Признаки и «симптомы» пробуждения кундалини. Первые признаки пробуждения кундалини Проявление кундалини при неконтролируемом поднятии

Я увидел мир по-новому - и он был искажен и неуправляем, и я не мог быть рациональным. Я пребывал в маниакально-депрессивном состоянии, настроение мое колебалось от эйфории до полного сжатия на себя, от раскрытия до стремления к самоубийству, и я думал, что энергия, возможно, убьет меня каким-то образом... Роб.
Внезапно у меня стали возникать неконтролируемые приступы плача. Приступ обычно начинался с чрезвычайно мучительного состояния. Я плакал и всхлипывал непроизвольно самым жалким образом. А потом автоматически приходил в себя (Б.С.Гоэл). [Гоэл Б.С. Третий глаз и Кундалини. Индия: Общество Третьего Глаза, 1985, стр. 67]
Прогуливаясь по Нью-Йорку, я пытался прикасаться к людям и благословлять их. В тучах над городом я видел ужасные лица. Когда в такси, на котором я ехал в аэропорт, внезапно поднялся капот, я сделал странную вещь - отдал водителю все мои деньги и оставшийся путь прошел пешком. В аэропорту я пришел в страшное замешательство, а у билетной кассы упал в обморок... (Марк) Некоторые из более сложных эмоциональных состояний, которые могут сопровождать пробуждение Кундалини, наталкивали некоторых клиницистов на мысль, что происходящий процесс - не что иное, как психоз, неврологическое расстройство или маниакально-депрессивное заболевание. У большинства людей не возникает настолько серьезных проблем, но все же их раздражает возникновение непредсказуемых эмоций и волнений, которые могут заставить их прибегнуть к психотерапии. Наиболее часто упоминаемые эмоциональные состояния Сильные колебания эмоций. Депрессия, беспокойство, гнев, чувство вины. Уверенность в том, что человек умирает. Временная путаница мыслей и трудности с выполнением рабочих заданий. Ритуальное поведение. Бессонница. Импульсивные желания коренным образом изменить свою жизнь. Не характерное для данного лица сильное половое влечение. Временные проблемы с половой принадлежностью. Вера в то, что люди влияют на энергетическое поле пациента, и что он влияет на других. Чувство связи с существами или наставниками из других измерений. Симптомы психических заболеваний, т. е. видение образов, света, или слышание звуков. Симптомы пограничных состояний, т.е. беспорядочность мыслей, нерешительность, вопросы о пределах допустимого в поведении. Нарциссические симптомы, особенно напыщенность и надменность. Вхождение в транс или полубессознательные состояния.
Из-за схожести некоторых из этих симптомов с психическим срывом и отсутствия любой другой диагностической категории, позволяющей психотерапевтам классифицировать случаи галлюцинаций, несколько авторов исследовали связь между Кундалини и психозами. Гопи Кришна, Ли Санелла, Ицхак Бентов и другие предполагают, что некоторые психические срывы связаны с процессом пробуждения, который либо пошел с искажениями, либо с ним неправильно обращались. Бентов утверждает, что от 25% до 30 % всех диагностированных шизофреников могут быть жертвами подобных недоразумений [Бентов И. Следя за безумным маятником. Нью-Йорк: Бентам, 1977, стр. 213]. Психиатры Джон Перри и Р.Д.Лейнг проделали замечательную работу по проведению людей с симптомами психических заболеваний через трансформирующий процесс духовного исцеления, что ставит под сомнение взаимосвязь обусловленность этих расстройств пробуждением Кундалини. Отличное исследование их методов можно найти в антологии Духовная авария [Гроф и Гроф, 1989]. Я не верю, что пробуждение Кундалини вызывает психоз, или что, наоборот, духовные компоненты психотических переживаний служат доказательством того, что Кундалини пробудилась. Но возможно, что оба явления происходят одновременно благодаря слабым границам эго и легкости вхождения в необычные состояния осознания, которая часто наблюдается при психическом заболевании. Также возможно, что беспорядочное возмущение энергетических полей, имеющее место при психозе, может вызвать физиологические симптомы, схожие с теми, которые возникают при движении пробужденной Кундалини. И разделяю мнение Бентова и других, отмечавших, что пробуждение Кундалини нередко принимается за нечто иное, что ведет к неправильному лечению и может увеличивать вероятность психического срыва или приводить к изнуряющему пациента продолжительному ослаблению его эго. Первое в своем роде исследование, призванное разграничить два упомянутых выше переживания, провел офтальмолог и психиатр Ли Санелла; это исследование опубликовано сегодня под названием Переживание Кундалини.

Иногда люди боятся, что они психически больны, когда начинают проявляться крийи, незнакомые внутренние ощущения, из-за того, что у них появляются видения или они издают странные звуки.

