Что такое Импичмент? Значение слова Импичмент в политическом словаре. Процесс импичмента

Первопроходцами в нелегком деле привлечения к ответственности высших государственных чиновников стали британцы. Еще в XIV веке английские лорды решили, что королевские фавориты получили чересчур много свободы, и быстро приняли соответствующий закон. После чего любимчики короля уже не могли разгуляться вволю – за чрезмерные "шалости" их отдавали под суд Палаты лордов. Но глава государства пока еще оставался неприкосновенным.

Настоящий "парад импичментов" прокатился по странам Южной Америки в 1990 – начале 2000 годов. Начало положила Бразилия, выступив против своего президента Фернанду Колора ди Мелу. Окончания процесса по обвинению в коррупции лидер дожидаться не стал и в декабре 1992 года ушел в отставку. Однако сенат все же довел дело до конца и объявил Колору импичмент.

Обвинения в коррупции были основным поводом для отстранения президентов в латиноамериканских странах. 31 августа 1993 года Национальный конгресс Венесуэлы признал президента страны Карлоса Андреса Переса виновным в присвоении 250 миллионов боливаров из правительственных фондов. Ему объявили импичмент, а в 1996 году суд признал Переса виновным и назначил наказание – домашний арест сроком два года четыре месяца.

Эквадорцам тоже идея понравилась. В феврале 1997 года Национальный конгресс страны объявил, что президент Абдала Букарам не способен руководить государством в силу "психической недееспособности". Букарама обвиняли в дискредитации должности главы государства, незаконном "использовании вооруженных сил в личных целях", коррупции и неподобающем поведении. Во время публичных выступлений по телевидению президент любил спеть что-нибудь и станцевать для любимого народа. Народ талантов не оценил, Букараму пришлось эмигрировать в Панаму.

В ноябре 2000 года президент Перу Альберто Фухимори бежал из страны из-за массовых акций протеста, вызванных разоблачениями коррупционных схем в его окружении. Он попросил политического убежища в Японии и уже оттуда заявил о своем уходе с поста. Конгресс Перу добровольной отставки президента не принял и отрешил его от должности с оригинальной формулировкой "за стойкую моральную несостоятельность". Позже Фухимори обвинили в растрате госсредств и в руководстве операциями, приведшими к массовым убийствам в 1991-1992 годах.

Объявили импичмент в 2012 году и парагвайскому президенту Фернандо Луго. Парламент обвинил его в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей. Это, по мнению инициаторов процесса, привело в июле 2012 года к гибели 17 человек во время вооруженного столкновения между полицейскими и безземельными крестьянами. Однако в большинстве стран Латинской Америки посчитали эти события госпереворотом и отозвали своих послов из Парагвая. Кроме того, было временно приостановлено членство страны в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР) и Союзе южноамериканских наций (УНАСУР).

Конечно, не могли обойти стороной наследие своих предков с Туманного Альбиона американцы. Попытка использовать положения конституции против президента США зафиксирована в 1860 годах, в дни борьбы республиканцев с Эндрю Джонсоном – сенаторам казалось, что глава государства слишком уж расположен к южным штатам, и в результате его действий все завоевания Гражданской войны могут быть утрачены. Борьба шла с переменным успехом, голосов для импичмента так и не набрали, хотя собирались для этого не один раз.

Ну а в современной истории США самые известные случаи – уотергейт с участием Ричарда Никсона и более пикантный эпизод с Биллом Клинтоном. Никсона обвинили в использовании прослушки, разразился скандал. Однако президент ушел в отставку прежде, чем сенат взялся за рассмотрение вопроса, и это позволило его преемнику, Джеральду Форду, помиловать своего неудачливого предшественника. Хотя аналитики считают, что дело было не в прослушке, а во вьетнамской войне: Никсон хотел ее прекратить, а "ястребы", выдвигавшие Форда, не могли этого допустить.

Поводом к расследованию истории Билла Клинтона стал не сам факт сексуальных отношений президента с практиканткой Левински. Чуть раньше состоялся судебный процесс по обвинению любвеобильного политика со стороны Полы Джонс - дама утверждала, что еще будучи губернатором штата Арканзас, Клинтон позволил себе сексуальные домогательства в ее адрес. И вот тут Клинтон, отвечая на вопрос, были ли у него сексуальные отношения и с Моникой Левински, ответил "нет", находясь при этом под присягой. Супружеская неверность ненаказуема, а вот лжесвидетельство – уголовное преступление и основание для импичмента. Согласно конституции США, для утверждения отставки главы государства необходимо более двух третей голосов сенаторов (67 из 100). Однако на тот момент в сенате было 55 республиканцев и 45 демократов – однопартийцев Клинтона. Так что в феврале 1999 года процедура была прекращена.

Трижды начиналась процедура импичмента в отношении первого российского президента Бориса Ельцина. В первый раз вопрос встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России. После долгих переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях главы государства был вынесен на всенародный референдум. В итоге президент сохранил свой пост.

В сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета, снова встал вопрос об импичменте. Тут возник конфликт между X Съездом и исполнительной властью, которая не признала его законность. Разрешилась ситуация, как известно, с применением оружия. А в 1998-1999 годах в Госдуме была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте Ельцина. Однако во время голосования ни одно из обвинений, выдвинутых против президента, не получило поддержки большинства депутатов.

Всего год продержался на своем посту третий президент Литвы Роландас Паксас. В 2004 году сейм объявил ему импичмент. Поводом стало предоставление гражданства Литвы российскому бизнесмену Юрию Борисову. Тот якобы пожертвовал 400 тысяч долларов на избирательную кампанию президента. Сам литовский лидер заявлял, что не намерен служить ни американцам, ни России, а только литовскому народу. И это, по словам Паксаса, не понравилось тем странам, которые думают, что они управляют миром.

1) Импичмент - (от англ. impeachment) - конституционным законодательством стран () привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. И. предусмотрен законодательством США, Великобритании, Японии и ряда др. стран. В качестве примера угрозу применения И. по отношению к у США Р.Никсону, ушедшему в отставку в 1974 г. в с так называемым «Уотергейтским делом». РФ 1993 г. предусматривает, что Президент отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Соответствующие решения Государственной и Совета Федерации принимаются двумя третями голосов.

2) Импичмент - (англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая привлечения к суду парламента высших должностных лиц го рства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей элиты со стороны населения и демократических политических институтов. Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференциации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент возможен в любом демократическом государстве. Практически все конституции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие - одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлечения к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент применялся в США, Англии, некоторых других странах. В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со стороны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Реакцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как подобный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское недовольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не торжества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать законодательство для достижения корпоративно-политического результата.

3) Импичмент - - досрочного освобождения главы го рства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

4) Импичмент - - , применяемая для привлечения к ответственности или отрешения от должности высшего представителя исполнительной власти.

5) Импичмент - (англ, impeachement обвинение) - процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ - Федеральный Конституционный суд, во Франции - Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). РФ привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Импичмент

(от англ. impeachment) - предусмотренный конституционным законодательством ряда стран особый порядок (процедура) привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. И. предусмотрен законодательством США, Великобритании, Японии и ряда др. стран. В качестве примера достаточно напомнить угрозу применения И. по отношению к Президент у США Р.Никсону, ушедшему в отставку в 1974 г. в связи с так называемым «Уотергейтским делом». Конституция РФ 1993 г. также предусматривает, что Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Соответствующие решения Государственной Думы и Совета Федерации принимаются двумя третями голосов.

(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц го суда рства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государственной элиты со стороны населения и демократических политических институтов. Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференциации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент возможен в любом демократическом государстве. Практически все конституции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие - одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлечения к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент применялся в США, Англии, некоторых других странах. В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со стороны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Реакцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как подобный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское недовольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не торжества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать законодательство для достижения корпоративно-политического результата.

Процедура досрочного освобождения главы го суда рства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

Процедура, применяемая для привлечения к ответственности или отрешения от должности высшего представителя исполнительной власти.

(англ, impeachement обвинение) - процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Процедура И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ - Федеральный Конституционный суд, во Франции - Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). Президент РФ может быть привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз - согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент - Борис Ельцин .

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России . Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум , в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления обе ветви власти сохранили свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого, однако, не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешён вооружённым путём в ходе событий 3-4 октября .

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998-1999 годах. Президент Ельцин обвинялся Государственной думой по четырём пунктам: развал СССР , развязывание войны в Чечне , ослабление обороноспособности и безопасности России, роспуск Верховного Совета в 1993 году . Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной («Яблоко ») (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов), и процедура была прекращена.

В других странах

Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Например, в конце XX - начале XXI века были отрешены от должности президенты: Бразилии Фернанду Колор (1990-1992) и Дилма Русеф (2011-2016), Перу Альберто Фухимори (Конгресс не принял его добровольной отставки и провёл процедуру импичмента с запретом на политическую деятельность), Индонезии Абдуррахман Вахид и Литвы Роландас Паксас . Импичмент Паксаса () при этом стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе .

Лихтенштейн

В отличие от большинства других стран в конституции Лихтенштейна процедура отстранения от власти князя инициируется гражданами и проводится через всенародный референдум .

Филиппины

Импичмент на Филиппинах следует процедурам, похожим на процедуру в Соединённых Штатах Америки. Согласно разделам 2 и 3 статьи 11 Конституции Филиппин, Палата представителей Филиппин имеет исключительное право инициировать все случаи импичмента против президента, вице-президента, членов Верховного суда, членов Конституционных комиссий и омбудсмена . Когда треть её членов одобрила статьи импичмента, они затем передаются в Сенат Филиппин.

Напишите отзыв о статье "Импичмент"

Примечания

Литература

Ссылки

  • - статья из энциклопедии «Кругосвет»

Отрывок, характеризующий Импичмент

– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.

Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.
Je suis, etc.
(signe) Alexandre».
[«Государь брат мой! Вчера дошло до меня, что, несмотря на прямодушие, с которым соблюдал я мои обязательства в отношении к Вашему Императорскому Величеству, войска Ваши перешли русские границы, и только лишь теперь получил из Петербурга ноту, которою граф Лористон извещает меня, по поводу сего вторжения, что Ваше Величество считаете себя в неприязненных отношениях со мною, с того времени как князь Куракин потребовал свои паспорта. Причины, на которых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никогда не могли бы заставить меня предполагать, чтобы поступок моего посла послужил поводом к нападению. И в действительности он не имел на то от меня повеления, как было объявлено им самим; и как только я узнал о сем, то немедленно выразил мое неудовольствие князю Куракину, повелев ему исполнять по прежнему порученные ему обязанности. Ежели Ваше Величество не расположены проливать кровь наших подданных из за подобного недоразумения и ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше Величество, еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны.
(подписал) Александр». ]

13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону.
Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми.
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]

Россия познакомилась с понятием импичмента в девяностые годы уже минувшего столетия. Об этом мы расскажем чуть позже, а пока речь пойдёт о том, откуда импичмент вообще взялся. Как ни странно, его придумали в Британии .

Несмотря на то, что Великобритания - монархия с многовековой историей, её политический опыт оказался весьма полезен для других государств. А ещё именно здесь чуть ли не впервые в европейской истории стали предпринимать попытки урезонить разошедшихся монархов и их фаворитов.

Дело было в далёком 14 веке. Именно тогда Палата Общин британского парламента решила, что пора приструнить фаворитов короля, которые уж больно много стали себе позволять. Но в силу того, что эти господа были исключительно высокого происхождения, Палата Общин повлиять на них самостоятельно не могла и начала действовать более чем решительно.

Прежде отдавать министров под суд имел право только король. В принципе, всё логично - глава государства должен сам разобраться с тем, хорошо министр работает или начал присваивать казённое имущество и совершать противоправные действия. Увы, монарх далеко не всегда мог или хотел разбираться, а простому народу приходилось туго.

Когда терпение Палаты Общин дошло до критической точки, господа, входящие в её состав взяли ситуацию в свои руки: фактически присвоили себе право отдавать королевских министров под суд. Разбирательства по таким делам передавались в ведение Палаты лордов и золотые деньки фаворитов кончились.

Вся эта дивная процедура выдвижения уголовного обвинения перед лордами и получила название "импичмент". В истории британского прецедентного права последний раз импичмент применяли в самом начале 19 века - в 1806 году. Но на этом история импичмента не закончилась.

Прецеденты в США

До начала знаменитой Войны за Независимость значительная часть Америки была занята британскими колониями. И когда 13 штатов отвоевали право на самостоятельность, возник вопрос законотворчества.

Те, кто стоял у руля молодой и независимой Америки, решили обратиться к опыту Британии. Среди принятого на вооружение оказался и импичмент. Правда содержание этого понятия откорректировали в соответствии с текущими нуждами. Теперь так стали называть выдвижение обвинений против федерального должностного лица вплоть до судей и президента Нижней палатой перед Сенатом. Причём аналогичная процедура предусмотрена в каждом из штатов для губернатора и других должностных лиц.

Верхняя палата Сената, так же, как и в Англии, выступает в качестве судебной инстанции, и президент не имеет права помилования по приговорам Сената. Таким образом, импичмент в точном смысле является лишь первым этапом процедуры отрешения от должности по уголовному обвинению, хотя в наше время этим словом стало принято называть весь процесс отрешения.

Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году. Обвинения были выдвинуты против сенатора Уильяма Блаунта из Теннесси: его подозревали в сговоре с британцами.

Дважды процедура импичмента была инициирована против президентов, но в обоих случаях в Сенате нужного количества голосов набрано не было и обвинения сняли. Этими президентами были Эндрю Джонсон в 1868 и Билл Клинтон в 1998-99 годах.

Уотергейтский скандал стал причиной инициации процедуры импичмента в отношении Ричарда Никсона в 1974 году. До конца дело так и не было доведено: Никсон добровольно подал в отставку. Помимо президентов под процедуру импичмента в Соединённых Штатах попали несколько местных чиновников и судей.

Импичмент в России


Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, процедуру отрешения от должности в отношении президента инициировать можно. Для этого Государственная Дума должна подать представление в Совет Федерации и если наберётся две трети голосов - начнётся процедура отрешения.

В новейшей истории России процедура импичмента была инициирована трижды в отношении Бориса Ельцина, причём все формальности, предусмотренные Конституцией, были соблюдены только однажды. Первые две попытки отрешить главу государства от должности предпринимались в марте и сентябре 1993 года. Третья - в 1998-99 годах. Процесс не продвинулся дальше голосования в Государственной Думе.

Прецеденты в других странах

Если говорить об импичменте в других странах, то в большинстве государств подобная процедура в отношении высших должностных лиц предусмотрена и закреплена в законодательстве. Несмотря на это, импичмент инициируется в редких случаях.

В конце 20 - начале 21 века импичмент был инициирован и доведён до конца в отношении следующих президентов:

  • Бразилия - Фернанду Колор,
  • Индонезия - Абдуррахман Вахид,
  • Литва - Роландас Паксас. Импичмент в отношении Паксаса стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе.
  • Конституционное право Российской Федерации
  • Конституция Российской Федерации
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Отрешение от должности Президента Российской Федерации"

Импичмент - это формальный процесс, в котором высокопоставленный чиновник обвиняется в незаконной деятельности. Его итогом, в зависимости от и ее законодательства, может стать снятие лица с должности, а также другие .

Импичмент не следует путать с перевыборами. Любой процесс выборов, как правило, инициируется избирателями и может быть основан на «политических обвинениях» и народном несогласии, например, халатном отношении к своим обязанностям, а импичмент инициируется конституционным органом (обычно законодательным) и чаще всего основывается на уголовных преступлениях.

Понятие возникло во второй половине XIV века в Англии в качестве орудия против королевского произвола: тогда Палатой общин было возложено на себя суда королевских министров, хотя до этого им обладал только король. Поначалу им лишь первый этап смещения монарха (обвинение государственного лица в преступлении и его суд), но в настоящее время так обозначается весь процесс, вплоть до вынесения решения.

Президент России может быть отрешен от должности, если члены Государственной Думы (которые инициируют процедуру через формирование специального следственного комитета) и Совет Федерации России проводят голосование, и в ходе него набирается две трети голосов в пользу импичмента. Кроме того, Верховный Суд должен посчитать президента виновным в государственной измене или аналогичном тяжелом преступлении против нации, а Конституционный суд - подтвердить, что процедура импичмента производится согласно Конституции Российской Федерации. В 1995-1999 годах Государственная Дума несколько раз пыталась привлечь к ответственности президента Бориса Николаевича Ельцина, но не набралось достаточного количества голосов в пользу осуществления процесса.

Видео по теме

Главным инструментом в борьбе с любыми нарушениями закона высокопоставленными лицами для современных цивилизованных стран был и остается так называемый импичмент или выражение недоверия. В большинстве случаев это понятие касается вопроса компетенции главы государства.

История термина

Импичмент или вотум недоверия, как правило, касается преступлений главы государства, связанных с государственной изменой, нарушением главного закона страны - конституции и прочих серьезных правонарушений, являющихся основанием для отстранения от занимаемой должности или поста.

Само слово «импичмент» имеет английские корни и в дословном переводе обозначает обвинение или осуждение. Импичмент появился в Англии в 14 веке, именно тогда Палата общин была наделена властью придавать суду высших чиновников. Механизм подобной процедуры, как правило, прописан в официально действующем законодательстве и является одной из важной характеристик любой демократической страны.

История проведения процедуры

Самой распространенной схемой проведения импичмента является модель, прописанная в конституции Соединенных штатов, где, кстати говоря, процедура импичмента послужила основанием для досрочного снятия с президента Ричарда Никсона.

Основными действующими органами, принимающими участие в вынесении решения, являются нижняя и верхняя палата , при этом первая из них лишь выдвигает обвинение, в то время как рассматривает его с вынесением последующего вердикта. В некоторых странах к решению подобных вопросов привлекаются органы высшего суда: в Германии и Италии - Конституционного, в Португалии и Финляндии - Верховного, во Франции - Высокой палаты правосудия.

Недоверие по-русски

В нашей стране процедура импичмента проходит при непосредственном взаимодействии государственной Думы, Верховного и Конституционного судов, выносящих окончательный вердикт по наличию или отсутствию факта совершения правонарушения против своей страны. При этом главным требованием к началу процедуры импичмента является собранная из представителей Думы комиссия, а также инициатива проведения подобной процедуры со стороны не менее, чем трети депутатов. Для того чтобы механизм был запущен, предусматривается определенная квота голосов, выступающих за рассмотрение дела, оно не должно быть меньше двух третьих от общего числа представителей каждой из палат.

Не всем известно, что в России подобная процедура проводилась дважды, в обоих случаях она не была доведена до конца и была применена к действующему на тот моменту