Основные направления совершенствования системы образования. Управление образованием: проблемы и основные направления совершенствования. · учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и сред

В статье рассматриваются особенности перехода высшего профессионального образования России на двухуровневую систему. Раскрыты основные компоненты Болонской декларации: модульность построения курсов, система зачетных единиц, дипломы. Рассмотрены этапы перехода к модульному обучению и модернизации российских образовательных стандартов высшего профессионального образования (Работа выполнена в рамках проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»).
Ключевые слова:
Бакалавр, болонская модель, двухуровневая система образования, кредит, магистр, модуль, система зачетных единиц, учебный план.
Современный этап модернизации высшего профессионального образования России характеризуется активным переходом на двухуровневое образование. «Декларация о европейском образовательном пространстве для высшего образования» явилась основным документом модернизации высшей школы Европы.
Болонская декларация призвана обеспечить сближение европейских стран в формировании единого европейского образовательного пространства, в основе которого лежат три основных принципа:
— введение двухступенчатого высшего образования (в Берлине было предложено в качестве третьей ступени высшего образования рассматривать подготовку «докторов философии»);
— введение системы зачетных единиц (ECTS) для унификации количественного учета получаемого образования;
— обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его оценки.
Участие стран Европы в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования, а направлено на сопоставимость систем образования, обеспечивая потребности международного сообщества. Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в рамках Болонского процесса, является вопрос о сопоставимости дипломов. Модель диплома разработана на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста и содержания полученной подготовки. Приложение содержит восемь разделов, которые носят обязательный характер и должны заполняться максимально полно и точно: информация об обладателе квалификации; информация о полученной квалификации; сведения об уровне квалификации; информация о содержании обучения и полученных результатах; профессиональная характеристика квалификации; дополнительная информация; сведения о сертификации диплома; общая информация о национальной системе образования.
Целью Болонского процесса является формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам .
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют :
— для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
— для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
— для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
И бакалавриат, и магистратура — самодостаточные уровни высшего образования. Бакалавриат является массовой ступенью высшего образования. В магистратуру можно будет поступить сразу или через несколько лет после получения степени бакалавра, уже имея значительный профессиональный и жизненный опыт. На конференции в Берлине в 2003 г. к этим двум уровням обучения (бакалавриат и магистратура) был добавлен третий — аспирантура.
Поскольку бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве двух уровней высшего образования с отдельными вступительными испытаниями, отдельными государственными образовательными стандартами и самостоятельной итоговой аттестацией, то лицензирование, аттестацию и аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предполагается осуществлять раздельно . Важную роль в образовании играет оценка знаний, которая определяет успешность изучения отдельных дисциплин, образовательных модулей. В рамках Болонского процесса в качестве механизма обеспечения прозрачности образовательных структур рекомендована кредитная система ECTS (European Credit Transfer System — Европейская система перезачетов результатов обучения). Она включает в себя методы измерения и сравнения достижений и успехов в обучении с последующим их переносом из одного высшего учебного заведения в другое. Принятие кредитной системы в качестве международного эталона не означает, что страны-участницы должны отказаться от национальных систем оценки результатов обучения, необходимо адаптировать ECTS к особенностям российского образования.
Кредит также представляет собой способ определения количественных результатов обучения — набора компетенций (что студент будет знать, понимать или чем способен владеть после завершения процесса обучения). Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, выполнение выпускной квалификационной работы и т. д.) и отражают требуемое количество времени занятий по каждому из них по отношению к полному объему работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе. Проблема в том, что российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику преподавания дисциплин в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы (учебники, библиотеки, лаборатории), то у нас, как известно, учитываются только аудиторные академические часы.
Болонская модель обучения базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенное изменение устоявшихся в российской системе высшего образования отношений между преподавателем, студентом и ВУЗом. Она дает им большую свободу, но одновременно требует и самостоятельности.
Еще одним важным звеном Болонской системы является модульно-кредитная система контроля знаний студентов. Модуль — это один из зачетных блоков по дисциплине, который включает в себя определенное количество лекций или семинарских занятий, объединенных общей тематикой. Для каждого модуля рассчитывается количество баллов, которое должен набрать студент. Внедрение модульно-рейтинговой системы контроля знаний предполагает разнообразие видов работы студентов, позволяет активизировать их деятельность.
Адаптивная к потребностям студентов программа обучения — идеальный вариант, однако, программы бакалавриата включают большое количество обязательных дисциплин и фиксированное число часов аудиторных занятий. Переход на модульное обучение предполагает наличие нескольких этапов:
— переход на модульное обучение путем модульного формирования дисциплин, действующих учебных планов, использование модульного принципа при разработке курсов.
— переход на блочно-модульное обучение на основе выявления междисциплинарных связей и формирования блочно-модульных учебных планов на основе разработанных государственных стандартов и принятой в единой европейской зоне высшего образования системы оценки знаний.
— переход на кредитно-модульную систему обучения студентов, обеспечивающий мобильность студентов и преподавателей, так как планирование учебных планов системы предполагает преподавание в вузах европейских дисциплин.
Переход от традиционной отечественной системы обучения к двухуровневой в первую очередь касается разработки новых принципов построения учебных планов и содержания действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Совершенствование учебных планов направлений и специальностей, разработанных на основе действующих государственных образовательных стандартов, предполагает:
— Использование трех форм учебного плана по каждому направлению (специальности): базовые учебные планы; индивидуальные учебные планы; рабочие планы.
— Объединение циклов общих гуманитарных и социально-экономических и естественно-научных дисциплин в единый цикл «общеобразовательные дисциплины», на освоение которого выделяется определенное количество кредитных единиц.
— По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы учебный рабочий план может включать три группы дисциплин: изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно; изучаемых по своему выбору.
Немаловажным является тот факт, что кроме реформирования российской системы образования, возникает необходимость разработки новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В 2006 г. был принят законопроект, вводящий в соответствии с Конституцией РФ «Федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС). Проект макета нового стандарта высшего профессионального образования учитывает весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений, но в его основе лежит не регламентация содержания образования, а установление требований к компетенциям выпускника, а также к знаниям и умениям по крупным модулям программы .
Российские образовательные стандарты третьего поколения должны разрабатываться на концептуально новой основе, отличной от концепции стандартов первого и второго поколения. Новые стандарты призваны расширить возможности вузов относительно структуры, содержания и профилей высшего образования, а также формирования различных образовательных траекторий для студентов. Академическая и профессиональная составляющие должны рассматриваться как взаимодополняющие.
С поэтапным введением новых образовательных стандартов и реформировании системы образования будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с учетом требований личности, общества и современного рынка труда . Вопрос присоединения России к европейским интеграционным процессам носит комплексный характер. Совершенствование российской системы высшего образования в рамках международных интеграционных тенденций — проблема, требующая очень взвешенных подходов.
Таким образом, к преимуществам двухуровневой модели обучения можно отнести: гибкость учебных программ, способствующую академической мобильности студентов и преподавателей; обеспечение непрерывного образования (возможность в зрелом возрасте для обладателя диплома бакалавра вернуться в вуз для получения новых знаний по мере возникновения в них потребности); сближение с общеевропейским образовательным пространством для отечественной высшей школы.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. — 2004. — № 1.
2. Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)» // Экономика образования. — 2005. — № 6.
3. Розина Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 3.
4. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», Принят Государственной Думой 11 октября 2007 года — Москва, Кремль, 24 октября 2007 года.
Герова Н.В. Российский научный журнал №1 (..2010)

