 14 июля 1967 г. Внешняя политика Китая - политика самоизоляции (383).
    14. - 24 июля 1967 г. Китайская дипломатия погружена в сон (395).
    15. - 29 июля 1967 г. Китай и международные события (398).
    16. - 15 августа 1967 г. Это хорошо, что ставят точки над «и» (403).
    1968.
    1. - 16 января 1968 г. Китай снова молчит. Вновь начался период разрыва (409).
    2. - 18 января 1968 г. На этот раз у китайцев «расщедрился» карандаш (412).
    3. - 19 января 1968 г. Приятная весть из Китая: реорганизуется партия (413).
    4. - 20 января 1968 г. На молчание китайцев мы не будем отвечать молчанием (415).
    5. - 22 января 1968 г. Поражения и победы китайских ревизионистов (416).
    6. - 20 марта 1968 г. Голоса Китая на международной арене не слышно (425).
    7. - 28 марта 1968 г. Китайцы «очень заняты революцией», поэтому они не могут принимать товарищей из марксистско-ленинских партий (429).
    8. - 25 апреля 1968 г. Китайские товарищи продолжают оставаться закрытыми в своей скорлупе (430).
    9. - 2 июня 1968 г. Передовая китайская позиция в отношении войны во Вьетнаме (432).
    10. - 15 октября 1968 г. Неправильные взгляды Чжоу Энь-лая на ревизионизм (434).
    11. - 24 октября 1968 г. Предложение Чжоу Энь-лая о югославско-албанском «оборонительном союзе» (443).
    1969.
    1. - 29 апреля 1969 г. Китайцы умалчивают о событиях в Чехословакии и в Европе вообще (447).
    2. - 9 сентября 1969 г. На праздник нас приглашают, но встречать нас некому (449).
    3. - 12 сентября 1969 г. Новая колеблющаяся позиция китайских товарищей (450).
    4. - 13 сентября 1969 г. Косыгин в Пекине (451).
    5. - 15 сентября 1969 г. Чжоу Энь-лай встретился с Косыгиным (452).
    6. - 18 сентября 1969 г. Отклик на встречу Чжоу Энь-лая с Косыгиным (459).
    7. - 19 сентября 1969 г. Китайцы охвачены страхом перед советским шантажом (463).
    8. - 21 сентября 1969 г. V китайской пропаганды нет стабильности (467).
    9. - 25 сентября 1969 г. Как раздувают советский шантаж против Китая? (468).
    10. - 30 сентября 1969 г. Китайцы не говорят о советском ревизионизме (473).
    11. - 1 октября 1969 г. Беседа с китайским послом (474).
    12. - 8 октября 1969 г. Кремлевские цари стали для китайцев «честными малыми»! (477).
    13. - 14 октября 1969 г. Чэнь Бо-да обошелся тепло с нашей делегацией (479).
    14. - 17 октября 1969 г. Нечто невероятное (480).
    15. - 18 октября 1969 г. Китайцы выступают в роли адвокатов Тито (481).
    16. - 29 октября 1969 г. Старая тактика в полемике (482).
    17. - 30 октября 1969 г. Встречи за встречами в Пекине (483).
    18. - 2 ноября 1969 г. Глубокая таинственность вокруг китайско-советских переговоров в Пекине (485).
    19. - 4 ноября 1969 г. Китайцы сняли и эпитет «социал-империализм» (486).
    20. - 8 ноября 1969 г. На ужине, устроенном для нашего посольства в Пекине (487).
    21. - 20 ноября 1969 г. Знакомая теория (488).
    22. - 23 ноября 1969 г. Только Ли Сянь-нянь, что ли, должен приезжать в Албанию? (489).
    23. - 3 декабря 1969 г. Ли Сянь-нянь не имел никакой политической беседы с нашими товарищами (490).
    24. - 4 декабря 1969 г. Это мысли не одного только Ли Сянь-няня (492).
    25. - 5 декабря 1969 г. Злонамеренные и провокационные цели (493).
    26. - 6 декабря 1969 г. Ли Сянь-нянь и его делегация (495).
    27. - 6 декабря 1969 г. Китаю не следует заниматься мелочами на международной арене (502).
    1970.
    1. - 6 января 1970 г. Нет дыма без огня (507).
    2. - 7 января 1970 г. Китайско-американские переговоры на уровне послов (508).
    3. - 9 января 1970 г. Анализ, который Мао должен сделать (509).
    4. - 26 января 1970 г. Активизация китайской внешней политики (510).
    5. - 22 июня 1970 г. Китайцы беседуют о «румынских планах на Балканах» (513).
    6. - 7 июля 1970 г. Мы не допустим, чтобы наша родина попала в ревизионистские ловушки (516).
    7. - 24 июля 1970 г. Ныне китайско-румынский союз, а позже, может, и китайский союз с Тито (521).
    8. - 26 июля 1970 г. Тито удачно использует свою «прокитайскую» карту (525).
    9. - 31 июля 1970 г. Китайцы крутят любовь с ревизионистами. Будем бдительны! (527).
    10. - 11 сентября 1970 г. Осторожно, товарищи китайцы, не попадайтесь в ловушки врагов! (529).
    11. - 9 декабря 1970 г. Предосудительная попытка помешать сооружению Фиерзской гидростанции (533).
    12. - 22 декабря 1970 г. Что сказал Гэн Бяо, покидая Тирану? (535).
    1971.
    1. - 1 января 1971 г. В Китае реорганизуется партия (539).
    2. - 17 февраля 1971 г. Чэнь Бо-да осуждают как предателя (542).
    3. - 15 апреля 1971 г. «Политика пинг-понга» (547).
    4. - 23 мая 1971 г. Чаушеску посетит Китай (550).
    5. - 2 июня 1971 г. Китайцы и Чаушеску (554).
    6. - 7 июня 1971 г. После Чаушеску китайцы ждут и югослава Тепаваца (559).
    7. - 8 июня 1971 г. Чэнь Бо-да обвиняют во всех грехах (562).
    8. - 12 июня 1971 г. В Китае встречают титовского министра иностранных дел (565).
    9. - 22 июня 1971 г. Китайские товарищи «информируют» нас о своих переговорах с Чаушеску (569).
    10. - 24 июля 1971 г. Прием Никсона в Китай - большая оппортунистическая ошибка (573).
    11. - 26 июля 1971 г. Вопиющий ревизионизм (583).
    12. - 27 июля 1971 г. Антимарксистское выстраивание (589).
    13. - 28 июля 1971 г. Китай, Вьетнам, Корея и поездка Никсона в Пекин (595).
    14. - 13 августа 1971 г. Советско-индийский договор и Китай (601).
    15. - 15 августа 1971 г. Происки китайцев на Балканах (606).
    16. - 24 сентября 1971 г. Что говорят телеграфные агентства о Китае? (612).
    17. - 14 октября 1971 г. Коммунистическая партия Китая не пошлет делегации на VI съезд Албанской партии Труда (613).
    18. - 26 октября 1971 г. Принятие Китая в Организацию Объединенных Наций (619).
    19. - 26 октября 1971 г. Наши поздравления по случаю принятия Китая в Организацию Объединенных Наций (623).
    20. - 28 октября 1971 г. Переговоры Чжоу Энь-лая с Генри Киссинджером (624).
    21. - 9 ноября 1971 г. Китайские товарищи и VI съезд нашей партии (629).
    22. - 10 ноября 1971 г. «Нечто» сенсационное (633).
    23. - 11 ноября 1971 г. Чжоу Энь-лай руководит также армией (634).
    24. - 15 ноября 1971 г. Записки о Китае (635).
    25. - 19 ноября 1971 г. Каррильо в Китае (637).
    26. - 22 ноября 1971 г. Китай, Вьетнам и тайные переговоры с Соединенными Штатами Америки (641).
    27. - 28 декабря 1971 г. Массовые американские бомбардировки в Северном Вьетнаме (645).
    28. - 30 декабря 1971 г. Индийско-пакистанская война и Китай (649).
    1972.
    1. - 3 января 1972 г. Что происходит с группой Линь Бяо? (663).
    2. - 2 февраля 1972 г. Американцы льстят Чжоу Энь-лаю (674).
    3. - 13 февраля 1972 г. Коммунистическая партия Китая стоит на ревизионистских позициях (675).
    4. - 20 февраля 1972 г. Китайская линия против советского ревизионизма одержима националистскими мотивами (680).
    5. - 22 февраля 1972 г. Мао Цзэдун принял Никсона (686).
    6. - 24 февраля 1972 г. Жена Никсона рекламирует Китай (687).
    7. - 25 февраля 1972 г. Китайцы пытаются вырвать у советских гегемонию в ревизионистском лагере (688).
    8. - 27 февраля 1972 г. Американцы довольны Мао и Чжоу (693).
    9. - 3 марта 1972 г. Китайцы уклонились, как и Хрущев (694).
    10. - 4 марта 1972 г. Китайцы не давали нам никакой официальной информации о визите Никсона (695).
    11. - 5 марта 1972 г. Мы делаем выводы на основе фактов (698).
    12. - 14 марта 1972 г. Проводится курс па необъявленный бойкот Албании (700).
    13. - 18 марта 1972 г. Никаких статей в китайских газетах о визите Никсона в Китай (703).
    14. - 21 марта 1972 г. Поездка Никсона в Китай, китайско-американские переговоры, заключительное коммюнике (706).
    15. - 22 марта 1972 г. Китай и Советский Союз (718).
    16. - 17 апреля 1972 г. Беседа Чжоу Энь-лая без политических проблем (721).
    17. - 20 апреля 1972 г. Китай все глубже заходит в тупик (729).
    18. - 22 апреля 1972 г. Вьетнамское наступление и Китай (730).
    19. - 22 мая 1972 г. Никсон в Москве - Китай молчит (735).
    20. - 29 мая 1972 г. Советско-американские московские переговоры и позиция Китая (738).
    21. - 9 июня 1972 г. Китайцы прекратили полемику с американским империализмом и советским ревизионизмом (745).
    22. - 13 июня 1972 г. Тайная дипломатия между «коммунистами» и империалистами (746).
    23-16 июня 1972 г. К чему все ЭТИ повторные благодарности? (749).
    24. - 21 июня 1972 г. «Хорошая» китайско-американская сделка (750).
    25. - 25 июня 1972 г. Подгорный в Ханое, Киссинджер в Пекине (752).
    26. - 22 июля 1972 г. «Заговор Линь Бяо» (756).
    27. - 30 июля 1972 г. Два данных о Линь Бяо (768).
    28. - 1 сентября 1972 г. Визит одного заместителя министра иностранных дел Китая в Тирану (769).
    29. - 27 сентября 1972 г. Китай укрепляет свои позиции на международной арене (774).
    30. - 28 сентября 1972 г. Встреча с японцами была на руку Китаю (775).
    31. - 30 сентября 1972 г. Китайцы еще не решили, откуда возьмут технологию нашего металлургического комбината (776).
    32. - 15 октября 1972 г. Китайское правительство не находит возможным удовлетворение наших экономических запросов (778).
    33. - 17 декабря 1972 г. Читая запись одной беседы Чжоу Энь-лая (779).

Из предисловия: В первых двух томах «Размышлений о Китае» выражены мысли и даны оценки различным позициям и действиям китайского руководства с начала 1962 года вплоть до декабря 1977 года с учетом основных принципов марксизма-ленинизма, последовательно проводимых Албанской партией Труда.
Эти мысли и оценки основаны на фактах и событиях, о которых мы осведомлены китайской и зарубежной печатью, албанским посольством в Пекине, а редко в официальном порядке и самими китайскими руководителями...

Энвер Халиль Ходжа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Народная Социалистическая Республика Албания) - албанский политический деятель, социалистической Албании в 1944-1985 годах. Народный Герой Албании.

Занимал посты Первого секретаря ЦК Албанской партии труда (1941-1985), Председателя Совета министров (1946-1954), министра иностранных дел (1946-1953) и министра обороны Албании (1944-1953), также являясь верховным главнокомандующим вооружёнными силами (1944-1985).

За более чем сорок лет его правления были достигнуты успехи в развитии албанской экономики, образования и здравоохранения. К положительным сторонам тех времён можно отнести политику эмансипации женщин и почти полную ликвидацию традиционных бичей Албании: неграмотности, этнической разобщённости, малярии, сифилиса, кровной мести.

Вообще произошла смена уклада жизни в Албании: она в конце 1940-х была на уровне ХІХ века, но к концу 1980-х являлась относительно развитой страной. В стране была создана система высшего образования (Университет Тираны), профессиональный театр, включая оперу, телевидение. Всё это полностью отсутствовало в довоенной Албании и было создано во многом благодаря советской, а потом европейской и частично китайской помощи.

С другой стороны, Ходжа вёл репрессивную внутреннюю политику, уничтожал «предполагаемые нелояльные элементы» среди членов правящей партии. Действовала тайная полиция Сигурими.

Во внешней политике первоначально ориентировался на Югославию и СССР, встав на позицию последнего в советско-югославском конфликте. После начала десталинизации в СССР Албания разорвала с ним отношения и стала развивать тесное сотрудничество с маоистским Китаем. Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной, в результате чего возникла фактически нацистская идеология ходжаизма, принятая также некоторыми организациями, считающими политику СССР и Китая «ревизионистской» и не соответствующей марксизму-ленинизму.

До прихода к власти

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время входила в состав Османской империи. Его родители принадлежали к секте бекташей: неортодоксальному направлению в исламе, игравшему значительную роль в национально-освободительном движении албанцев. В семье с уважением относились к вере предков, и отец водил Энвера перед поездкой во Францию за благословением к одному из духовных лидеров бекташей. Дед Ходжи Бекир был участником Призренской лиги - первой значительной политической организации албанцев. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые руководили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина.

В октябре 1930 года Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину - приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935-1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

(с 1941)

Образование: 1) Университет Монпелье
2) Институт Маркса-Энгельса-Ленина
3) Институт иностранных языков Национальность: Албанец Вероисповедание: Ислам , суннитского толка , после стал атеистом Рождение: 16 октября
Гирокастра Смерть: 11 апреля (76 лет)
Тирана Похоронен: Мавзолей Энвера Ходжи, в 1992 году перезахоронен на кладбище Павших героев нации Супруга: Неджимие Руфи

До прихода к власти. Борьба с оккупантами

Став лидером партии, Ходжа назвал своим именем первый в Албании автомеханический комбинат, построенный в Тиране в 1946 году с помощью СССР. Впоследствии имя Ходжи было присвоено несметному количеству заводов, колхозов, улиц, школ, горных вершин, а также столичному университету. I съезд Албанской компартии (вскоре переименованной в партию труда), состоявшийся в 1948 году, декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять "сталинские пятилетки". На этом съезде присутствовал и выступил Шепилов. В 1948-1951 годах в стране и партии бушевала кампания "борьбы с врагами народа и агентурой Тито". Все прежнее руководство ЦК во главе с К. Дзодзе было расстреляно. Родственники "изменников" также подлежали репрессиям.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ходжи соответствовала «сталинской модели», которую он признавал наиболее приемлемой, а культ личности Ходжи в Албании напоминал культ личности Сталина, которого он считал образцом руководителя (даже военная форма и знаки различия были скопированы с советских образцов сталинских времён). Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими » использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманского министерства госбезопасности . Чтобы искоренить вольнодумство, власти прибегали к систематическим «чисткам» - противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили. Выезд за границу был разрешён лишь по служебным надобностям, дабы не развеивать миф о передовой экономике Албании. Любое проявление индивидуальности или творчества в культурной жизни душились на корню, искусство и литература могли существовать только в той мере, в какой они были необходимы для распространения правительственной пропаганды.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже после смерти Ходжи, в , по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал "жить, работать и бороться как в окружении", исходя из тезиса "строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов". На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов.

В Албании все было подчинено "блокадной" жизни. Проводились "антиревизионистские" кампании, "чистки" партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться "вражеской" косметикой и т. п.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Бюст Энвера Ходжи

Итоги правления

Он построил своё государство по советской модели. Создал режим сталинского типа. Правил страной в условиях практически полной международной изоляции .
Албанская пропаганда гордо заявляла, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.
Когда же с падением коммунистического режима железный занавес был снят, взору предстала совсем иная картина - Албания отнюдь не была той индустриально развитой, передовой страной, как утверждала коммунистическая пропаганда. Фактически это была отсталая страна, по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока , таких как Болгария и Румыния . Хвалёная развитая индустрия Албании оказалась вымыслом, в сельском хозяйстве использовались методы прошлого столетия, а телефонная связь , уже давно вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась диковинкой для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и уровень жизни были поразительно низкими по меркам любой европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где даже в качестве незаконных иммигрантов они жили на порядок лучше, чем у себя дома.

Бетонные бункеры в Албании

Несмотря на постоянное пускание пыли в глаза, пожалуй, единственным реальным наследием Ходжи оказался немыслимый комплекс из 600 тысяч бетонных бункеров , разбросанных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций. Что странно, примерно половина из них была направлена не против внешнего врага, а на албанские города и деревни. Быть может, именно в этом проявлялась в известной степени параноидальная сущность личности Ходжи, который боялся помимо, агрессии Запада, революции в собственной стране.

Энвер Ходжа (16 октября 1908 г. - 11 апреля 1985 года) – участник международного коммунистического и рабочего движения, лидер Народной Социалистической Республики Албания с 1944 по 1985 год, первый секретарь Албанской партии труда, председатель Демократического фронта Албании, премьер-министр Албании с 1944 по 1954 год. В разное время занимал должности министра иностранных дел и обороны.

Ранние годы

Родился в городе Гирокаста, Южной части Албании (тогдашней Османской Империи). Отец – Халиль Ходжа (купец). В Энвер возглавил студенческое общество, члены которого протестовали против монархического правительства. После того, как это общество было ликвидировано властями, Энвер переехал в город Корча, где продолжил обучение во французской средней школе, изучал французской истории, литературой, философией, изучал Манифест коммунистической партии. С Ходжа учился в университете, в Монпелье, на факультете естественных наук. Посещал занятии и конференции . В разочаровался в естественных науках, поэтому оставил учёбу в Монпелье и уехал в Париж, где проходил философские курсу в Сорбонна. Публиковался в газете , под псевданимом Луло Malësori. Числился в коммунистических кружках, тогда он познакомился с Фундо. С 1934 по работал секретарём в албанском консульстве, в Брюсселе. Был уволен из-за того, что один из сотрудников рассказал начальству о том, что в кабинете и Ходжи хранилась марксистская литература. После вернулся в Корчу, где работал работал школьным учителем. К тому времени владел французским, итальянским, сербским, английским и русским языком. Редарктировал подпольную газету «Le Monde и International Herald Tribune».

Антифашистское сопротивление

После того как фашистская Италия захватила Албанию, Энвер Ходжа отказался вступить в фашистскую партию. Основал небольшую коммунистимческую группу, которая вскоре была разгромлена правительством. Энвер Ходжа основал Коммунистическую партию Албании (с ). Первое партийное совещание состоялось в Тиране, оно проходило с 8 по . Ходжа выступил с докладом. В июле этого же года написал «Призыв Албанских крестьян» от имени компартии Албании. В нём Ходжа призывал албанский народ боротся с фашистскими захватчиками, собатировать, отказыватся платить налоги фашистам. В сентябре, неподалёку от Тираны состоялся учредительный съезд «Фронта национального освобождения», целью которого было объединение албанских антифашистов вне зависимости от идеологии и классовой пренадлежности. В прошла первая национальная конференция Коммунистической партии Албании, на которой Ходжа был избран первым секретарём. В июле этого года была организована албанская армия антифашистского сопротивления. Ходжа выполнял функцию политического комиссара. Имело место счотрудничество с югославскими партизанами. В то время албанская армия не являлась целосной системой, а действовала независимыми друг от друга группами. Что бы исправить эту проблему в , состоялась встреча в представителей антикоммунистического «Национального Фронта» и компартии Албании. Было принято следующее соглашение: 1. Объединить в единую борьбу против фашистских захватчиков. 2. Прекратить все нападения между двумя сторонами. 3. Создать единый оперативный штаб для координации боевых действий. 4. Признать что, демократически избранные советы являются государсвенной властью в Албании. 5. Признать, что в послевоенной Албании люди сами должны выбрать себе форму правления. 6. Объединятся с любой политической группой вне зависимости от политических взглядов, с целью борьбы с фашистскими захватчиками. 7. Коммунистическая партия Албании не должна сотрудничать с той частью Национального Фронта, которая поддерживает отношения с фашистскими захватчиками. Также обсуждалась тема так называемой «Великой Албании», согласно этой идее вся территория Югославии должна была войти в состав Албании. Из-за этого произошёл конфликт между албанскими и югославскими коммунистами. 1944 года состоялся второй съезд компартии Албании, на которой представитель из Югославии объявил Ходжу в оппуртанизме.

У власти

Было сформировано демократическое правительство Албании. Временным руководителеим был назначен Энвер Ходжа. Одной из основных задач, которые стояли в то время перед руководителем – это выявление военных преступников «врагов народа». Ходжа успешно справлялся с этой задачью. Албания была освобождена от фашистской оккупации. По сей день в Албании эта дата считается праздничным днём. Несколько албанских партизан пересекли югославскую границу, вследсвии чего произошли бои с частями Тито. произошли первые выборы в Албании, на которых 93 % албанцев проголосовали за Демократический фронт. Так была провозглашена Народная Республика Албания (с ). В этом же году был заключён договор о дружбе и взаимопомощи с Югославией. Ходжа встал во главу страны. Фашистская оккупация принесла немалые патери албанскму народу: из населения в один миллион 28 тыс. были убиты, 12,6 тыс. ранены, 35 тыс. пленены. Также до основания была разрушена промышленность, сельское хозяйство. Ещё в начале своего правления Энвер Ходжа объявил смея стронником марксизма-лененизма и . В августе 1945 года провёл аграрную реформу, в последствии которой 52% пренадлежащих крупным землевладельцам земель безвозмездно перешли крестьянству. Также собственность религиозных организаций перешла в руки государства. Был запрещён орден изуитов. В школах внедряли атеистическое воспитание. Также в школах учили обращению с огнестрельным оружием. Было закрыто 2169 церквей. C июня , Алания и Югославия окончательно разорвали отношения. Центральный комитет Союза коммунистов Югославии публично осудил политику Ходжи. - 1948 года состоялся восьмой пленум партии. В , разведка завербовала несколько албанских беженцев для шпионской работы в Албании. Операция не удалась. Агенты были схвачены. Всего за время существования НСРА в Албанию, ЦРУ, было засослано 300 диверсантов. После разрыва отношений с Югославией, Ходжа начал успешное строительство отношений с СССР. 1949 года Албания вошла в . Если в 4% женщин работали в различных отрослях промышленности, то в уже 38%, а в уже 46. Также женщины получили право на развод. Также в 40,7 % мест в народных советах заняли женщины. В , численность девушек учащихся в школах выросла в 12 раз, по сравнению с 1938 годом. Также (в этом же году), численность девушек в вузах выросла в 101,9 раз, по сравнению с 1957 годом. Если в неграмотность среди сельского населения составляла 95%, то к уже 30%, а в сравнялась с заподноевропейскими развитыми странами. Здравоохранение стао доступным и бесплатны для всех, в том числе и для сельских жителей. Если в , один врач приходился 3360 жителей, то в 1978 уже на 687 человек. Естественный прирост населения был в 3,5 раза выше, чем в любой другой развитой европейской стране. А смертность на 37% ниже. А средняя продолжительность жизни увеличилась с 38 до 69 лет. Женщины родившие много детей представлялись к государственным наградам. Аборты разрешались только в том случае, если рождение угрожало жизни. Врезультате всего этого за годы правления Ходжи (1944-1985) население Албании выросло с одного миллиона до трёх. При Хожде был построен большой комплекс бункеров, вмещающих в себя 750 тыс. человек. Бункеры были разного типа, горные, подземные, для пулемётного, химического оружия и тд. На бункера легко было установить кран или самолёт. В марте , когда умер Сталин, Ходжа объявил в Албании всеобщий траур. - 1956 года Булганин и Микоян посетили Югославию, с целью восстановления отношений. Это стало одной из причин разрыва отношений между НСРА и СССР, второй причиной являлся

Энвер Ходжа родился 16 октября 1908 года в городе Гирокастре на юге Албании.
Его мать, Гьюло (Gjylo), была простой албанской женщиной. Отец Энвера Ходжа, Халил (Halil), до и во время первой мировой войны, работавший в эмиграции, был мелким служащим, с трудом обеспечивавшим семью, воспитание и обучение пятерых детей.
Большое влияние на духовное развитие Энвера Ходжа оказал его дядя Хюсен Ходжа (Hysen Hoxha). Этот человек, которого можно было по праву считать настоящим патриотом своей родины, являлся руководителем многих национальных и культурных организаций в Гирокастре, создателем первой албанской школы в этом городе.
Детство и юные годы Энвера Ходжа прошли в Гирокастре в очень тяжелый для страны период, когда сменявшие друг друга иностранные захватчики сжигали и разоряли целые области, совершали массовые убийства населения, сея повсюду горе и несчастье.
Уже в марте 1913 года, спустя всего лишь три с половиной месяца с даты провозглашения Албании 28 ноября 1912 года независимым государством, город Гирокастра и окружающие области были заняты греческими националистами, которых три года спустя в соответствии с Лондонским тайным договором 1915 года сменили итальянские оккупанты.
Оглашение Советским правительством после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции тайных договоров империалистических держав сыграли большую роль в подъеме национально-освободительного движения в Албании. Антиимпериалистическое движение за обеспечение свободы, независимости и территориальной целостности, против Лондонского договора, предусматривавшего раздел Албании между Италией, Сербией, Черногорией и Грецией, охватило албанский народ.
Это движение, героическая Влорская битва летом 1920 года, завершившаяся изгнанием итальянских империалистских захватчиков из Албании, включая родной город Энвера Ходжа Гирокастру, оказали на молодого Энвера огромное влияние, укрепили его патриотические чувства.
В 1917-1923 годах Энвер Ходжа учится в гимназии в городе Гирокастре, которая была открыта благодаря усилиям национальных патриотических сил еще в годы итальянской оккупации.
Учеба в школе проходит на фоне нарастающего демократического движения 1920-1924 годов, которое также оставляет неизгладимое впечатление на взрослеющего мальчика.
После успешного окончания гимназии, Энвер Ходжа продолжает обучение (1923-1927г.г.) во Французском лицее города Гирокастры.
Жизнь научила его ненавидеть врагов Родины, и поэтому, несмотря на свою молодость, он активно присоединяется к демократическому движению 1924 года, носившему революционный, антифеодальный и антиимпериалистический характер. Это движение, кульминацией которого явились вооруженное восстание и приход к власти буржуазно-демократического правительства в Албании во главе с Фан Ноли в июне 1924 года, просуществовавшего чуть более полугода, явилось составной частью и активным элементом мощного революционного движения народов, начавшегося после Великой Октябрьской Социалистической революции.
В 16 лет Энвер Ходжа стал одним из основателей и секретарем Студенческого Общества города Гирокастры, образованного в июле 1924 года. Эта организация активно пропагандировала идеи свободы, равенства и национальной независимости.
Приход к власти в декабре 1924 года сил реакции во главе с Ахметом Зогу, вторгнувшихся в Албанию при поддержке западных держав, сербских и белогвардейских войск и свергнувших правительство Фан Ноли, навсегда записали Энвера Ходжа в ряды непримиримой оппозиции к режиму средневекового мракобесия, утвердившегося в Албании. Что проявилось, в том числе в руководстве студенческим сопротивлением в ответ на требование зогистской администрации о закрытии Студенческого Общества.
В 1927 году Энвер Ходжа переезжает в город Корчу, где продолжает и заканчивает обучение в Лицее (1927-1930г.г.).
За время обучения во Французском лицее г. Корчи, он изучает прогрессивную иностранную литературу, философию, историю, приобщается к национальной и мировой культуре, большое внимания уделяя изучению албанского языка, многовековых традиций своего народа.
Корча в 1927-1930 годах был достаточно крупным, по меркам Албании, городским центром с нарождающимся рабочим классом. Городом, где революционное движение было наиболее развито. Именно, в городе Корча была образована в 1929 году первая коммунистическая группа, положившая начало организованному коммунистическому движению в Албании.