Все смыслы названия пьесы вишневый сад. Глубокий смысл произведения А. П. Чехова "Вишнёвый сад". Символизм названия пьесы

Жизненный путь Чехова тонкой, невидимой нитью соединяет между собой две эпохи – два совершенно разных века. Старым порядкам и традициям на смену приходят новые настроения, стремления, идеи и идеалы. И именно в пьесе “Вишневый Сад” видна эта паутина бытия, сотканная умелыми руками и переданная людям в понятной, увлекательно-поучительной форме.

Герои Чехова не живут настоящим: смысл их, немного жалкого, существования заключен либо в консервативном прошлом, либо в футуристическом будущем. Единственное связующее звено в этом маленьком

Мире – вишневый сад. Это идеал для обеих сторон, но, к сожалению, люди не в силах оттолкнуться от своих взглядов. Они, как дерево, пустившее свои корни вглубь земли.

В этом саду трудились предки Раневских, чьи лица взирают на Петю и Аню “с каждого листика, с каждой ветки в саду”. Сад – это то, что существовало всегда, еще до рождения Фирса, Лопахина, Раневской, в нем воплощена истина жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе,

Ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то, что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники – это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Но, что на самом деле представляет собой такая простая фраза “вишневый сад “? Если обратиться к ней, как к обычным словам, к реальности, то ответ прост!

Вишневый сад можно представить обычным участком земли, на котором высажены деревья. Из года в год они непоколебимо стоят; цветут ли, стареют ли, плодоносят ли – все это обычное размеренное течение природы. Но стоит немного вникнуть в смысл, уйти в фантазию, и перед тобой сад. Вишневые деревья в самом цвету – все вокруг белым-бело. Чудный, ненавязчивый аромат наполняет собой мир. Дуновение ветра, и крохотные лепестки, срываясь с мест, летят и кружатся в хороводе, бесшумно опускаясь на когда-то яркую, сочно-зеленую траву, теперь же покрытую ковром теплого снега. И можно только сейчас почувствовать себя частью этого сада, его неотъемлемой составляющей. Вот, что значит для каждого живущего в поместье “Вишневый сад”. Для них – это часть души, с которой невозможно расстаться и больно потерять.

Вишневый сад – это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь – связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени...
  2. Смысл названия повести “Собачье сердце” Мне кажется, что название повести “Собачье сердце” имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа...
Тема уходящих в прошлое идиллически прекрасных «дворянских гнезд» встречается в творчестве разных представителей русской культуры. В литературе к ней обращались Тургенев и Бунин, в изобразительном искусстве – Борисов-Мусатов. Но только Чехову удалось создать такой емкий, обобщенный образ, каким стал описанный им сад.

О необыкновенной красоте цветущего вишневого сада говорится уже в самом начале пьесы. Один из его хозяев Гаев сообщает, что сад упоминается даже в «Энциклопедическом словаре». Для Любови Андреевны Раневской вишневый сад связан с воспоминаниями , об ушедшей молодости, о времени, когда она была так безмятежно счастлива. В то же время, вишневый сад – это и хозяйственная основа имения, некогда связанная со страданиями крепостного крестьянства.

«Вся Россия – наш сад»

Постепенно становится очевидным, что вишневый сад для Чехова – это воплощение всей России, оказавшейся на историческом переломе. На протяжении всего действия пьесы решается вопрос: кто же станет хозяином вишневого сада? Сумеют ли сохранить его Раневская и Гаев как представители старинной дворянской культуры или он попадет в руки Лопахина – капиталиста новой формации, который видит в нем лишь источник дохода?

Раневская и Гаев любят свою усадьбу и вишневый сад, но они совершенно не приспособлены к жизни и не могут ничего изменить. Единственный человек, который пытается помочь им спасти продающуюся за долги усадьбу, – это богатый купец Ермолай Лопахин, чьи отец и дед были крепостными. Но Лопахин не замечает красоты вишневого сада. Он предлагает вырубить его и сдавать освободившиеся участки в аренду дачникам. В конечном итоге, именно Лопахин становится хозяином сада, и в финале пьесы слышится звук топора, безжалостно вырубающего вишневые деревья.

Среди персонажей чеховской пьесы есть и представители молодого поколения – это дочь Раневской Аня и «вечный студент» Петя Трофимов. Они полны сил и , но им нет дела до судьбы вишневого сада. Ими движут другие, абстрактные идеи о преобразовании мира и счастье всего человечества. Однако за красивыми фразами Пети Трофимова, как и за пышными разглагольствованиями Гаева, не стоит никакой конкретной деятельности.

Название пьесы Чехова исполнено символики. Вишневый сад – это вся Россия в переломную эпоху. Автор задумывается о том, какая судьба ожидает ее в будущем.

Жизненный путь Чехова тонкой, невидимой нитью соединяет между собой две эпохи - два совершенно разных века. Старым порядкам и традициям на смену приходят новые настроения, стремления, идеи и идеалы. И именно в пьесе «Вишневый Сад» видна эта паутина бытия, сотканная умелыми руками и переданная людям в понятной, увлекательно-поучительной форме.

Герои Чехова не живут настоящим: смысл их, немного жалкого, существования заключен либо в консервативном прошлом, либо в футуристическом будущем. Единственное связующее звено в этом маленьком мире – вишневый сад. Это идеал для обеих сторон, но, к сожалению, люди не в силах оттолкнуться от своих взглядов. Они, как дерево, пустившее свои корни вглубь земли.

В этом саду трудились предки Раневских, чьи лица взирают на Петю и Аню "с каждого листика, с каждой ветки в саду". Сад - это то, что существовало всегда, еще до рождения Фирса, Лопахина, Раневской, в нем воплощена истина жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то, что это принесло бы им солидный доход: "Дачи и дачники - это так пошло, простите". Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает.

Но, что на самом деле представляет собой такая простая фраза «вишневый сад»?

Если обратиться к ней, как к обычным словам, к реальности, то ответ прост! Вишневый сад можно представить обычным участком земли, на котором высажены деревья. Из года в год они непоколебимо стоят; цветут ли, стареют ли, плодоносят ли – все это обычное размеренное течение природы. Но стоит немного вникнуть в смысл, уйти в фантазию, и перед тобой сад. Вишневые деревья в самом цвету – все вокруг белым-бело. Чудный, ненавязчивый аромат наполняет собой мир. Дуновение ветра, и крохотные лепестки, срываясь с мест, летят и кружатся в хороводе, бесшумно опускаясь на когда-то яркую, сочно-зеленую траву, теперь же покрытую ковром теплого снега. И можно только сейчас почувствовать себя частью этого сада, его неотъемлемой составляющей.

Вот, что значит для каждого живущего в поместье «Вишневый сад». Для них – это часть души, с которой невозможно расстаться и больно потерять. Вишневый сад - это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь - связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной.

На протяжении всей пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» мы наблюдаем за тем, как главные герои теряют свое родовое имение. С домом, «окутанным» вишневым садом, у Раневской и Гаева связаны воспоминания всей жизни – счастливое детство, молодость, первая любовь, первая радость и первые слезы.

Эти люди жили так, как им велело их происхождение и воспитание: беззаботно и бездумно, витая в «высших сферах» и не «опускаясь на землю». И вот, как гром среди ясного неба, известие – имение продают, потому что платить за него больше нечем. Что-либо предпринять герои не могут, потому что просто не способны на это. Им жаль терять свой дом, который ассоциируется у них с самой жизнью и родиной, но они смирились с этим.

В финальном эпизоде пьесы, когда Раневская, ее дети, Гаев окончательно убедились в потере имения (его купил Лопахин), они готовятся к отъезду. Именно в этом эпизоде проясняется, как сложится дальнейшая судьба всех героев.

Замужество Вари, старшей дочери Раневской, так и не устроилось – Лопахин, несмотря на свой деловой и цепкий характер, не смог сделать девушке предложение. Поэтому участь ее решена - она будет работать экономкой у помещиков Рагулиных. Всю жизнь прослужив экономкой в собственном доме, эта героиня не знает, где еще применить себя, чем заняться. Ей остается только вести хозяйство у тех, кто пока сумел сохранить свое имение.

Последняя фраза Пети – «Здравствуй, новая жизнь!» - говорит о его надеждах и мечтах. Но мы понимаем, что во многом они иллюзорны. Это драматург подчеркивает тонкими деталями, в частности, описанием галош Пети: «И какие они у вас грязные, старые...»

Эти характеристики снижают облик героя, превращают его из героя во всего лишь жалкого «вечного студента», замахнувшегося на непосильную ему роль.

Постепенно герои, один за одним, уходят из комнаты. Интересно наблюдать, как ведет себя Лопахин. Этот человек, по сути, является победителем. Ему достался вишневый сад, теперь он здесь полновластный хозяин.

Лопахин так и ведет себя: с достоинством, без претензий, но именно он распоряжается в доме, не чувствуя никакой вины перед его бывшими владельцами: «Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем!..»

Ермолай Алексеевич покидает этот дом до весны, оставляя присматривать за ним своего управляющего – Епиходова. Надо отдать должное этому герою – он обладает должным тактом, чтобы оставить Гаева и Раневскую наедине с их домом. Или может быть, ему нет до этого никакого дела? В любом случае, бывшие владельцы только после ухода всех смогли дать волю своим чувствам и проявить свое истинное отношение к потерянному вишневому саду.

Гаев в финальной сцене, казалось бы, ведет себя как обычно - он ни во что не вмешивается. И лишь в самом начале этот герой пытается показать, как ему больно от потери вишневого сада. Однако и это, искреннее, чувство облачается у него в высокопарные и жалкие слова: «Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо...»

В окружающих такие излияния Гаева вызывают лишь резкое неприятие: «Аня (умоляюще). Дядя!

Варя. Дядечка, не нужно!»

И тогда герой вновь прячется в свой «шутовской футляр»: «Дуплетом желтого в середину... Молчу...»

Когда Раневская и Гаев остаются наедине, то герой ищет поддержки у сестры. Он несколько раз повторяет: «Сестра моя! Сестра моя!» Раневская же – вся в своем горе, несколько напыщенном и показном, как и все у этой героини. Она прощается с любимым садом, со всей своей жизнью, ведь через несколько мгновений она уедет из России, теперь уже навсегда.

Эти герои не спрашивают себя, почему так все получилось, что они могли сделать для того, чтобы вернуть сад. Эти вопросы как бы не касаются их. Они чувствуют себя жертвами судьбы, жестокого рока и ведут себя соответственно.

Казалось бы, пьеса окончена. Все герои уходят. За сценой раздается символический стук топора, напоминающий о неотвратимой гибели дворянской России.

Но на сцене появляется еще один герой, который, наверное, больше, чем все другие, олицетворяет собой эту уходящую Россию. Оказывается, в потоке своих чувств и забот все герои забыли про старика Фирса. Больной и немощный, он остался один в заколоченном доме. Мы понимаем, что здесь он и умрет.

Слова Фирса о том, что «силушки у него не осталось», еще раз говорят о гибели той страны и того уклада, которые этот герой олицетворяет. Уходит старая Россия, уходят и люди, жившие в ней, уходит весь прежний уклад и образ мысли.

В самом финале пьесы это еще раз подчеркивают символические детали – звук лопнувшей струны («тихий, печальный») и звук топора, рубящего дерево.

Таким образом, финальная сцена «Вишневого сада» дает окончательные характеристики основным героям пьесы, намечает их дальнейшую судьбу. Именно здесь проявляются все лейтмотивы этого произведения и утверждается его основная мысль – старая Россия уходит в небытие, на смену ей идет совершенно новый уклад.

Какие ассоциации вызывает у читателей словосочетание «Вишнёвый сад»? Сразу вспоминается родной отчий дом, где так тепло и уютно. В воспоминаниях оживает сад, где можно беззаботно порезвиться и вдоволь наесться вкусных плодов. В жизни героев пьесы вишнёвый сад играет важную роль. Упоминание о нем проносится через все произведение. Для Любови Раневской и Гаева — это память о прекрасной молодости, чистоте и беспечном детстве. Раневская даже мысли не допускает, что можно жить без этого сада, ставшего для неё частью её самой.

Любовь Раневская — натура утончённая, эмоциональная, не любит стеснять себя в деньгах. Даже оказавшись в долгах, она и мысли не допускает, чтобы принять предложение Лопахина пустить сад под топор и сдать участки в аренду. Она не может отпустить прошлое, где она была счастлива. Цветущий сад напоминает ей те времена. Её проблема и ошибка в том, что она не живёт в реальности. Раневская живёт прошлым и не желает прислушиваться к практичным советам, которые спасли бы её положение.

Каждый из персонажей пьесы застал вишнёвый сад в разные моменты. Фирса, старого слуги, ещё на свете не было, когда посадили деревья. Раневская увидела этот сад уже цветущим. А Лопахин, всматриваясь в деревья, в листья, видит страдания своих предков-крепостных. И вот все они стали свидетелями того, как прекрасный сад прекратил своё существование.

Вишнёвый сад является символом красоты, молодости, чистоты. Он напоминает о том, что красота не вечна, она рано или поздно пройдёт, поэтому нельзя слишком к ней привязываться. Иначе можно потерпеть жестокое разочарование, как это случилось с Раневской.

По мере развития действия читатель видит, как тесно переплетаются прошлое и настоящее. Чехов на примере отдельного сада пытается показать состояние всей России. В пьесе есть фраза «Вся Россия — наш сад». Символична и смерть Фирса, которого забыли в заколоченном доме. Он воплощал в себе дух старого времени, он знал все моменты из жизни поместья. Он как бы напоминал, что прошлое ещё живо.