Если у них нет познаний, которые помогли бы им понять эти состояния, и если им поставлен неправильный диагноз или они подвергаются лечению психотропными препаратами, у них могут развиться серьезные психические расстройства, так как они считают себя психически больными, а сознание их при этом на самом деле спутано под действием лекарств. Важно понимать, что духовные упражнения и прозрения оказывают на человека мощное психологическое воздействие и способны вызывать кризис, именуемый в трансперсональной психотерапии духовной аварией, то есть непредвиденной задержкой на пути духовного роста. Мать, которая тесно сотрудничала со Шри Ауробиндо и в течение многих лет возглавляла его организацию, писала о психологическом влиянии практики йоги следующее:
Йога в своем процессе очищения обнажит и поднимет наверх все ваши тайные импульсы и желания. И вы должны научиться не прятать ничего и не откладывать в сторону, вам придется встречаться со всем лицом к лицу, побеждать и формировать заново. Первый эффект йоги заключается в том, что она снимает ментальный контроль, и все желания, которые дремали в человеке, внезапно освобождаются, бросаются вперед и захватывают его существо. И этот переходный период, в ходе которого ваша искренность и смирение будут подвергаться испытанию, будет длиться до тех пор, пока ментальный контроль не будет замещен божественным [Без автора. Слова Матери. Пондишерри: Ашрам Шри Ауробиндо, 1912, стр. 43].
Ауробиндо также писал о психологическом влиянии духовной жизни. В обычной жизни люди воспринимают витальные движения вроде гнева, желания, жадности, секса и т.п. как нечто естественное, дозволенное и законное, как часть человеческой природы... духовная же жизнь требует власти над всем этим... вот почему борьба ощущается острее - упорная борьба между духовным умом и витальными движениями, которые сопротивляются и цепляются за старые привычки... что до садханы (духовной практики), которая пробуждает подобные вещи, то многие из них мы просто не сознаем, так как витал прячет их от ума и бессознательно потакает им... в йоге же скрытый мотив извлекается на поверхность, рассматривается и уничтожается. Кроме того, могут прорываться некоторые вещи, подавленные в нашей натуре, находя свое выражение в форме нервных реакций или расстройств ума, витала или тела - этот факт раздувается психоанализом,- в ходе садханы надо сознавать их и избавляться от них. Их нужно не осуществлять, а только выпускать на поверхность сознания [Ауробиндо Ш. Письма Шри Ауробиндо, первый выпуск. Бомбей: Ашрам Шри Ауробиндо, 1950, стр. 176].
Ауробиндо считал, что к безумию приводит не стремление к божественному единению, но то, как люди с определенной предрасположенностью реагируют на определенные энергии. Он говорил, что в своей жизни был свидетелем только трех случаев, когда занятия йогой привели человека к краху. Он указал, что эти люди страдали сексуальными отклонениями, повышенной амбициозностью и манией величия, а также имели неуравновешенную и слабую нервную систему, подрываемую следованием неконтролируемым импульсам вместо применения сильной воли, чтобы сдерживать их. Он утверждал, что там, где присутствуют проблемы с эмоциональным состоянием, причину нужно искать в наследственной предрасположенности, предродовых или родовых обстоятельствах, или недостаточной уравновешенности нервной системы. Взволнованность или сильный стресс при медитации не вызвали бы нервных проблем без этих предрасполагающих факторов [Ауробиндо Ш. Письма о йоге, в четырех частях. Пондишерри: Центр Международного Университета Шри Ауробиндо, 1971, стр. 1767].
Вопросы, касающиеся предварительной психической устойчивости у тех, кто решил заниматься духовными практиками, более часто возникают на Западе, чем на Востоке, где должные приготовления и моральное отношение считаются необходимыми условиями для занятий йогой. Несколько западных психотерапевтов обращают внимание на отличие тех, кто занимается медитациями, в этих культурах. Энглер приводит несколько случаев изучения западных и восточных учеников, практикующих випассана-медитацию, которые показывают, что процесс духовного развития у жителей Запада проходит сравнительно медленнее. Он объясняет это тем, что западные ученики задерживаются на психодинамическом уровне практики, а также тем, что на них влияет усиление работы воображения, мечтания, различные возникающие в уме образы, непрерывный поток мыслей и неустойчивое эмоциональное состояние во время выполнения медитаций. Он подметил тенденцию скорее погружаться в содержание того, что сознается, вместо того, чтобы просто наблюдать за процессом. Кроме всего этого, он указывает, что западные ученики развивают слишком сильную привязанность к учителям, они подвержены быстрым и крайним колебаниям между верой во всемогущество и полным разочарованием. Энглер заметил также, что много тех, кто начинал интересоваться буддизмом и посещать места, где занимаются медитацией, проявляли тенденцию избегать выполнение существенных для развития заданий и применять медитативные методики для решения личных проблем. Буддистское учение о том, что человек не имеет устойчивого я и не является таковым, нередко ложно интерпретируется в том смысле, что нам не нужно трудиться над задачей формирования собственной личности или выяснения, кто я, что я могу, что мне нужно, за что я отвечаю, как я отношусь к другим я и как мне следует или как я могу распорядиться своей жизнью [Энглер Дж. Лечебные цели в психотерапии и медитации: Стадии развития в представлении о себе. Журнал трансперсональной психологии, 1984, 16 (1), стр.35].
В заключение Энглер говорит, что в худших своих проявлениях эти слабости и расстройства самоопределения личности носят патологический характер, и что многие из таких учеников функционируют на грани нормы и патологии или на нарциссическом уровне организации и функционирования личности. В этом случае опора на идеалы, связанные с преодолением эго, может стать оправданием существенной слабости личного я и человек может ошибочно принять отсутствие личностного наполнения за просветление. К тому же он может усмотреть в идеале просветления вершину личного совершенства, на которой все мыслимые проблемы снимаются и человек становится цельным и неуязвимым. Это может подкрепить его нарциссическое стремление к совершенству и желание ощущать свое превосходство над окружающими.
Когда на пути духовного развития возникают проблемы вроде пограничных состояний или нарциссической патологии, или когда у человека с подобными проблемами происходит пробуждение Кундалини, можно предвидеть серьезные трудности с личной самотождественностью и духовной интеграцией, то есть включением плодов духовного развития в личный опыт индивида. Возможно, именно этим объясняются некоторые случаи распада личности или появления явных признаков психических расстройств, приписываемых процессу духовного пробуждения. Эти люди не в состоянии выполнить более глубокую работу по самопреобразованию, не выполнив предварительные заданий по структурированию своей личности и нормализации ее функционирования. До того, как начнется развитие человека, может возникнуть необходимость в постепенном уходе от духовных практик и связанных с ними процессов. Но подавляющее большинство людей, кто активно и эмоционально реагирует на Кундалини, не относятся к этой категории.
Согласно Эпштейну и Льефу [Эпштейн М. и Льеф Д. Психиатрические осложнения в ходе практике медитации. Журнал трансперсональной психологии, 1981, 13 (2), стр.137-145], клиницистами были замечены также другие осложнения, возникающие в ходе практики медитации. К ним относятся острое ощущение деперсонализации, иногда с внезапными приступами волнения, напряжения, возбуждения и беспокойства, сильнейшая эйфория и фантазии на тему собственного величия. Уолш и Рош [Уолш Р. и Рош Л. Учащение острых психотических приступов в результате усиленных занятий медитацией у индивидов, страдавших шизофренией. Американский журнал психиатрии. 1979, 136, с.1085-1086] описали психотические приступы, отмеченные манией преследования, возбуждением и попытками самоубийства, которые имели место у трех болевших ранее шизофренией индивидов после того, как те приняли участие в интенсивных медитативных тренингах включавших голодание и отказ от сна. Глюк [Карпентер Д. Медитация, эзотерические традиции: Вклад в психотерапию. Американский журнал психотерапии, 1977, 31, с.394-404] описал два случая психотических приступов после тренинга по трансцендентальной медитации (ТМ) у молодых пациентов, применявших ранее ЛСД. Психолог Дэвид Люкоф предложил диагноз мистический опыт с психотическими признаками для тех пациентов, психотические состояния которых сочетаются с мистическими переживаниями, побуждая клиницистов разрабатывать альтернативные стратегии лечения, способные им помочь. Ему кажется, что у некоторых людей психические отклонения возникают как реакция на появление переживаний, связанных с духовными практиками, и психоз в этих случаях может быть частью процесса роста и привести к положительным результатам, если будут использованы правильные методики лечения. Люкоф предлагает подход, который предоставляет пациентам широкую свободу для выражения своих верований, чувств и возникающих символических образов и включает помещение их в храмовую обстановку, например, в частный дом или учреждение небольничного типа, которое является частью религиозной общины, где друзьями и родственниками обеспечивается двадцатичетырехчасовой уход за пациентом [Люкоф Д. Диагноз мистического опыта с психотическими признаками. Журнал трансперсональной психологии. 1985, 17(2), с. 176-177]. Эрих Ньюман писал, что для эго мистическое столкновение с не-эго всегда пограничный опыт, потому что при этом эго всегда движется к чему-то, что лежит за пределами сознания и его мира, с которым налажена рациональная связь. Эта внешняя область действительно, с точки зрения цельной личности, которую она трансформировала, является главным образом созидающей, но с точки зрения сознания это область ничего [Эрих Ньюман. Мистический человек. Весна. Нью-Йорк: Клуб аналитической психологии, 1961, стр.17]. Это бы сделало процесс пробуждения Кундалини чрезвычайно сложным, если не невозможным, для людей с пограничными психическими состояниями или психическими патологиями, так как они бы могли замкнуться на патологии; но важно помнить, что пациенты могут иногда демонстрировать симптомы пограничных состояний или психических отклонений, переживая эту встречу со сверхчувственным, даже если это не является частью их обычного психического состояния.

Кроме риска быть признанными психически больными люди, как утверждали Ауробиндо и Мать, на протяжении процесса пробуждения Кундалини подвержены беспорядочным эмоциональным порывам.

Некоторые из более неприятных эмоций, сопровождающих процесс, - это страх, сомнение, гнев, депрессия и иррациональная влюбленность (влюбленность в кого-то по-видимому совершенно неподходящего, или безумная влюбленности в гуру, учителя или психотерапевта).
Не все проходят через все упомянутые состояния. Нужно помнить, что неповторимость жизни каждого человека и предшествующей внутренней работы, самодисциплина, интеллект и эмоциональные склонности и, возможно, прошлые жизни могут иметь влияние на схему прохождения процесса. Исходя из моих исследований я прихожу к тому выводу, что люди сталкиваются не столько с натиском новых проблем, сколько с более интенсивным проявлением тех своих неразрешенных вопросов, которые всегда у них имелись на каком-то уровне.
Одной из наиболее частых эмоциональных проблем является страх смерти. Многие люди демонстрировали чрезвычайно сильные приступы беспокойства, убежденные, что какая-то проблема с телесным здоровьем - начало конца их жизни. Приступы беспокойства, обостренные такими тревогами, встречаются часто. Эго терпит смерти подобное крушение, что, вероятнее всего, и объясняет страх физической смерти в процессе пробуждения.
Еще одно часто встречающееся явление - это резкие и непредсказуемые колебания настроения от глубокой депрессии до эйфории, сменяющие друг друга иногда несколько раз на день, а иногда длящиеся неделями. Это часто связано с блаженством и ясным осознанием запредельных реалий, вслед за чем следует болезненное осознание того, как мало человек привязан к событиям и радостям обычной жизни, которые когда-то вполне удовлетворяли его. Иногда это состояние более схоже с классической темной ночью души, когда контакт со божественным исчез, и человек больше не знает точно, был ли он на самом деле, или сильно сомневается в том, что он когда-то повторится.

Ирина Твиди находилась именно в таком состоянии, когда писала в своем дневнике:

Все кажется темным и безжизненным.
Нет Бога, которому можно молиться. Нет надежды. Совсем ничего нет. Ум заполняет таившийся где-то глубоко внутри протест... только на этот раз он значит для меня меньше, чем обычно [Твиди И. Огненная бездна, Великобритания: Элемент, 1979, стр.207]. Последствием такого расставания со божественным является ужасающая пустота, пока не будет завершено полное пробуждение, потому что вероятнее всего, что человек настолько изменился к этому времени, что лишь некоторые обычные радости сохранили для него привлекательность, а, возможно, таких не осталось вообще. Духовные учителя говорят, что именно в это время больше всего нужно опираться на память и видения картин раннего детства, а также более интенсивно заниматься духовными практиками, каким-то образом сохраняя веру в то, что впереди - следующий шаг в развитии процесса. Эмоциональные взлеты и падения можно также рассматривать как колебания между эго и Собой, которые неизбежны, пока человек не стабилизирует деятельность энергии и сознания, разрушающих известную ему ранее систему. Этой стабилизации способствуют образ жизни, соответствующий потребностям устанавливающегося духовного сознания, решение дремлющих психологических и эмоциональных проблем и следование соответствующим духовным практикам. Способы лечения, которые касаются эмоциональных сдвигов, сопутствующих пробуждению Кундалини, будут более широко обговариваться в следующей главе этой книги.

Симптомы пробуждения Кундалини Пробуждение кундалини не обязательно бывает резким. Оно может быть мягким и постепенным, даже вовсе незаметным. Пробуждение происходит на нескольких различных уровнях. Физические ощущения Движение энергии может вызывать ощущение того, что что-то ползает под кожей. Случается, что чувство покалывания или оцепенения может сопровождаться внутренней вибрацией и дрожью. Следует отметить, что это ощущение может возникать в любой части тела, особенно часто оно появляется в ногах. По причине того, что симптомы часто начинаются в нижних чакрах, в нервных окончаниях низа спины, сначала ощущения могут появиться в ступнях, в пальцах ног. Тибетская философия учит, что первая чакра расположена на ступнях ног, этим и объясняется появление таких ощущений в пальцах ног. По мере того как энергия будет распространяться, эти ощущения могут распространиться на все тело. Также возможно возникновение самых разных болевых ощущений: от боли в мышцах до жестоких головных болей. Визуальные симптомы Спектр визуальных симптомов может быть весьма широким: от коротких вспышек света где-то в глубине головы до возникновения образов и пугающих галлюцинаций. Случается, что человек видит "семя света" - крошечную светящуюся точку, которая появляется в области третьего глаза, между бровями. Иногда свет возникает между вами и предметом, на который вы смотрите. Семя света может появиться, когда вы находитесь в состоянии медитации, но потом оно может продолжать появляться и в то время, когда вы находитесь в нормальном состоянии бодрствовании, когда ваши глаза открыты. Изменения температуры Ощущение жара может проявляться двумя способами. К примеру, общий жар может вызывать движение энергии. Также возможно, что конечности, а в особенности руки, станут горячими на ощупь. Изменения дыхания Эти изменения довольно часто происходят во время медитации. Дыхание может становиться учащенным или, наоборот, замедляться. Оно бывает резким и частым, но может быть медленным и плавным. Изменения, связанные с эмоциями Во время энергетического пробуждения для эмоций не существует никаких границ. Вы можете испытывать блаженство, гармонию, умиротворение, радость, а наряду с этими чувствами - испытывать отчаяние, неуверенность в себе, страх и даже безумие. Весьма часто люди мучаются от недостатка уверенности в себе, что принимает самые различные формы. Вы можете начать сомневаться в своей собственной реальности. Вас могут одолеть сомнения насчет реальности всего того, что происходит вокруг вас. Вы можете удивленно спрашивать себя: "Почему именно я? Почему именно сейчас?" Вы также можете испытать чувство величия и высокомерия, которое свидетельствует о наличии барьера, мешающего свободному движению энергии. Также может возникнуть чувство изоляции, глубокого одиночества, причиной которого может быть ощущение того, что вы не похожи ни на кого, что никто не чувствует так, как чувствуете вы. Изменения восприятия Одним из наиболее типичных ощущений, характерных для процесса пробуждения кундалини, является возникающее во время медитации ощущение увеличения размеров, выхода за пределы собственного тела. В мягкой форме это ощущение может проявляться в чувстве независимости, отстранения от всего. Изменения в сексуальной энергии Энергетическая система человека сформирована таким образом, что энергия кундалини тесно связана с сексуальной энергией. Но не забывайте, что энергия кундалини и сексуальная энергия - это не одно и то же. Да, это различные виды энергии, происходящие из одного корня, но энергия кундалини более мощная, чем сексуальная энергия. Было бы даже более правильным сказать, что сексуальная энергия является одним из аспектов кундалини. Оргазм может временно стимулировать активность энергии кундалини, и после оргазма вы можете испытывать любой из описанных выше симптомов ее пробуждения. В особенности это касается физических ощущений и движений тела. Питание Продукты, которые вы употребляете в пищу, оказывают значительное влияние на вашу энергетическую систему. Многие люди замечали, что после пробуждения кундалини их диета существенно менялась, причем без каких-либо сознательных усилий с их стороны. Если же вы хотите, наоборот, ускорить процесс пробуждения кундалини, то вам следует есть легкую пищу. Ваше тело само подскажет, что вам нужно делать. Медитация Медитация представляет собой один из способов контролирования энергии кундалини. Чем больше вы медитируете, тем быстрее будет протекать процесс пробуждения кундалини. Чем чаще вы входите в активное состояние интеллекта, тем больше энергии активизируется. Человек, переживающий период пробуждения кундалини, обязательно распознает другого человека, тоже находящегося в этом состоянии. Чтобы понять, что в другом человеке протекает тот же процесс, что и в вас самих, вам понадобится несколько часов, если не несколько минут. Вы обнаружите, что говорите на одном языке. Подробнее о Кундалини Рейки -

Наверное, среди ваших знакомых есть те, кто ходит на Кундалини Йогу.
Меня например, довольно часто спрашивают именно об этом виде Йоги ( мы уже «разобрались»:)
Девушкам, которые собрались ходить на Кундалини Йогу, я говорю «Конечно, ходите. Слава Богу, что никакая Кундалини у вас там не поднимется, и вреда себе не нанесёте».
Наивно же полагать, что ни с того ни с сего, по приходу в студию на соседней улице у вас проснётся Кундалини.

Позволю себе сократить "Мула - Бандха. Ключ к мастерству" Свами Сатьянанда Сарасвати:
"Кундалини может пробудиться с раскрытием любой чакры.

Однако, традиционно Kундалини просыпается тогда, когда при выполнении Мула-бандхи* открывается Муладхара-чакра. Следовательно, можно сказать, что Мула-бандха* является пусковым механизмом пробуждения Кундалини.

Слово «Кундалини» произошло от двух санскритских слов: «кундала» и «кунда». Кундала означает «свернутый в кольца», а кунда означает «яма». Таким образом, Кундалини можно представить себе в виде змеи, бхуджанги, которая затаилась в Муладхара-чакре. Змея обвилась вокруг шивалингама, который является символом творения. Шивалингам представляет потенциальную силу, скрытую в каждом человеке.

На русский язык слово «Кундалини» можно перевести как «изначальная сила», или «змеиная сила»..
Она — змея, и эта змея спит в Муладхаре. Она спит, ибо неподвижна.
Затем человеческое сознание пробуждается к реальности, которую эта сила создала и которой присуща.
Когда змея пробудится, когда путь йоги завершён, тогда человек обретает покой в этом мире и вкушает переживание сверхбытия». Ум озаряется, когда Кундалини поднимается по позвоночнику, пронизывая все чакры.
Не то чтобы она двигается от чакры к чакре, нет; Кундалини поднимается вверх по Сушумне (центральный канал) в головной мозг и Сахасрару — вместилище всех чакр. Здесь и происходит работа над чакрами на психофизио¬логическом уровне, то есть одновременно в мозге и в сознании.

В древних текстах сказано: чтобы достичь Сахасрары, Кундалини сначала должна пройти сквозь три основные Грантхи (психологические узлы или привязки).

Эти Грантхи называются Брахма-грантхи, Вишну-грантхи и Рудра-грантхи , которые расположены в Муладхаре, Анахате и Аджна-чакре соответственно.

Каждая Грантхи представляет определённое состояние сознания, или привязку, которая препятствует продвижению к высшему сознанию.
1. Брахма-грантхи, сидящая в Муладхара-чакре, символизирует привязанности к материальному миру: физическое тело, материальные блага и т. д. Она связана с ощущением застоя и невежества; ее проявление — некоторая ограниченность в действиях.
2. Вишну-грантхи находится в Анахата-чакре. Она означает привязанности к людям, включая родственников и друзей.
3. Рудра-грантхи расположена в Аджне и символизирует привязанность к психическим силам и видениям.

Кундалини не может начать или продолжить подъем, пока Грантхи не будут поняты — иными словами, пока привязанность не будет разрушена .

Как написано в древних текстах, выполнение трех Бандх (Мулы*, Уддияны и Джаландхары) закрывает шестнадцать Адхар. «Адхара» означает «опора, жизненно важная часть».
Шестнадцать жизненно важных частей — это большие пальцы рук, лодыжки, колени, бедра, крайняя плоть, половые органы, пупок, сердце, шея, горло, верхнее небо, нос, межбровье, лоб. голова и брахмарандхра (отверстие на макушке, через которое, как считается, душа покидает тело в момент смерти).
Когда закрыты все шестнадцать Адхар, сознанию некуда больше деться, и оно полностью обращается вовнутрь — наступает состояние медитации. Таким образом, Мула-бандха* позволяет нам достичь более глубоких медитативных состояний.

С другой стороны, во время медитации Мула-бандха* может произойти сама собой. Если так случится, не волнуйтесь, не старайтесь сознательно повлиять на происходящее в малом тазу. Просто осознавайте свои ощущения (и физические, и умственные) и продолжайте медитацию.

Чаще всего Мула-бандха* спонтанно происходит тогда, когда ваше дыхание становится очень медленным и поверхностным.
Ум успокаивается, а дыхание стремится к точке равновесия между вдохом и выдохом.
Когда эта точка достигнута, происходят Кумбхака (задержка дыхания), Мула-бандха* и расширение сознания.

Находясь в чакрах, Кундалини поставляет энергию в различные органы физического тела.
Когда же она достигает Брахмарандхры, начинается несколько иной и весьма интересный процесс.
В этот момент человек познает различные составляющие тонкого тела (говорят, что их 17).
Перед ним разворачиваются глубинные знания об их сущности.
Таким образом, когда Kундалини пробудилась и озарила различные чакры, начинается процесс озарения.

Все наши приготовления к пробуждению Кундалини и чакр — это только первый этап.
Это вовсе не конец, все только начинается. Человек должен стремиться дальше и дальше ввысь, в пространства духовного озарения.

Свами Нараянанда и Парамаханса Рамакришна приводят два классических примера пробуждения кундалини.

Свами Нараянанда в книге «Изначальная сила » пишет:
«Жжение ощущается вдоль позвоночника и по всему телу.
Момент входа Кундалини в Сушумну (центральный канал) отзывается болью в спине...
В пальцах ног появляется ощущение "ползания мурашек", сотрясая порой все тело.
Подъем энергии сопровождается ощущением, словно муравьи медленно ползут по всему телу вверх к голове.
В других случаях пробуждение кундалини может быть похоже на то, как извивается змея или как птица прыгает с места на место».

В книге Джозефа Кэмпбелла «Мифический образ» очень похоже описано переживание Рамакришны:
«Есть пять видов Самадхи (духовного экстаза).
Во время этих Самадхи человек ощущает духовный поток (Кундалини).
Ощущения похожи на движения муравья, рыбы, обезьяны, птицы или змеи.
Иногда духовный поток поднимается по позвоночнику, словно муравей.
Иногда в состоянии Самадхи душа плывёт, словно рыба, в океане божественного экстаза.
Порой, когда я ложусь на бок, духовный поток весело толкает меня, словно игривая обезьяна.
Я остаюсь спокойным. Тогда поток с обезьяньим проворством в один прыжок достигает Сахасрары.
Вот почему вы видели, как я прыгаю. Иногда подъем духовного потока похож на птицу, которая порхает с ветки на ветку.
Место, где она сядет, обжигает огнём...
Порой духовный поток ползёт вверх, словно змея.
Она продвигается зигзагами по позвоночнику, достигает головы — и я впадаю в Самадхи.
Духовное сознание человека не может пробудиться, пока Кундалини спит».

Свами Муктананда, специалист по Кундалини-Йоге, опубликовал свою автобиографию, в которой привел множество необычных переживаний, ведущих к экстазу и блаженству. Это и графическое изображение ощущений, и непроизвольные движения, и потоки энергии в теле, необычные типы дыхания, внутренние вспышки света и звуки, а также видения и голоса.

Свами Йогешварананда, весьма известный и очень уважаемый гималайский йогин, в своём «Обращении к V конгрессу Международной Ассоциации Религии и Парапсихологии» (конгресс проходил в Японии) так описывает свои переживания пробуждения Кундалини:

«...а затем наступил великий момент моей жизни. Мой Гуру выполнил Тратаку, то есть направил свой пристальный взгляд на мой лоб, — и я впал в транс. Я позабыл о своём теле, об окружающем мире. Я забыл даже о том, что рядом со мной присутствовал великий йогин. Не знаю, как долго это продолжалось... в этом состоянии не было понятия времени. В какой-то момент в крестцовом сплетении, в Муладхаре, возник яркий свет, который во всех деталях показал мне анатомию и физиологию моего тела. Словно кто-то снял с меня кожу и подсветил все уголки моего физического тела.
Затем тело отступило на второй план, и началось новое состояние — переживание чакр...
В этом состоянии в крестцовом сплетении возник свет иного рода. Тот свет, что детально показал мне анатомию моего тела, был желтоватым. Сейчас он был голубовато-белым...
За семь часов транса я пережил множество состояний: свет, выхвативший треугольные очертания... свет внутри позвоночника, который входил в Сушумна-нади и поднимался вверх, освещая каждую чакру... и лепестки на чакрах».

….пробуждения Кундалини - очень личный и интимный опыт, и разобраться здесь непросто.

Ли Саннелла в публикации «Кундалини: психоз или трансцендентность» приводит целую коллекцию ощущений и событий, собранную из множества записей личных переживаний:

1. Спонтанные движения: необычные позы, подчас даже классические йогасаны.
В любой части тела могут возникнуть плавные, волнообразные, судорожные или прерывистые движения, резкие толчки.
Порой тело может застыть в какой-то позе, но лишь на время медитации.

2. Схема, или тип дыхания: спонтанная Пранаяма, задержка дыхания, поверхностное или глубокое дыхание, быстрое дыхание — все может произойти.

3. Ощущения в теле: пульсация в области Младхара-чакры, спонтанное выполнение Мула-бандхи, покалывание, вибрация, зуд, оргазмические ощущения всеприятия, жар и холод различной степени, головная боль, боль в спине, глазах и в других частях тела, особенно, если тело недостаточно очищено.

4. Внутренние звуки: свист, шипение, чириканье, нечто похожее на звуки флейты, шум океана, прибой, гром, журчанье ручья, треск костра, барабаны, колокола и рычание.

5. Изменения в мыслительном процессе: мысли могут ускориться, замедлиться или остановиться.
Они могут казаться беспорядочными, странными или иррациональными.Многие люди сообщали, что чувствовали себя в двух шагах от сумасшествия.
Другие говорили, что ощущали возможность войти в состояние транса, где нет мыслей.
Все эти переживания — временное явление и следствие очищения тела и ума.

6. Отстранённость: человек ощущал, что наблюдает за происходящим — в том числе, за своими мыслями, идеями и чувствами — со стороны. Это ощущение отстранённости не похоже на равнодушную отчуждённость или напряжённое отдаление.
В данном случае происходит разделение осознающего «я» и умственной деятельности, за которой это «я» наблюдает.
Это состояние никак не мешает нормальной жизнедеятельности, человек продолжает действовать как обычно.

7. Разъединение. Когда достигается состояние непричастности, когда человек разотождествлен с происходящим, — наступает отстранённость. Но если в человеке в силу глубинного психологического сопротивления, страха и сомнений, социального давления или других причин ещё не наступило равновесие, то могут усилиться негативные аспекты переживания.
Однако, время и правильная поддержка со стороны окружающих помогут преодолеть нарушение, и тогда акценты сместятся в более подходящую точку.

8. Необычные или слишком сильные эмоции: могут прийти чувства экстаза, блаженства, покоя, любви, преданности, радости и вселенской гармонии. Правда, можно испытать и весьма сильный страх, раздражение, депрессию, ненависть и смущение.
На первых этапах любая нормальная эмоция может обрести небывалую интенсивность.
Позднее на первый план выходят ощущения мира, любви и удовлетворения.

9. Психический опыт: внетелесный опыт, ощущение, что вы намного больше, чем реальный размер вашего тела, экстрасенсорные проявления (т. е. получение информации, минуя известные науке органы чувств), божественные запахи, божественные прикосновения, божественные видения (своего гуру или богов).

10. Точечное зрение. Интересное изменение зрения, которое легко можно определить как отдельное и отчетливое состояние.
При его описании люди часто используют типичные графические метафоры.

Новичкам и непосвящённым вышеперечисленные переживания могут показаться симптомами психоза.
Многие люди в этот период подобны «помешанным».

Однако в наши дни наука понемногу начинает осознавать различие между психическим расстройством и расширением сознания.
Нетрудно догадаться, что спонтанная остановка дыхания (Кевала-кумбхака), самопроизвольная фиксация взгляда на точке между бровей (Шамбхави-мудра) или ощущение отсутствия собственного физического тела могут сильно напугать человека.
А страх нарушает и разрушает весь процесс.

По поводу вышеприведённых описаний пробуждения Кундалини-шакти стоит помнить несколько положений:
1. Такие проявления весьма редки.

2. Если человек занимается под руководством гуру или мастера, то с подобными проявлениями легко будет справиться.

3. Правильная последовательность упражнений, занятия под руководством мастера и отсутствие спешки в продвижении по духовному пути сделают процесс очищения тела простым и быстрым. Сопутствующих проявлений в таком случае может и вовсе не быть вплоть до стадии просветления, мира и мудрости.

4. Когда проявление проходит, человек остаётся в состоянии блаженства, покоя и высшего сознания.

Когда ваше тело становится лёгким, словно свет, то исчезают все сомнения.
Вы обладаете неисчерпаемым запасом сил, уравновешенным умом, который не подвластен жизненным перипетиям.
Вы понимаете тайны жизни.

Всего этого можно достичь с помощью Мула-бандхи, если выполнять ее правильно, соединяя и чередуя с другими упражнениями.

Чтобы Кундалини проснулась, тело должно быть готово к этому, а нервная система должна быть крепкой, здоровой и развитой.

В выполнении этих условий помогут йогические упражнения.

Когда приготовления будут закончены, Кундалини поднимется сама собой, освобождая и расширяя сознание.
Пробудив Кундалини, вы подходите к порогу бесконечности.

Кундалини символизирует изначальное единство всего сущего.
Это медиум бытия и конечного наполнения истиной.
Каждый ученик должен учесть две вещи относительно пробуждения Кундалини.
Во-первых, практикуя Мула-бандху, можно испытать вышеприведенные симптомы.
Подобные явления могут быть также и галлюцинациями, которые вызваны лекарствами.
Так что, возникающие переживания следует проверять очень внимательно.
Во-вторых, пробуждение Кундалини ведёт к возникновению некоторых психических феноменов, но на первом месте стоит духовный опыт.

Многие люди считают, что пробуждение Кундалини даст им психические сверхспособности и силу.

Поскольку в некоторых случаях так и происходит, следует помнить об опасности: чрезмерно увлекаться психическими силами и играть с ними нельзя.
Психические сверхспособности не являются целью пробуждения Кундалини, духовного роста и расширения сознания.

Следует помнить о том, что сила Кундалини — ключ к духовному перерождению, она способна драматически изменить вашу жизнь.

Кундалини — эта сила, которую следует уважать и почитать. Тысячелетиями она хранилась в секрете, словно великое сокровище — эликсир бессмертия, недоступный обычным людям.

Сегодня Мула-бандха* открывает каждому человеку путь к пробуждению Kундалини.
Эта сила — тайный ключ к реализации вашей истинной природы, до которого можно добраться с помощью Мула-бандхи.
…механизм, известный как Кундалини и являющийся истинной первопричиной всех подлинных духовных феноменов, лежит в основе биологического развития и формирования личности.

Кундалини — тайный источник всех эзотерических и оккультных доктрин, ключ к нераскрытым тайнам Мироздания.

Здесь черпают силы философия, искусство и наука; здесь первоисточник всех религий — прошлых, настоящих и будущих».

(Свами Сатьянанда Сарасвати "Мула - Бандха. Ключ к мастерству.")

*Мула-бандха (Сокращение промежности)

Пробуждение Кундалини

Иногда Духовный Поток поднимается по позвоночнику, подобно ползущему муравью. Иногда, в самадхи, душа беззаботно плавает, как рыбка, в океане божественного экстаза. Иногда, когда я ложусь на бок, я чувствую, что Духовный Поток толкает меня, как обезьяна, и весело играет со мной. Я остаюсь неподвижным. Тогда Поток вдруг, как обезьяна, одним прыжком достигает Сахасрары (теменного центра). Вот почему ты видишь, что я рывком вскакиваю. Опять же, иногда, Духовный Поток поднимается, подобно птице, перепрыгивающей с ветки на ветку. Место, где он отдыхает, горит, как огонь…. Иногда Духовный Поток ползет вверх, как змея. Двигаясь зигзагообразно, он, наконец, достигает головы, и я погружаюсь в самадхи. Духовное сознание человека не пробуждено до тех пор, пока не проснется его Кундалини.

Рамакришна, индийский святой

Описания этой разновидности духовного кризиса можно найти в древней индийской литературе. Его проявления приписывают активизации, или пробуждению, определенной формы тонкой энергии, которая называется Змеиной силой, или Кундалини. Согласно учению йоги, Кундалини (буквально, «свернутая кольцом») - это энергия, которая создает и поддерживает космос. В человеческом теле она пребывает в непроявленном состоянии у основания позвоночника. Она обладает способностью очищать и исцелять ум и тело, содействовать духовному раскрытию и поднимать человека на более высокий уровень сознания.

Спящую Кундалини традиционно представляли в образе змеи, обернувшейся три с половиной раза вокруг лингама, фаллического символа мужской воспроизводящей силы. К числу ситуаций, которые могут привести к пробуждению Кундалини, относятся интенсивная медитация, вмешательство продвинутого духовного учителя - гуру - и некоторые специфические действия и упражнения Кундалини-йоги. Иногда решающую роль могут сыграть рождение ребенка или страстный половой акт. В некоторых случаях люди переживают спонтанное пробуждение Кундалини; это может происходить совершенно неожиданно в ходе повседневной жизни без какой-либо явной причины.

Активированная Кундалини принимает свою огненную форму, или Шакти, и движется вверх вдоль позвоночника, проходя по каналам тонкого тела - нефизического поля энергии, которое, по утверждениям йогов, пронизывает и окружает физическое тело. Устраняя последствия прошлых травм, этот поток открывает семь духовных центров, называемых чакрами, которые расположены в тонком теле вдоль оси, соответствующей позвоночнику. Помимо различных трудных переживаний, сопровождающих этот процесс очищения, люди, испытывающие пробуждения Кундалини, часто описывают экстатические состояния, которые связаны с достижением более высоких состояний сознания. Среди них следует особо отметить самадхи , или соединение с божественным, происходящее, когда процесс достигает седьмой чакры на макушке головы (Сахасрары). Хотя йоги считают этот процесс крайне желательным и полезным, он не лишен опасностей. В идеале, людям, проходящим через интенсивный процесс пробуждения Кундалини, нужно руководство опытного духовного учителя.

Энергия Шакти, движущаяся по телу, приносит в сознание целый ряд ранее не осознававшихся элементов: воспоминания о психологических и физических травмах и о переживаниях в процессе рождения, а также различные архетипические образы. Когда это происходит, люди с этой формой духовного кризиса переживают богатый спектр эмоциональных и телесных проявлений, называемых крийя . Они испытывают интенсивные ощущения энергии и тепла, движущихся вверх по позвоночнику, и их телами нередко овладевают неистовая дрожь, судороги и скручивающие движения. Их психику могут неожиданно захлестывать волны сильных эмоций - тревоги, гнева, грусти, либо радости и экстатического восторга. Подавляющий страх смерти, утраты контроля над собой и надвигающегося безумия также часто сопровождают экстремальные формы пробуждения Кундалини.

Людям, вовлеченным в этот процесс, может оказаться трудно контролировать свое поведение; во время мощных приливов энергии Кундалини они часто издают различные непроизвольные звуки, а их тела движутся странным и неожиданным образом. В число наиболее общих проявлений такого рода входят беспричинный и неестественный смех или плач, говорение на незнакомых языках, пение ранее неизвестных песен и духовных гимнов, выполнение поз и жестов йоги, а также имитация различных звуков и движений животных.

Изменения восприятия при пробуждении Кундалини могут быть очень богатыми и разнообразными. Люди, вовлеченные в этот процесс, часто описывают яркие видения прекрасных геометрических форм, сверкающего света сверхъестественной красоты, сложные сцены, связанные с образами богов, демонов и святых. Они слышат внутренние звуки - от простого жужжания, гула и стрекота сверчков до небесной музыки и хора человеческих голосов. Иногда они могут чувствовать запахи изысканных благовоний (некоторые упоминают о неописуемо сладостном аромате божественного нектара). Особенно часто встречаются сильное сексуальное возбуждение и оргазмические ощущения, которые могут быть как экстатическими, так и болезненными. Эта глубокая связь между Кундалини и сексуальной энергией лежит в основе йогической практики, именуемой Тантрой, в которой ритуальное сексуальное соединение используется как средство вызывания духовных переживаний.

Тщательное изучение проявлений Кундалини подтверждает тот факт, что этот процесс, хотя он порой бывает очень напряженным и расстраивающим, по сути своей целителен. В течение многих лет мы неоднократно наблюдали, что переживаниям такого типа сопутствует резкое облегчение или даже полное исчезновение широкого спектра как эмоциональных, так и физических проблем, включая депрессию, различные формы фобий, мигрень и астму. Однако в процессе пробуждения Кундалини могут временно усиливаться различные старые симптомы и становиться явными те, что до этого были латентными. В некоторых случаях они могут имитировать различные психиатрические и общемедицинские проблемы и даже могут стать причиной ошибочного диагноза.

Хотя идея Кундалини получила наиболее утонченное и продуманное выражение в индийских трактатах, ее важные параллели существуют во многих религиях и культурах по всему миру. Одним из самых интересных примеров могут служить трансовые танцы африканских бушменов племени кунг из пустыни Калахари. Они регулярно проводят ритуалы, длящиеся всю ночь, во время которых женщины сидят на земле и бьют в барабаны, а мужчины перемещаются по кругу ритмичными, монотонными движениями. Один за другим участники входят в глубоко измененное состояние сознания, связанное с высвобождением мощных эмоций - тревоги, страха, и гнева. Часто они не способны сохранять вертикальное положение, и их одолевает неистовая дрожь. После этих дрматических переживаний они, как правило, входят в состояние экстатического блаженства. Согласно бушменской традиции, этот танец высвобождает скрытую в основании позвоночника космическую целительную силу, называемую ntum, или просто «магическое лекарство». Затем эта сила может переходить от одного человека к другому при непосредственном физическом контакте.

Идеи, сходные с концепцией Кундалини и системы чакр, существуют и у индейских племен Северной Америки. У индейцев гопи невидимые центры психической энергии весьма похожи на чакры. Джозеф Кэмпбелл также часто отмечал подобные параллельные элементы в рисунках на песке индейцев навахо. Идеи, родственные учению о Кундалини и чакрах, можно найти в тибетском буддизме, даосской йоге, корейском дзене и в суфизме.

Однако феномен активизации Кундалини встречается отнюдь не только в культурах Востока. В христианской традиции описаны сходные проявления во время практики «Иисусовой молитвы» в исихазме. Кроме того, безошибочные признаки пробуждения Кундалини в последнее время наблюдались у тысяч современных людей на Западе. Гопи Кришна, всемирно известный духовный учитель из Кашмира, сам переживший глубокий и драматичный кризис Кундалини, много лет пытался привлечь внимание западного мира к существованию этого феномена и к его важности.

Заслуга в привлечении к концепции Кундалини внимания западных профессиональных психотерапевтических кругов принадлежит калифорнийскому психиатру и офтальмологу Ли Саннелле. В своей новаторской работе «Опыт пробуждения Кундалини: психоз или выход за пределы» он с позиции западной медицины описал ту форму, какую пробуждение Кундалини принимает в нашей культуре. Саннелла уделил особое внимание медицинскому значению синдрома Кундалини и отметил, что он может напоминать многие психиатрические и даже общемедицинские проблемы, в том числе, психозы, истерию, нарушения зрения, сердечные приступы, желудочно-кишечные расстройства, инфекции мочеполовой системы, эпилепсию и даже рассеянный склероз. По этой причине Саннелла считает, что при этой разновидности духовного кризиса особенно важно медицинское обследование у знающего и опытного клинициста.

Из книги Чакры автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Пробуждение кундалини В то время как происходит все это астральное пробуждение, человек в своем физическом сознании еще ничего не знает об этом. Единственный путь, которым можно довести плотное тело до овладения всеми этими преимуществами, состоит в повторении процесса

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Гупта Ранджит Сен

Спонтанное пробуждение кундалини В некоторых случаях происходит спонтанное пробуждение внутренних слоев этого огня, вызывающее смутное ощущение жара. Эта энергия даже может начать самостоятельно двигаться, но такое случается крайне редко. Когда это случается, то может

Из книги Семь Центров жизненной энергии. Наука Чакр автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

2. Кундалини - пробуждение жизненной силы Теоретические знания не приносят пользы. Анатомическая визуализация Кундалини при медитации бессмысленна. Я не говорю, что Кундалини или чакр не существует. Кундалини есть, чакры есть, но знания о них не приносят никакой пользы.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Кундалини Таким образом, наши предки, судя по всему, еще очень давно интуитивно догадывались о существовании феномена «заигрываний» - энергий, которые физики приписывают квантовым волнам, первоначально называвшимся «волнами материи». В Китае такие волны связывали с

Из книги АГХОРА II. КУНДАЛИНИ автора Свобода Роберт Е.

Пробуждение Кундалини Иногда Духовный Поток поднимается по позвоночнику, подобно ползущему муравью. Иногда, в самадхи, душа беззаботно плавает, как рыбка, в океане божественного экстаза. Иногда, когда я ложусь на бок, я чувствую, что Духовный Поток толкает меня, как

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

КУНДАЛИНИ Вималананда очень тепло относился к своим скаковым лошадям и часто заходил к ним на конюшню, чтобы приласкать и угостить чем-нибудь вкусным. Он навещал даже тех кобылиц, которые больше не участвовали в скачках и доживали свои дни на конном заводе в пригороде

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Кундалини Открывая суть Кундалини, я буду опираться, как всегда, на чтение слова, просто потому, что наши предки всегда размещали объяснение в самих именах.Кундалини - корни кун-дал. Окончание - ини мы не рассматриваем, оно просто показывает женский род (ср. монахиня). Раз

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Из книги Жизнь есть экстаз. Практика активных медитаций Ошо автора Раджниш Бхагван Шри

Упражнение на увеличение энергии (пробуждение Кундалини) (5.2) Встаньте, поставив пятки и носки вместе, руки опустите вдоль тела и расслабьте, спину держите прямо, но без напряжения. Расслабьте левую ногу, резко согните ее в колене и ударьте пяткой по левой ягодице.

Из книги Быть выше страха автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 6. Кундалини: пробуждение жизненной силы Никакие теоретические знания, никакие представления о кундалини не помогают и не имеют значения для медитации. Я не хочу сказать, что нет ничего такого, как кундалини или чакры. Кундалини есть, и чакры есть, но знания о них

Из книги Пранаяма. Путь к тайнам йоги автора Лисбет Андрэ ван

Глава 16. Сексуальная энергия и пробуждение кундалини Первый вопрос:Как преодолеть сексуальное желание, чтобы кундалини могла подняться вверх?На протяжении многих жизней энергия постоянно текла вниз, через сексуальный центр, поэтому, когда образуется какая-то

Из книги Энергии трансформации. Путеводитель по Кундалини автора Гринвелл Бонни

Кундалини Все энергетические тела пронизывают друг друга и зависят от подъема кундалини. Основная энергия человека, которая может дать ему наивысшую реализацию, хранится в нижних чакрах. Эту энергию стремятся поднять все, кто занимается духовными практиками. Когда мы

Из книги автора

33. Кундалини "Полюс Индивида" и "полюс Рода"Жизнь каждого индивида начинается с того момента, когда сперматозоид отца попадает в яйцеклетку матери. Миллионами они движутся к плодородной почве и борются за продолжение жизни, но только единицы, самые быстрые и самые сильные,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 6. Пробуждение Кундалини на Западе В рассказах представителей западной культуры о пробуждении в них духовной энергии, видениях божественного или погружении в вихрь вызванного Кундалини психического переворота обычно слышится удивление, озадаченность и волнение.

Психические болезни подьема Кундалини

Проявление каких-либо экстраординарных способностей, точно так же как и возникновение большинства психических болезней, является следствием разбуженной Кундалини, с той лишь разницей, что способности открываются у людей с хорошей Кармой, а болезни возникают у людей с плохой Кармой.

Если человек духовно чист и имеет хорошую Карму прошлой жизни, Кундалини у него легко пробуждается и не вызывает каких-либо нежелательных эффектов. Поднятая не ниже Аджны Кундалини делает человека открытым для всех Пространств. При этом во взаимодействие с ним вступают Информационно-энергетические сущности, принадлежащие приблизительно к такому же, как и у него, этическому уровню.

Если этот уровень недостаточно высок, тогда то, с чем он столкнется, не доставит ему удовольствия. Таким образом, то, что испытает человек, зависит от его Кармы и уровня "духовности".

Выход Кундалини из Муладхары у "не святого человека", не находящегося под постоянным активным контролем земного или внеземного Духовного Учителя, сопровождается появлением ряда признаков нарушения физического и психического состояния. Самыми первыми признаками разбуженной Кундалини являются легкая вибрация в позвоночнике и ощущение тепла в той его части, в которой Кундалини находится в данный момент.

Подобные ощущения у людей, не знающих о существовании Кундалини, чаще всего остаются незамеченными. Однако, если она на длительное время покидает Муладхару и достигает хотя бы чакры Анахата, то невозможно не заметить появления непроизвольных вибраций частей тела, не только не вызывающих страданий, но даже, наоборот, приятных. Нередко в этих случаях человек и сам старается вызвать вибрацию какой-либо части тела.

Потребность организма в вибрациях (самопроизвольных неуправляемых или вызываемых по желанию) объяс няется поступлением из Муладхары в Сушумну. Далее она идет через чакры больших потоков (пранической) энергии, переносить которые организм еще не приспособлен. Вибрация - это такая же естественная реакция на потоки энергия, как и в случае подвода к телу достаточно большого электрического напряжения. Вибрации могут продолжаться от нескольких недель до нескольких лет, пока организм не приспособится к новому, более высокому уровню энергии.

Обычно Кундалини легко поднимается до той чакры, которой достигала в прошлой жизни, а дальнейший ее подъем в более высокие чакры требует огромной духовной работы. Если она когда-то уже достигала Сахасрары, а человек использовал открывшиеся перед ним в связи с этим неограниченные возможности не для достижения освобождения, а для реализации каких-либо относительно низменных целей, то подъем

Кундалини до Сахасрары в этой жизни легко может произойти спонтанно. При этом вызвать могучий всплеск энергии в организм извне, через Сахасрару, способный привести к серьезным органическим нарушениям в теле, не приспособленном для ее приема.

Действие вызванных подъемом Кундалини потоков пранической энергии на организм проявляется как в физической, так и в ментальной областях, в наиболее крайних своих выражениях. Это приводит к тяжелом припадкам, наподобие эпилептических, и, к потере рассудка. Столкнуться хотя бы с некоторыми, вызванными подъемом Кундалини эффектами придется каждому, кто доживет до преклонного возраста, поскольку климакс (в переводе с греческого – «лестница к небесам») - это явление пробуждения Кундалини.

Типичные стороны проявления :

Почти каждый, у кого Кундалини вышла из Муладхары, будет ощущать нагрев в нижней части позвоночника и, возможно, в различных частях ног. Если Кундалини поднимается по позвоночнику, ощущение нагрева возникает в соответствующей его части и в самых различных местах тела. Зоны нагрева могут быть очень обширными и в ряде случаев приводить к значительному покраснению кожи, весьма напоминающему солнечные ожоги. Подобные явления возникают периодически.

Надо знать, что в случае разбуженной Кундалини имеется возможность с помощью тех или иных упражнений постоянно поддерживать любой желаемый энергетический уровень организма, что позволяет косвенно управлять работой внутренних органов. Критерием энергонасыщенности организма может служить эффективность работы кишечника: при большой энергии кал почти отсутствует независимо от количества потребляемой пищи.

Если Кундалини поднимается до Сахасрары, возможно поступление в организм через этот центр очень больших потоков энергии. Появится ощущение, что тело горит огнем. В подобном состоянии может оказаться, что введение руки в пламя (костер, газовой горелки) не только не приведет к ожогам, но даже доставит удовольствие. Когда организм недостаточно трансформирован для приема мощных потоков энергии, возможны трагические последствия. Снизить энергию, уменьшить жар в теле помогает физическая работа, а лучше всего - бег. Человек в это время способен пробежать десятки километров, не испытывая усталости.

Ощущение жара может резко смениться ощущением холода (в это время энергия интенсивно выходит из организма), причем настолько сильного, что все тело начнет сотрясаться от дрожи и любые теплые одеяла окажутся бесполезными. Уменьшить в какой-то мере страдания помогает только тесное соприкосновение с другим человеком, передающим часть своей праны.

Вблизи человека, в тело которого через Сахасрару поступают большие потоки энергии, возможно возникновение явлений полтергейста. Например, могут выйти из строя все работающие электрические и механические приборы (даже ломаются оси в механических часах) и без видимых причин лопнуть хрустальные вазы. У некоторых пробуждение Кундалини сопровождается появлением такого невероятного аппетита, что, съедая даже по нескольку десятков килограммов ежедневно, они остаются голодными и худеют. У других же, наоборот, аппетит исчезает полностью, и они не в силах заставить себя съесть хотя бы один апельсин в день.

Вызванное подъемом Кундалини наполнение тела большими потоками пранической энергии может привести не только к ожогам кожи наподобие солнечных, но и к образованию ран, локализующихся в местах малых чакр и наиболее важных активных точек акупунктуры.

Перечисленные физические эффекты поднятой Кундалини в большинстве случаев наблюдаются в слабой форме. Существенно более ярко выраженными чаще оказываются изменения психического состояния. У очень малого процента людей пробуждение Кундалини сопровождается исключительно приятными проявлениями (физическими и ментальными). Большинству же приходится сталкиваться со многими неприятными психическими эффектами.

Приятные приятные психические проявления поднятой до чакр головы Кундалини. Энергия ощущается во всех частях тела, болезни исчезают, появляется огромная жажда деятельности, легкость во всем теле; то, что до подъема Кундалини не удавалось понять, становится ясным, очевидным. Любая задача, которую ставите перед собой, находит немедленное решение, казалось бы, без всяких усилий с вашей стороны.

Если же сталкиваетесь с вопросом, на который не может быть получен удовлетворительный ответ на основе имеющихся у вас знаний, то на помощь приходит Кундалини. Она выводит вашу Информационно-энергетическую сущность из тела в Пространства, в которых ответ на поставленный вопрос становится очевидным. Вам остается только, вернувшись в тело, сформулировать его в рамках доступной вам логики и знаний. Становится понятным смысл фраз, написанных или сказанных на неизвестных вам языках.

Открывается возможность в любой момент увидеть объекты, находящиеся сколь угодно далеко от вас, причем увидеть в любом увеличения. Можно видеть предметы через толстые стены и вообще видеть в любых желаемых энергетических спектрах частот. Имеется возможность мгновенного перехода на любые расстояния в пространстве и во времени (в прошлое и будущее). Едва ли имеет смысл продолжать далее перечислять прекрасные возможности (а их бесконечно много), открывающиеся перед человеком с поднятой Кундалини, духовно чистого и с хорошей Кармой.

Психологические признаки поднятой Кундалини, с которыми приходится сталкиваться ежедневно десяткам миллионов людей на Земле. Большинство из них, не понимая сути происходящих в их организмах явлений, лечатся у психиатров, которые, не зная лежащих в основе этих явлений механизмов Природы, часто оказываются неспособными помочь им.

Вот пересказ ощущения, которые испытал автором многих спиритуальных книг Кришна Гопи. Разбудив. свою энергию Кундалини, он позднее описал пережитое им состояние, продолжавшееся сначала несколько недель, а затем повторявшееся в ослабленной форме на протяжении нескольких лет. По его словам, начиная с третьего дня после подъема Кундалини, он не мог ни на чем сосредоточиться ни на секунду, мучил жар в позвоночнике, появились видения, мир казался состоящим из бесконечного спектра волн. Все виделось неотчетливо, как в жаркий солнечный день над удаленной раскаленной поверхностью асфальта. Исчезло чувство любви к жене и детям.

Казалось, что тело и мозг разрушены. Аппетит полностью отсутствовал. С трудом удавалось заставить себя выпить в день чашку молока и съесть два апельсина. Свое жуткое состояние скрывал от всех и не желал консультироваться у врачей, тем более - у психиатров. Был уверен, что ни один врач не сумеет диагностировать его состояние. В то время о Кундалини он еще ничего не знал, однако был уверен, что происходящее с ним не является психическим заболеванием.

Прошли годы, прежде чем он окончательно понял, что имевшие место в его организме процессы призваны были перестроить энергетику тела, подготавливая переход на более высокий уровень сознания, гарантирующий возможность прямых контактов с другими Пространствами.

Другие комментарии подьема Кундалини. Сначала возникает тошнота, затем - жар во всем теле. Кожа горит как от солнечного ожога. Кажется, что источником огня является макушка головы. В Сахасраре и Аджне чувствуется непереносимое давление. Затем обнаруживаются всевозможные сверхъестественные способности. Понимая, что наблюдаемое связано с активностью Кундалини, некоторые начинают медитировать в одиночестве, поднимая и опуская ее, стремясь подчинить своей воле. Потоками праны многие начинают лечить людей.

Говорят, что если во время лечения отвлекаются и выпускают Кундалини из-под контроля, случалиются те же явления, что и при первом ее подъеме, но в более слабой форме. В дальнейшем приходит опыт как опускать Кундалини в Муладхару, когда есть ощущение, что поступающий через Сахасрару в тело поток энергии становится слишком сильным и опасным для жизни.

Что же в большинстве своем испытывают миллионы людей, у которых Кундалини вышла из Муладхары? Перечислим основные признаки разбуженной Кундалини, дополняющие те, о которых уже упоминалось выше.

Слышатся божественные звуки и чувствуются приятные запахи, возникают видения Богов, Ангелов и Дев, умерших родственников и великих людей, а также всевозможных Сущностей из других Пространств.

Возможны спонтанные выходы на некоторое время Вашей Информационно-энергетической сущности (Души) из тела в ближайшие иерархически более высокие Пространства: рай и чистилище.

Выходы в неприятное Пространство, называемое Адом, даже кратковременный вход в которое может привести к трагическим последствиям.

Могут стать доступными прошлое и будущее, так же как и любые переходы во времени и пространстве. Видения, звуки и ощущения могут возникать как с открытыми, так и с закрытыми глазами (в это время наши обычные органы чувств становятся как бы мертвыми).

Нередко удается наблюдать Ауру вокруг тел людей, и особенно вокруг их головы. Может на время обнаружиться способность понимания многих иностранных языков и языков птиц и зверей.

Давно умершие могут вступить с вами в постоянный контакт, и вы будете слышать их голоса так, как будто они находятся внутри вас или рядом с вами. