Конспект НОД в старшей группе "Звуки н, нь. Буква Н" план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Дифференциация звуков Н и Нь (старшая группа детского сада) Конспект занятия логопеда звук

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми старшей группы с задержкой психического развития.

Тема: «Звуки [н], [нь]. Буква Н »

Составитель:

учитель-дефектолог Кулева И.В.

Провела:

учитель-дефектолог

старшей «А» группы Кулева И.В.

Дата проведения: 14.02.2014

Тула, 2014

Интеграция:

образовательная область «Познание» (продолжать знакомить детей со звуками [н], [нь], буквой Н);

образовательная область «Коммуникация» (упражнять в умении понимать и использовать в речи предлоги на, между, над, под, отвечать на вопросы полным предложением);

образовательная область «Музыка» (слушание музыки) .

образовательная область «Физическая культура» (проведение пальчиковой гимнастики).

Цель: закрепить знания детей о звуках [н], [нь], букве Н.

Задачи :

  • продолжать знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;
  • упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;
  • продолжать знакомить детей с буквой Н;
  • упражнять в умении понимать и использовать в речи предлоги на, между, над, под ;
  • закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
  • развивать фонематическое восприятие, конструктивный праксис, зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, пространственную ориентировку, внимание, мышление, память;
  • воспитывать интерес к изучению букв и звуков.

Оборудование:

  • куклы три поросенка;
  • магнитофонные записи с песнями
  • магнитофон;
  • доска;
  • изображение домика и картинки с изображением животных, предметов со звуками [н] и [нь].;
  • карточка с изображением буквы Н;
  • раздаточный материал на каждого ребенка:

Карточки синего и зеленого цвета;

Масса для лепки и доски для лепки;

Влажные салфетки.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка».

Ход занятия:

Дети, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Звучит музыка.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза, вставайте.

Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их?

Правильно, это три поросенка. Давайте поздороваемся: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь друг другу.

Молодцы, садитесь на стулья. А кто помнит, как зовут поросят?

Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Какой первый звук в именах Наф-наф и Нуф-нуф?

Правильно, звук [н]. А какой он?

Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

А одинаково ли звучат первые звуки в именах Ниф-ниф и Наф-наф?

Нет, в одном имени звук [нь], а в другом [н].

А звук [нь] какой?

Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Только слушайте внимательно. Вам нужно запомнить все слова со звуками [н] и [нь], которые встретятся в сказке. Садитесь поудобнее, спины прямые.

Четвероногий друг.

У Лены много кукол. Но больше всех Лена любит Наташу и Настю. Однажды Лена стирала одежду своих кукол: синий комбинезон с карманами и зеленые носочки с бантами. Развешивать чистую одежду девочке помогала умная собака Найда. Она приносила в зубах вещи и отдавала их Лене. А Лена говорила Найде спасибо и угощала ее конфетой. Вот какой хороший друг есть у Лены.

Подумайте и назовите слова из этой сказки, в названии которых встречаются звуки [н] и [нь].

Наф-наф построил дом. И сегодня в него вселяются новые жильцы, но только те, в названии которых есть звуки [н] и [нь]. Поможем Наф-нафу поселить новых жильцов? Подходите все к столу.

Посмотрите, кто живет на первом этаже?

А кто живет между слоном и котенком?

Кто живет над кенгуру?

А под обезьяной?

Расскажите где живет конь?

Молодцы, вы помогли Наф-нафу расселить жильцов в новый дом. Садитесь на стульчики.

Нуф-нуф хочет поиграть с вами в игру «Кто внимательнее?». Он будет показывать картинки, а вам надо подумать, какой звук спрятался в названии [н] и [нь] и показать соответствующую карточку: синюю или зеленую.

Вы, наверное, уже догадались какая любимая буква у поросят?

Давайте мы сейчас сядем за столы и слепим для них букву Н.

Но сначала надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

(звучит музыка, пальчиковая игра «Поросята»)

Из каких элементов состоит буква Н?

Из двух длинных палочек и одной короткой.

(дети лепят букву под музыку)

Какую букву слепил Тимофей?

Молодцы, вытирайте руки салфеткой.

Ну, вот ребята, нам пора возвращаться в группу. Ложитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, вставайте.

Подведение итога.

Ребята, вам понравилось путешествие?

А что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?


Задачи:

1. Учить детей слышать звук Н в словах.

2. Учить детей давать характеристику звука Н по опорной схеме.

3. Закреплять навык фонематического анализа обратного слога.

4. Развивать фонематические представления.

5. Закреплять зрительный образ буквы Н.

6. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными.

7. Развивать произвольное внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятиею

8. Развивать мышление, конструктивный праксис, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка-носорог, предметные картинки для фланелеграфа, в названии которых есть звук Н и те, в названии которых этого звука нет, фланелеграф, схема для характеристики звуков, схема для дифференциации понятий звук-буква, бланки для игры «Крестики-нолики», простые карандаши, счётные палочки, полоски для выкладывания звуковых схем, фишки для выкладывания схем, пластмассовые буквы, «Чудесный мешочек», стрелочки разных цветов, звуковые линейки, кораблики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

К нам на занятие пришёл гость. Кто это? (носорог) Он узнал, что ребята в детском саду могут рассказать про его любимый звук.

2. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

Какой первый звук слышится в слове носорог? Давайте расскажем носорогу, всё, что мы знаем про звук Н (характеристика звука по схеме).

3. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Н в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

Носорог приготовил для вас игру, она называется «крестики-нолики». Я буду называть слова, если в слове есть звук Н, ставим крестик, если нет – нолик (работают простым карандашом).

Сколько слов со звуком Н я назвала? Как это можно определить (посчитать крестики). Давайте вспомним, какие слова со звуком Н я называла.

4. Физминутка.

5. Звуковой анализ слова ОН с опорой на звуковую схему.

Ребята, носорог слышал, что вы умеете выкладывать некоторые слова фишками, давайте и его научим. Выложим схему слова ОН квадратиками.

Вопросы к детям (индивидуальные)

Сколько звуков в слове ОН? Назови.

Сколько гласных звуков в слове ОН? Назови.

Сколько согласных звуков в слове ОН? Назови.

Какой звук в начале слова ОН?

Какой звук в конце слова ОН?

6. Развитие фонематических представлений.

Давайте подарим нашему гостю подарки (картинки для фланелеграфа), но дарить мы будем только те, в названии которых слышится звук Н.

7. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Понравились подарки нашему носорогу и он говорит: «Это мой носки» и т. д. Научим носорога говорить правильно. Как надо сказать? (мои носки и т.д.).

8. Развитие слухового внимания, выделение первого и последнего звука в звукосочетаниях.

Носорогу пора отправляться дальше в страну звуков и букв. Вы хотите пойти с ним? Он возьмёт с собой только самых внимательных. Надо показать на звуковой линеечке, сколько звуков я произнесу (АНУ, НАО и т.д.). Какой первый звук? Какой последний звук?

9. Дифференциация понятий звук-буква. Носорог решил сначала отправиться к буквам, чтобы найти свою любимую букву Н. Чем отличаются звуки и буквы? (по опорной схеме).

10. Закрепление зрительного образа буквы Н.

Крутись-вертись в звукобуквенной стране очутись!

Путешествовать мы будем по стрелочкам-указателям. Сначала пойдём по фиолетовой стрелочке. В какую сторону она указывает (вправо). А вот и наша буква Н, её обозначают звук Н. На что похожа буква Н? Давайте встанем парами и изобразим букву Н. Сколько палочек понадобится, чтобы выложить букву Н (выкладывают из палочек).

11. Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.

Ой, что это за мешочек. В нём буквы. Оказывается, в нём надо найти на ощупь буквы Н.

А теперь давайте обведём эти буквы карандашом (обводят). Превратим их в морячков, наденем на них тельняшки (штрихуют).

12. Чтение прямых и обратных слогов. Отправимся вместе с буквами-морячками через море на корабликах. Корабли плывут мимо островов (на островах буквы А, О, У). Дети читают слоги (НА, АН, НО, ОН, НУ, УН в зависимости от того, где причалил кораблик).

13. Подведение итогов.

Носорогу очень понравилось путешествовать вместе с вами. А теперь пора возвращаться в детский сад.

Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях, и я выложу фото наглядного материала.

Тема «Звук и буква Н»

Составила учитель-логопед: Денисова Оксана Владимировна

г. Москва ГБОУ школа №1285 СП «Остров сокровищ»

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н».

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
  • Формировать лексико – грамматический строй;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Уточнить артикуляцию звука «Н»
  • Закреплять формирование понятий «согласный, твердый, звонкий звук»;
  • Упражнять детей в звукобуквенном и звукослоговом анализе и синтезе слов;
  • Автоматизировать звук «Н» в слогах, словах, предложениях;
  • Обучать чтению и письму;

Коррекционно-развивающие;

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Развивать умение понимать и выполнять простые и сложные (двуступенчатые) инструкции;
  • Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений;
  • Развивать графические навыки;

Воспитательные:

  • Формировать положительные установки на участие в занятиях;
  • Формирование умения слушать сверстников и логопеда;
  • Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам);
  • Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность
  • Воспитывать усидчивость

Методы и приёмы:

  • Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.
  • Наглядные: предметные картинки в названии которых присутствует звук «Н»
  • Практические: дидактические игры, физкультминутка, развитие крупной и мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки: гусёнок; лисёнок; карандаш; лесенка; носорог; нос; носки; ноты; чемодан; диван; слон; магнитофон. Магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, листочки бумаги в линейку, ручки трёх цветов, карандаши трёх цветов

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ)

2. Основная часть:

  • Знакомство со звуком и буквой « Н»

Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН На букве ЭН я, как на лесенке,
Вдруг сложилась песенка: Сижу, и распеваю песенки
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан

У вас на столах лежат счётные палочки. Возьмите их и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

  • Развитие мелкой моторики.

Сейчас мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»? (образец на доске + показ написания)

  • Упражнение «Новый звук»

Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

  • Упражнение «Составь предложение»

А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

  • Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

  • Упражнение: «Составь слог»

Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» --- АН О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

  • Звукослоговой разбор слов

Взяли свои листочки. Рисуем звукослоговую схему первого слова (ноты). Один ребёнок работает на доске. Так-же слова: сын; окна.

Молодцы. Положили всё на край стола.

3. Заключительная часть:

Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)

Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)

С какого звука начинается слово?

Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)

Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено.

Литература

  1. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.

Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2011 год.

  1. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа.

Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2012 год.

  1. О.И. Крупенчук Уроки логопеда. Учим буквы для детей 5-6 лет. СПб, издательство «Литера», 2008 год.
  2. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических заняий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

СПб, издательство «Детство-Пресс», 2007 год.

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (II период).

Москва, издательство «Гном и Д», 2001 год.


Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.

Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание.

Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца .

Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

Методы и приемы : указания, поощрения, объяснения, показ.

Оборудование: карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются)

2. Эмоциональный настрой.

Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим

3.Сообщение темы и цели занятия:

Ребята отгадайте загадки:

Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь)

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н.

4. Работа над новой темой.

а) Акустико – артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий

б) Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня

в) Произношение чистоговорок.

На-на-на Но-но-но

На холме сосна. На дворе темно.

Ны-ны-ны Онь-онь-онь

На небе нет луны. Зажигай огонь.

У Наты и Нины сегодня именины.

Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.

г) Связь звуков и букв

Буква Н, сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

Отыскивание буквы в разрезных азбуках.

5. Пальчиковая игра «Норка»

Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

6. Закрепление:

а) Обведение по контуру и печатание буквы

Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке).

б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:

НА НО НИ НЫ НУ

в) Звуковой – анализ слова Нина.

Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов.

7. Гимнастика для глаз

Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

8. Работа над предложением

Составьте из слов предложения по опорным словам:

Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок

9. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

10. Закрепление

а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам)

Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?

Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.

б) Игра «Найди слова со звуком «Н»

Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь.

11. Итог занятия

С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.


Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Н по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала:
- Но-но-но!

  1. Как закричала Наташа?
  2. НННО - какой тут первый звук?
  3. Кому купили лошадку?
  4. НАТАША - какой первый звук в этом слове?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ножницы Небо Ноты Носорог

Какой первый звук в слове НОСОРОГ? - НОЖНИЦЫ?
В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?

Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].

  1. Гласный или согласный звук [н]?
  2. Какие еще согласные звуки ты знаешь?
  3. Звонкий или глухой звук [н]?
  4. Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Н для дошкольников

Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Шарады

Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
(Нос - сон)

С буквой Я, мои друзья,
Ничего не значу я,
Я на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(Ноль - соль - моль)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(Ноша - юноша)

Сказка про букву Н

Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита.
- Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Загадки для детей на букву Н

Между двух светил
Посередине один.
(Нос)

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
(Ноты)

На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(Ноты)

Голубая простыня весь свет покрывает.
(Небо)

На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)

У кого днем один глаз,
А ночью - много?
(У неба)

Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий.
(Небосвод)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Пословицы и поговорки на букву Н

В осеннее ненастье семь погод на дворе.
На чужой земле и весна не красна.
Не бросай друга в несчастье.
Невесело птичке в золотой клетке.
Одна пчела немного меду наносит.
Недочитанная книга - что не пройденный путь.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Несчастливые дни долго памятны бывают.
Не рой другому яму - сам упадешь.

Веселые стихи про букву Н для детей

Наперсток
Наши братья шили платье,
Был царем один из братьев.
Он корону надевал.
Но в труде не отставал.
(Г. Виеру)

Слова-близнецы
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка - здесь,
А НОРКИ - нет!
(А. Шибаев)

Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Я. Аким)

Носорог
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться все реже и реже!
(Б. Заходер)

Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
(Ф. Бобылев)

Отведи нас к Вере.
- Где она?
- На сквере.
(Я. Козловский)

Нам ни к чему такие шутки!
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно это - носорог.
(Г. Сапгир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.