Отечественные ученые-экономисты обращают внимание на то, что государство невозможно представить себе без власти, с помощью которой оно обеспечивает реализацию интересов всего общества в развитии социальной инфраструктуры. Финансируя учреждения образования, науки и другие в нематериальной сфере, государство создает условия для их нормального функционирования.

Особенно велика роль государства в формировании человеческого капитала и передаче технологий, являющихся важным фактором экономического роста, воспроизводства рабочей силы. Осуществляет эти функции государство через сеть собственных учебных заведений либо посредством обеспечения единства требований к учебному процессу в негосударственных образовательных структурах.

В научной литературе понятие «управление» определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (например, государства) на объект управления (например, систему образования) для достижения определенных результатов.

Чтобы обеспечивать устойчивую связь между управляющей и управляемой подсистемами, необходимо налаживать обратную связь, которая дает информацию о фактическом выполнении управленческих решений и достижении намечаемых результатов.

Одной из главных целей государственного управления является обеспечение: целостности и упорядоченности экономической системы (включая систему образования); эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждого гражданина, получение им конституционно гарантированного общедоступного и бесплатного качественного образования; адекватного реагирования на постоянно изменяющиеся требования российского и мирового рынка труда.

Сущность управления заключается в деятельности управляющих органов по выработке управляющего воздействия и организации его осуществления.

В современных условиях управленческая деятельность достаточно многообразна и направлена на решение большого круга целей и задач, осуществление многочисленных и весьма сложных мероприятий, включая федеральные целевые программы в сфере образования.

Управление целесообразно рассматривать одновременно и как управленческую деятельность, и как механизм управления.

Проводимые в стране научные исследования анализируют достоинство и недостатки государственного управления, вскрывают тенденции и перспективы его развития. Разрабатываются предложения по совершенствованию государственного управления.

Общеизвестно, что в России наибольший управленческий потенциал в разветвленной управляющей системе сосредоточен у государства. Реальные импульсы организационного воздействия на систему образования идут от структур законодательной и исполнительной власти государства.

Государственное управление системой образования - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений в сфере образования путем деятельности всех ветвей государственной власти, их органов, государственных служащих.

Следует иметь в виду, что существуют определенные пределы государственного управления. Хотя волевая составляющая государственного управления имеет большое значение, однако возможности регулятивной деятельности государства имеют определенные границы. И на разных этапах развития страны роль государственного регулирования видоизменялась.

Так, действующее законодательство в сфере образования предусматривает, что: образовательное учреждение является юридическим лицом; государственная политика в сфере образования основывается на таких принципах, как свобода и плюрализм, закреплен демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений; самостоятельность учреждений в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников и учебных пособий в соответствии с образовательной программой; образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

В действующем федеральном законодательстве специально выделяются статьи об управлении системой образования:

В Законе РФ «Об образовании» - это статьи 28-38;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статьи 24, 26.

В законодательстве четко определена компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере образования. При этом на федеральном уровне можно проследить компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием. Указан порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием.

Вопросам системы образования посвящены:

В Законе РФ «Об образовании» - статья 8 «Понятие системы образования»;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статья 4 «Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования».

Для того чтобы рассмотреть вопрос о совершенствовании управления системой образования, надо прежде всего выяснить, что же является объектом управления в данном случае.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

Взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В статье 9 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» указано, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Ранее мы уже упоминали, что одной из целей государственного управления является обеспечение целостности и упорядоченности системы образования. В то же время вызывает удивление, что в Законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты» почему-то не включены в перечень государственных образовательных стандартов, устанавливаемых федеральным законом, государственные стандарты дошкольного и всех уровней профессионального образования.

Тем самым не обеспечивается принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.

Также полагаю целесообразным уточнить запись пункта 5 статьи 7, указав, что государственные образовательные стандарты обновляются в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового рынка образовательных услуг, не дожидаясь десятилетнего срока их действия. Иначе они устаревают, и подготовка учащихся по ним будет плестись в хвосте мирового развития сферы знаний.

Следующим вопросом совершенствования управления будет модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но вызывает удивление ее некомплексность, замедленность темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей по отдельным регионам.

В целях достижения в России целостности и упорядоченности данного процесса следовало бы конкретизировать виды проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и обязательно сроки завершения каждого из них с указанием, какие результаты намечается достичь по итогам модернизации сети образовательных учреждений.

Проводя, например, работу по строительству и введению современных образовательных учреждений, созданию разного рода образовательных комплексов (школа - колледж - вуз, национальный университет и т.п.), необходимо наметить достижение таких результатов, как повышение качества образования, подготовка конкурентоспособных выпускников. В этих целях требуется ликвидровать вторые смены обучения в школах, уменьшить число обучаемых в классах, оснастить учебный процесс современными компьютерами, применять новейшие технологии обучения, осуществлять подготовку и переподготовку педагогов с учетом требований будущего периода.

Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первым шагом в этом направлении должно быть прекращение многолетних разговоров, обсуждений и экспериментов и наконец-то установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи.

Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.

В связи с расширением международного сотрудничества острым становится вопрос об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах.

Из-за перегруженности сейчас книжного рынка учебниками и учебными пособиями для учебных заведений профессионального образования целесообразно законодательно установить ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий для всех уровней профессионального обучения.

Действие приоритетного национального проекта «Образование» следует определить на длительный период и постоянно значительно увеличивать в нем размеры бюджетного финансирования, как это было определено в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Переход образовательных учреждений из федерального подчинения в регионы и из подчиненности субъектам РФ - органам местного самоуправления должен в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимого финансирования, собственности и запрещением их перепрофилирования.

Необходимо, чтобы Федеральное агентство по образованию было единственным федеральным органом управления образованием. Это позволит устранить действующие сегодня значительные согласования и координирующие действия с федеральными отраслевыми системами образования. Таким путем будет сделан существенный вклад в реализацию проводимой в стране административной реформы.

Еще одним вопросом совершенствования управления образованием является тщательное регламентирование деятельности юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Эти организации включены в систему образования Федеральным законом в 2005 году и требуют четкого формулирования их роли и значения на всех уровнях управления образованием.

Также необходимо иметь в виду, что в условиях происходящих в стране изменений постепенно уточняется роль государства в управлении и контроле с тем, чтобы она отвечала социально-экономическим реалиям, потребностям в образовании общества в целом и каждого его гражданина.

Полагаю необходимым, чтобы законами субъектов РФ по управлению образованием предусматривалось обязательное условие - обеспечение эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для достижения намечаемых в регионах результатов системы образования. Для этого в региональных органах управления образованием следует вводить структурное подразделение с наделением его контролирующими функциями и выделять соответствующие средства на их содержание.

Считаю целесообразным в Законе РФ «Об образовании»:

В ст. 7 предусмотреть установление федеральным законом основных положений государственных образовательных стандартов дошкольного и всех уровней профессионального образования;

В ст. 30 указать о модернизации сети образовательных учреждений с упоминанием конкретных ее направлений;

В ст. 27 записать об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах;

В ст. 28 установить для всех уровней профессионального образования ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию учебников и учебных пособий;

В ст. 41 предусмотреть финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

В ст. 37 определить Федеральное агентство по образованию единственным федеральным органом управления образованием;

В ст. 29 записать о создании в субъектах РФ в органах управления образованием структурных подразделений, осуществляющих контрольные функции.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

В современной постиндустриальной экономике высшую ценность приобретает человеческий капитал, вносящий творческое, созидательное начало в производственные и социальные процессы, в жизнедеятельность в целом. Человеческий капитал как носитель целеустремленности, осмысленности экономических действий придает им духовную насыщенность, интеллектуальность. В то же время в нем воплощен энергетический потенциал, характеризующий возможность длительной отдачи, свойственной капиталу, вложенному для получения будущего дохода.

В силу указанных свойств человеческий капитал, формирующий трудовые ресурсы, становится ключевым фактором обеспечения целенаправленности экономической деятельности, ее эффективности и качества, управляемости. В конечном счете, именно квалификация кадрового потенциала, отношение людей к выполняемой ими работе служат главной предпосылкой производительного труда, высокой отдачи, будь то такие сферы приложения трудовых усилий, как материальное производство или социально-культурная среда.

Одним из основных источников формирования и поддержания качеств, необходимых человеческому капиталу страны, правомерно считать систему образования, охватывающую как общее, так и профессиональное образование в их единстве. В условиях техникотехнологического прогресса, инновационного развития образование стало одним из определяющих условий успеха в самых разных областях.

В нынешнем мире образование наряду с наукой относят к главным ценностям и достижениям человечества, ибо оно служит источником знаний, представлений обо всем сущем, способом постижения тайн мироздания, инструментом проводимых преобразований в природе и обществе. Согласно критериям качества жизни, признанным ООН, в число трех таких критериев включается образование, которое наряду с продолжительностью жизни и величиной душевых доходов населения играет определяющую роль в характеристике жизненных достижений. Денежные доходы человека, его имущественное достояние, уровень и качество жизни в возрастающей степени становятся зависящими от образовательного уровня. Образование открывает доступ к трудоустройству, вхождению в культурные слои обществ, обретению статусности.

Российская образовательная система давно известна своими успехами в придании обучению детей, молодежи, взрослого населения всеобщности, доступности. Особенно значительны результаты, достигнутые в подготовке высококвалифицированных математиков, физиков, инженеров. Однако со временем, в период перехода к рыночной системе хозяйствования многие преимущества российской системы образования были утеряны, возникли значительные, трудноразрешимые проблемы. Частично проявившиеся трудности обладают объективной природой, обусловлены естественными причинами расширения образовательной среды, изменчивости структуры образования. В то же время приходится отмечать, что органы управления образованием в России не справились с задачей реформирования образовательной системы при переходе от советского планирования к рыночному регулированию.

В предшествующие годы постсоветского периода российской истории в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами развития образования были предприняты попытки, осуществлены определенные шаги в направлении встраивания российского образования в мировую систему, в частности, по образу и подобию западноевропейской и американской. Однако оказалось, что зарубежный опыт плохо прививается на российской почве, особенно в условиях, когда он воспроизводится по форме, а не по существу и, к тому же, без учета специфики исторического наследия и российского менталитета.

В школьном образовании после установления обязательной «девятилетки» удалось продвинуться от десятилетней к одиннадцатилетней общеобразовательной школе. Однако попытка перейти на следующую ступень общедоступного образования детей и юношества в виде широко распространенной во многих странах мира двенадцатилетней средней школы оказалась неудачной. Несмотря на уже разработанные стандарты, учебные программы и официальное объявление об ожидаемом переходе к «двенадцатилетке», намеченное продление периода школьного обучения было отменено. Судя по всему, сработали бюджетные ограничения, оказалось, что финансовые возможности российского государства не достаточны для обеспечения столь продолжительного периода бесплатного обучения детей в средней школе.

Чрезмерно поспешными, недостаточно продуманными оказались, на наш взгляд, отдельные реформы в области среднего и высшего профессионального образования, коснувшиеся преобразования организационных форм подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы и специалистов высшей квалификации для удовлетворения нужд разных отраслей экономики, народного хозяйства. По сути, реформирование этой важнейшей части российского образования свелось к воспроизведению распространенных в странах с рыночной экономикой организационно-правовых форм существования и деятельности образовательных учреждений, организаций.

Профессионально-технические училища и техникумы сменили свое название на колледжи; многие высшие учебные заведения, именовавшиеся институтами, превратились в академии и университеты, наряду с государственными вузами появилось множество негосударственных, по сути частных.

Под влиянием перехода к рынку и рыночным методам хозяйствования произошли значительные изменения в структуре подготовки кадров, возобладало безудержное стремление сократить масштабы обучения по инженерно-техническим профессиям в пользу экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, финансистов. Профиль образовательных учреждений перекосился, пришел в несоответствие с реальной структурой хозяйства, производства в России, с потребностями в специалистах, кадрах, рабочей силе отраслей экономики и социальной сферы, системы управления. Отсутствие централизованного, планового распределения выпускников учебных заведений в соответствии с запросами предприятий, организаций, бизнеса породило затруднение в устройстве на работу после завершения процесса обучения.

По нашему мнению, в современной российской действительности наиболее четко прорисовались, обозначились, а частично и обострились, обозначились такие проблемы в сфере общего и профессионального образования, как доступность, структурное совершенство, качество образовательных процессов, сочетание государственного и негосударственного образования, финансирование образовательных программ.

В России имеется значительное количество учебных заведений, способных удовлетворить запросы населения в среднем и высшем образовании. Недостает разве что детских садов, учреждений дошкольного образования, школ в малонаселенных поселках. Но наличие многих учебных заведений еще не означает доступность требуемого, пользующегося спросом работодателей образования для всех желающих учиться и нуждающихся в получении образовательных услуг. При наличии множества школ количество специальных школ, предназначенных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, явно недостаточно, намного ниже потребностей в таких школах.

Если в соответствии с Конституцией Российской Федерации бесплатное общее образование в полном объеме обеспечивается государством, то в специальном, среднем и высшем, послевузовском дополнительном образовании наблюдается иная картина. Поле образовательных услуг, оплачиваемых из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, ограничено ресурсными возможностями этих бюджетов, а в условиях бюджетного дефицита имеет выраженную тенденцию к сокращению, в связи с чем затраты на обучение перекладываются на плечи обучающихся, их родителей, организаций, нуждающихся в специалистах. Хотя государство прилагает заметные усилия в формировании источников финансовой поддержки низкодоходных студентов и способствовании получению образовательных банковских кредитов, финансовая доступность платного образования для многих россиян остается ограниченной и даже снижается.

Как свидетельствует мировая практика, практически ни одно государство не способно обеспечить за счет бюджетных средств профессиональное образование по собственному выбору лиц, желающих его получить. Бюджетные ресурсы России также явно недостаточны для решения подобной задачи. В этих условиях государству следовало бы проводить избирательную, селективную финансовую поддержку претендентов на получение среднего специального и высшего профессионального образования исходя из таких критериев предпочтения, как:

  • - обучение специальностям, профессиям, в которых остро нуждается и в предвидимой перспективе будет испытывать потребность экономика, хозяйство страны, социальная сфера, организации, занятые обслуживанием населения;
  • - вовлечение в образовательный процесс молодежи, лиц трудоспособного возраста, проявивших стремление и способность к продуктивному, результативному обучению, подающих надежды на последующее активное участие в деятельности по полученному образовательному профилю;
  • - предоставление образовательных услуг безработным, лицам, временно лишенным возможности трудоустройства, для которых профессиональное образование открывает дорогу к трудовой занятости, продуктивной, полезной для общества и государства деятельности.

К числу дискуссионных приходится относить любой ответ на вопрос, должно ли государство поддерживать и обеспечивать образование во имя удовлетворения желаний, увлечений претендентов на его получение из чисто личных интересов и побуждений, вне стремления к общественной пользе и выгоде. С одной стороны, устремление к личному культурному развитию в рамках индивидуальных привязанностей к определенной профессии сложно осуждать. С другой стороны, государство не обязано расходовать ресурсы казны на удовлетворение профессиональных прихотей отдельных граждан, не приносящее выраженной общественной пользы, дополнительных поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней.

В условиях постиндустриального общества, тяготеющего к инновационному производству, проблема доступности профессионального образования становится тесно связанной с необходимостью обновления устаревших и освоения новых специальностей. Многие авторитеты в области труда и трудовой занятости утверждают, что в наше время работники отдельных профессий в течение трудового периода своей жизни вынуждены трижды менять специальность. В таких случаях потребность в непрерывном образовании возникает не по прихоти, а в силу производственной необходимости.

Концепция непрерывного образования в продолжение всей активной жизни стала общепризнанной, но формы и способы ее практической реализации остаются во многом невыясненными. В противовес этой концепции в России после перехода к рыночным методам хозяйствования были упразднены многие отраслевые институты повышения квалификации, здания и имущество которых переданы в руки высших учебных заведений, обладающих более ярко выраженной рыночной ориентацией, проводящих линию на либерализацию российской экономики и придание ей выраженного рыночного облика.

Принятый в значительно обновленной редакции и существенно расширенный по объему содержания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» придал свежий импульс развитию дополнительного образования, которое выделено как третий уровень образовательной системы, существующий наравне с общим и высшим образованием. Наряду с послевузовским образованием, повышающим квалификацию и обновляющим знания, дополнительное образование распространяется на обучение в аспирантуре, приобретает характер особой формы обучения, не ограниченной только сдачей кандидатских экзаменов, подготовкой и защитой диссертации. Аспирантура призвана стать одним из центров инициации и осуществления плодотворных научных исследовании в вузе.

Повышенное внимание должно быть уделено задаче совершенствования структуры и повышения качества высшего профессионального образования, что стало самой острой и настоятельной проблемой современной российской образовательной системы, превратилось в стержневое направление ее модернизации. В последние двадцать лет наблюдались разные, иногда противоположные тенденции в части структурных преобразований системы высшего профессионального образования в России. Как уже упоминалось, девяностые годы прошлого века ознаменовались спадом внимания к техническому, инженерному образованию, снижением его роли и удельного веса в пользу так называемого гуманитарного образования, представленного специальностями обществоведческого, юридического, экономического, социологического, педагогического, управленческого профилей. Бизнес, менеджмент, маркетинг, логистика, микроэкономика и макроэкономика, финансы, кредит проникли в образовательные стандарты, учебные планы и программы, основательно потеснив естественные, технические, общеобразовательные предметы вузовского обучения.

Расплодившиеся филиалы столичных вузов создали иллюзию распространения передовых, прогрессивных по содержанию форм обучения на российскую периферию. Мода на новые, якобы исключительно нужные специальности потеснила традиционные физико-математические, технические, естественнонаучные предметы, подлежащие изучению в системе высшего профессионального образования, трансформировала его структуру. В существенной степени выдавленными из среды выпускников вузов оказались проектанты, конструкторы, технологи, как якобы не имеющие прямого отношения к заполонившему Россию всевластному бизнесу, ставшему по своей значимости над производством материальных и духовных ценностей. В то же время предметом глубокого, всестороннего, системного изучения в вузах не стала подлинная прикладная теория предпринимательства и ее привитие на российской почве.

Удар по качеству высшего профессионального образования нанесли не только неудачные, чрезмерно поспешные, непродуманные преобразования в структуре специальностей и изучаемых предметов. Пострадало и собственно качество образования, характеризуемое полнотой и глубиной восприятия, усвоения знаний, умений, навыков, приобретением профессионализма. При наличии заметных продвижений в области информационных технологий и технических средств обучения рост педагогического мастерства, методов эффективного усвоения не проявляется.

В ощутимо значимой части студенческой среды возобладал принцип «нужны не знания, а диплом, подтверждающий наличие профессионального образования». Отсюда породилось стремление учиться «чему-нибудь и как-нибудь», без чрезмерных усилий получить вожделенный диплом и благодаря ему устроиться на приличную, высоко оплачиваемую работу, службу. Попытки преподавателей ужесточить систему контроля знаний посредством опросов, тестирования не приводят к ощутимому успеху, опровергаются изощренным искусством студентов приспосабливаться к любым посягательствам раскрыть их приемы имитации владения знаниями. Впрочем, и сами преподаватели предпочитают избегать конфликтных ситуаций и охотно идут на приемлемый компромисс в виде «тройки» в зачетной книжке. Заметим к тому же, что практика исключения нерадивых студентов из вуза за неуспеваемость не получила распространения, не приветствуется руководством и, к тому же, наносит учебному заведению финансовый ущерб в виде снижения доходов, бюджетных ассигнований.

Представляется достаточно очевидным, что нужны более решительные меры и действия, ориентированные на повышение качества российского профессионального образования. Можно надеяться, что улучшению качества будет способствовать наблюдаемое сокращение количества вузов и их филиалов, соединение менее успешных учебных заведений с более успешными, повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Есть основания задуматься над обеспечением качества заочного и вечернего образования, где снижение качества проявляется со всей очевидностью.

Возможно, следует установить и распространить необходимость подтверждения диплома о высшем профессиональном образовании успешной практикой годичной деятельности по полученной специальности и заверять диплом печатью после прохождения такой практики. При отрицательных результатах практического испытания выпускник может получать диплом лишь как свидетельство о незаконченном высшем образовании.

О явно недостаточном качестве профессионального образования во многих российских вузах свидетельствуют не только низкие баллы, получаемые вначале на единых государственных экзаменах, а затем на текущих экзаменах и зачетах. Такой же вывод следует из анализа содержания и результатов защиты курсовых, дипломных, выпускных квалификационных, диссертационных работ.

Современные информационные технологии, применяемая в процессе обучения компьютерная техника, доступ к использованию системы Интернет, наличие множества учебных пособий по самым разным предметам, в том числе официально рекомендованным, дают возможность выполнять итоговые работы на самом высоком уровне. Но для этого необходимо не только обилие информационных источников, дополняющих лекции, семинары, практические занятия. Надо еще и работать над этими источниками, вникать в их содержание, подвергать его критическому анализу, извлекать нужную для избранной темы информацию, формировать собственное суждение об изучаемых объектах, процессах, отношениях.

Увы, многие из стремящихся получить высшее профессиональное образование (а точнее, диплом о наличии такого образования) избирают более легкие способы выполнения курсовых и выпускных работ, прибегая к тупым, непродуманным заимствованиям из одного источника, плагиату, а то и к оплачиваемому заказу на чужое исполнение собственной работы, как принято говорить, «под ключ», то есть целиком. В итоге мы становимся свидетелями успешной защиты внешне приличных, оформленных в соответствии с методическими рекомендациями работ, лишенных подлинного авторства, творческого подхода, собственного мнения.

Нередки случаи, когда вузы из года в год рекомендуют одну и ту же тематику курсовых и выпускных работ, избегая хлопотного, но необходимого периодического пересмотра тем. В итоге у нерадивых студентов возникает трудно преодолимое желание не писать свою собственную новую работу, что требует значительных усилий и затрат времени, а воспроизводить под тем же названием и с тем же содержанием прошлогодние или позапрошлогодние работы. Для видимости исправляется дата выполнения работы, иногда вносятся коррективы в используемые статистические данные, несколько обновляется список использованной литературы.

При умелом воспроизведении прошлых, чужих работ и столь же искусной их защите путем прочтения с листа заранее подготовленного краткого сообщения научный руководитель, рецензенты, комиссия способны обнаружить подделку только путем тщательного изучения работы и пристрастного опроса лица, претендующего на авторство. Ограниченность времени, отводимого преподавателям на изучение курсовых и выпускных работ, наряду с низким уровнем оплаты этого кропотливого труда не создают стимулов, привлекающих к обнаружению фактов нетворческого, запретного использования студентами чужих работ под своим именем.

К числу самых заметных реформ системы российского высшего образования, призванных сблизить организацию образовательного процесса в России и в сложившейся зарубежной практике, правомерно отнести переход от одноуровневой системы получения высшего образования к двухуровневой. Если в прежние годы в итоге завершения образования в вузе выпускники становились специалистами, то ныне высшее образование обретает двухступенчатый характер, разделяется на бакалавриат и магистратуру. Бакалавры достигают только первой, низшей степени высшего образования, тогда как магистры восходят на вторую, более высокую ступень.

Пока трудно судить об итогах затянувшегося на годы перехода к двухуровневой системе обучения в вузах, но очевидно, что этот переход породил долговременные хлопоты и вынудил образовательные учреждения высшей школы в течение длительного времени функционировать в сумбурном смешанном режиме.

Необходимость завершения унаследованного из советского прошлого процесса обучения по учебным планам и программам подготовки специалистов с высшим образованием в сочетании с запуском нового учебного процесса подготовки и выпуска бакалавров, магистров порождает рост и увеличение учебной нагрузки преподавателей вузов, не компенсируемые адекватным увеличением уровня оплаты их труда. В стремлении решить возникшие проблемы переходного периода многие вузы изощряются, формируя смешанные потоки студентов, в которых лекции по одному предмету читаются группам не только разных специальностей, но и разных курсов обучения, что негативным образом проявляется, сказывается на качестве усвоения получаемых знаний, затрудняет их проверку в ходе экзаменов и зачетов. Наносится заметный ущерб и полноте специализации.

К числу ключевых условий обеспечения надлежащего качества высшего образования относится сочетание процесса обучения с привлечением студентов к участию в научных исследованиях и разработках, проводимых вузами. Образование вне связи с наукой приобретает догматический, начетнический характер, его результаты не укореняются глубоко в умах учащихся, не превращаются в творческие орудия воздействия людей на окружающий мир. Чтобы знания превращались в умения и навыки, формировали профессионализм, их надо подкреплять исследовательской работой, переводящей обучение из области усвоения в зону собственного творения.

К сожалению, материально-техническая база российских вузов, необходимая для вовлечения студентов в исследования и разработки, научный поиск, а также требующиеся финансовые ресурсы на обеспечение проектно-конструкторских работ, кафедральных научных тем, явно недостаточны. Надлежащие условия наличествуют разве что в российских научно-исследовательских университетах да в отдельных продвинутых вузах, получающих государственные и корпоративные заказы на проведение НИОКР. При всей ограниченности располагаемых средств, расходуемых преимущественным образом на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава, занятого обучением, выполнением учебных планов, как государственные, так и негосударственные вузы должны находить финансовые и кадровые возможности проведения научных исследований на кафедрах и вовлечения в них пытливых, ищущих студентов.

Пренебрежение научно-исследовательской стороной образовательных процессов заведомо наносит ущерб качеству образования, лишая его инновационных черт, творческих начал. Следует использовать возможность привлечения передовых студентов к участию в межвузовских конкурсах, научных конференциях, написанию внутривузовских учебных пособий, выполнению самостоятельных поисковых работ. Все эти меры представляют вклад в повышение качества высшего профессионального образования.

Ожидается, что новые вехи в развитии российской системы образования будут достигнуты благодаря принятию в 2012г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и утверждению проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 г. по 2020 год. Важнейшие текущие и перспективные задачи подъема российского образования на новый, качественно более высокий, инновационный уровень обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В числе мероприятий по дальнейшему совершенствованию государственной политики, направленных на подготовку квалифицированных специалистов, указаны:

  • - выработка Концепции развития математического образования в России;
  • - проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы;
  • - повышение до величины прожиточного минимума размера стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов бакалавриата и подготовки специалистов, имеющих оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
  • - разработку и проведение комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
  • - утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (полного) общего образования;
  • - переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования;
  • - повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям;
  • - повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно рейтингу;
  • - увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с трех до 25 проектов.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 по 2020 годы поставлена фундаментальная цель, сформулированная как «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимся запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики». Одновременно формула генеральной цели государственной программы включает повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Из целевой установки государственной программы развития российского образования на период до 2020 года вытекают следующие целевые задачи:

  • - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
  • - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
  • - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  • - обеспечение эффективности системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Для достижения обозначенных программных целей и решения целевых задач предусмотрено финансирование государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» из средств федерального бюджета в объемах:

один триллион 235 миллиардов руб. - на 2013-2015 годы

два триллиона 346 миллиардов руб. - на 2016-2018 годы

один триллион 911 миллиардов руб. - на 2019-2020 годы

Несмотря на столь внушительное намеченное финансирование, понадобится финансовая, материально-техническая поддержка системы образования со стороны региональных и местных бюджетов, бизнеса, населения, общественных, благотворительных фондов. Не менее важное условие успешной реализации долгосрочной программы развития российского образования состоит в ее духовно-интеллектуальной, организационно-информационной поддержке со стороны граждан, общества. Научно-образовательный продукт, формируемый в процессе обучения, необходим всем и каждому. Поэтому развитие образования, повышение его качества представляет важнейшую государственную, общественную задачу.

Приходится также учитывать и то немаловажное обстоятельство, что затянувшийся выход российской экономики из финансово-экономического кризиса и снижение темпов экономического роста в стране сопряжены с риском недополучения финансовых, денежных средств из государственного и муниципальных бюджетов на реализацию программ развития образования. Отсюда вытекает дополнительная задача экономного, рационального, рачительного расходования выделяемых бюджетных средств, поиска путей достижения целей, решения программных задач при условии соблюдения ресурсных ограничений.

Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании.

Исследуя проблему управления образованием в целом и отдельного региона в особенности, необходимо исходить от природы, сущности образования и ожидаемого образа человека нового столетия. Подход к управлению любыми социальными системами достаточно полно представлен в работах П.К. Анохина . Упорядочивающим и системообразующим фактором любой системы, по П.К. Анохину, является полезный результат, содержание и параметры которого формируются первоначальной системой, задаются ей извне в виде определенной модели. Переходы же системы из одного состояния в другое становятся целесообразными только тогда, когда они соотнесены с целями и результатами.

Циклический характер управления тесно связан с кибернетическим подходом. Последний трактует управление как процесс регуляции и преобразования информации в системах, а саму информацию рассматривает как главный фактор управления.

Не противоречит этому подходу и рассмотрение управления как процесса принятия решения. В этом случае управление сводится к организации совместных действий во всех структурных элементах системы. Именно этот подход отражает один из признаков самоорганизующейся системы.

Можно встретить определение процесса управления как обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связи в функционирующей системе. Отмечается также сведение процесса управления к выполнению функций контроля за состоянием системы. Ясно, что в настоящих условиях такой подход мало приемлем.

В работах В.С. Лазарева, М.М. Поташника рассматриваются пять стадий структуры управления : целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная, ретроспективная. Каждая из этих стадий, взятая в отдельности, представляет собой относительно обособленную часть управления, в сфере которой совершаются определенные процедуры, действия, операции.

Целевая стадия начинается с выяснения проблемы и осознания, необходимости ее решения и завершается формированием цели.

На второй стадии происходит сбор и обработка информации под реализуемую цель.

На третьей стадии описательная информация трансформируется в предписывающую или командную. Главным на этой стадии является выработка и принятие решения как проекта действия.

Реализационная стадия ответственна за исполнение принятого решения в реальных условиях. Ретроспективная стадия завершает цикл. Основное ее содержание сводится к анализу и обобщенной оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с заданным. Оценка фактического результата дает основание для нового управленческого цикла.

В управленческом цикле в науке принято выделять следующие основные составляющие : мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ, концептуальная модель, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. Существует подход, когда в управлении выделяются три стадии: диагностическую, творческую и организаторскую. В определенной степени они интегрируют выше рассмотренные нами стадии в более обобщенном виде. Диагностический этап связан с формированием информационной модели, или образа, управленческой ситуации, а также самого объекта управления, выступающего информационной основой для второго, творческого этапа. Творческий этап определяет процесс поиска решений, который реализуется на организационном этапе, определяющим исполнение принятого решения.

Система образования региона - это относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих процессов, реализуемых образовательными и иными институтами на территории одного из субъектов Российской Федерации. В общем, границы системы образования не обязательно совпадают с границами административно-территориального деления, однако в любом случае вычленение ее предполагает наличие общих целей, интегрирующих усилия всех входящих в нее людей и институтов в единое целое.

Основные режимы управления в системе образования - это режим функционирования и режим развития. При функционировании образовательной системы осуществляется использование имеющихся в ней возможностей: финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и т.п., а при развитии происходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их использования. С точки зрения управления процессы функционирования и развития в некоторой степени противоречат друг другу, и поиск баланса между этими двумя состояниями является немаловажной частью задач, связанных с управлением. Кроме того, эти режимы, являясь каждый сам по себе объектом управления, имеют свою специфику и требуют различных функций и механизмов управления.

Такое управление в целом необходимо, т.к. все процессы, осуществляющиеся в рамках региональной образовательной системы, должны быть согласованы между собой по входам-выходам, должна обеспечиваться внутренняя сбалансированность и устойчивость каждого процесса. Необходимо своевременно и координированно решать проблемы, препятствующие этому и раскрывающие новые возможности для развития, выдвигать и общие цели, интегрирующие систему образования в единое целое, и частные цели отдельных подсистем и институтов, способствующие достижению общих целей. Указанные функции в любой организационной системе выполняет управление, играющее роль основного системообразующего фактора. Управление предполагает сбор, переработку и перераспределение информации и реализуется благодаря особенной деятельности руководителей и специалистов, структурированной в рамках различных инстанций (институтов управления). Управление имеет иерархическое строение и осуществляется на региональном уровне, муниципальном уровне и уровне образовательных институтов.

Управление может быть представлено как взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие .

Входом процесса управления (т.е. условиями и ресурсами, необходимыми для его работы) можно назвать нормативно-правовую и нормативно-организационную документацию, материально-техническую базу, средства организационной и вычислительной техники, персонал.

Выходом процесса управления являются стратегические, тактические и оперативные управленческие решения, нормативно-организационные решения, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования. Поскольку процессы управления внутри региональной образовательной системы осуществляются на нескольких уровнях, то одним из основных условий эффективного управления образованием в регионе является рациональное распределение и четкое разграничение сфер ответственности и контроля, а следовательно, участков совокупных объектов управления функционированием и развитием образования между региональным, муниципальным и самоуправлением образовательных институтов.

С другой стороны, на управление можно смотреть как на организацию, поскольку процессы управления реализуются за счет совместной деятельности и взаимодействия людей (руководителей, специалистов, педагогов, представителей общественности и т.п.), организованных в различные временные или постоянные институты управления на всех уровнях. С этой точки зрения управление образованием в регионе предстает как сложное иерархическое организационно-структурное единство, внутри которого, как относительно обособленные, выделяются: организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные организационные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений.

Исходя из теории систем, собственно сложной, открытой, целеустремленной и полифункциональной системой следует считать педагогическую систему. Муниципальная, а также региональная территориальные системы, по сути, являются надсистемами, а федеральный уровень представляет собой сверхсложную, многоуровневую иерархизированную метасистему .

Возможен еще один взгляд на управление: как на систему.

Процессы управления, информация об их объектах, условия и результаты вместе с реализующими их, организационно оформленными инстанциями и людьми образуют на каждом из указанных уровней соответствующие подсистемы управления: региональную, муниципальные и подсистемы управления внутри образовательных институтов. Взаимосвязанная совокупность разноуровневых подсистем управления образует общую систему управления в рамках региональной (муниципальной) образовательной системы. Описать систему управления - значит последовательно охарактеризовать, прежде всего: задачи управления; объекты управления; функции управления; организационную структуру системы управления; организационные структуры входящих в ее состав институтов управления; организационные механизмы управления.

Основное место в объектах муниципального управления функционированием занимают процессы обеспечения. Это эксплуатация и использование ресурсов, восстановление, поддержание в рабочем состоянии и утилизация ресурсов. Среди таких процессов есть и те, которые не полностью осуществляются муниципальной образовательной системой: например, подготовка педагогических кадров или издание учебно-методической литературы и производство школьного оборудования могут быть рассмотрены как объекты косвенного управления.

В том случае, когда мы имеем дело с другим состоянием образовательной системы, а именно - ее развитием, т.е. состоянием, когда происходят изменения во всех ее частях благодаря созданию и применению новых условий, ресурсов и способов работы, мы имеем право в качестве объектов управления развитием выделять сами инновационные процессы. Более конкретно - это процессы разработки, распространения, освоения и применения нововведений внутри образовательной системы.

Функция управления - это периодически повторяемое, относительно обособленное базовое или частичное управленческое действие, выделяемое в системе деятельности по выработке и контролю за реализацией решений, корректирующих состояние определенного объекта управления и вносящих в него необходимые изменения .

Базовыми действиями при управлении любым объектом являются планирование, организация, руководство и контроль, образующие полный управленческий цикл.

Всесторонний анализ образовательной системы как социально-педагогического феномена позволил выделить ее интегративные свойства - непрерывность образования и его инерционность, прогностичность, адаптивность, гибкость, динамичность, многокритериальность, а также такие критерии эффективности функционирования, как гуманизация, дифференциация, индивидуализация, демократизация, интеграция. Вместе с тем, следует отметить, что они отражают в большей мере взгляд на педагогическую систему именно с позиций структуры, но не ее функций. Это связано с тем, что проблема функционирования педагогической системы в данном случае рассмотрена без анализа конечных целей (через которые четко анализируются функциональные аспекты).

Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действовать сообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.

Можно выделить семь основных направлений формирования образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению .

Первое направление - организационно-управленческое . Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации и субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.

«Опорные точки» первого направления:

  • · создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования;
  • · переход на программно-целевую модель управления образованием;
  • · введение адекватных форм управления;
  • · выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур;
  • · отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;
  • · налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий;
  • · создание (или реорганизация) муниципальных служб образования (аттестационно-диагностической, информационной и др.).

Второе направление - «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.

Третье направление - кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования) . Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.

Четвертое направление - социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.

Пятое направление - научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.

Шестое направление - материально-техническое обеспечение . Данное направление предполагает создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы.

Седьмое направление - информатизация образовательного пространства. Направление ориентировано на создание программы информатизации образовательной системы в единую компьютерную информационную сеть с выходом во внешние источники информации.

Процесс стабилизации и развития образования характеризуется переходом на качественно новую ступень в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития образования, в значительной мере связан с созданием центров развития образования непосредственно на местах, позволяющих учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов федерации, муниципалитетов.

Совершенствование управления муниципальной системы образования требует разработки механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми членами педагогического сообщества. Эти показатели должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития системы, но и критериями оценки ее практической эффективности. Функционирование образовательных систем, качественное управление ими происходит в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.

Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:

  • а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;
  • б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;
  • в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;
  • г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.

Работа Государственного управления образования Владимирской области направлена на реализацию Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования, основных положений Национальной доктрины образования, закона РФ «Об образовании», постановлений и распоряжений Правительства РФ, Федеральной программы развития образования России, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, постановлений и распоряжений Администрации области, плана работы Государственного управления образования, областной целевой программы «Развитие системы образования Владимирской области на 2013-2015 годы».

Основные цели деятельности и задачи Государственного управления образования Владимирской области:

  • -реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства Российской Федерации;
  • -обеспечение необходимых условий для реализации государственных гарантий прав граждан на получение образования;
  • -осуществление анализа, перспективного планирования и прогноза развития системы образования области, определение задач и приоритетов развития системы образования области;
  • -создание условий для функционирования и развития системы образования области, в том числе развития материальной базы, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля за развитием материальной базы;
  • -развитие сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, международных связей в сфере образования;
  • -организация и координация деятельности на территории области по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере образования.

Основными целями деятельности Управления является реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства Российской Федерации, обеспечение необходимых условий для реализации государственных гарантий прав граждан на получение образования.

Таким образом, во Владимирской области развитие профессиональной школы направлено на оптимизацию сети, отработку различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости профессионального образования, создание университетских комплексов.

Одной из приоритетных задач региональной образовательной политики в лице управления образования является повышение социального статуса работников образования и науки. Для этого разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития кадровой составляющей системы образования региона, повышается образовательный уровень педагогов.

Совершенствуется система повышения их квалификации, реализуется комплекс мер по привлечению молодых специалистов в систему образования, осуществляется контрактно-целевая подготовка педагогических кадров.

Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.

В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным.

За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.

Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей.

Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования

Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.

Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием. Основные направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:

Расширение прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).

Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).

Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования; формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; создание системы гарантии качества образования через институты лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ.

Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование, аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов; обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.

Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации; координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.

Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования.

Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов; установление политики производства учебников и графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.

Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей; взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.

Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения; проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.

За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.

Кроме того, школам нужна поддержка местной общественности, и поэтому тесное взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами являются важным элементом современного школьного управления.

Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте-кающей из анализа полной и достоверной информации о законо-мерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются раз-нообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучен.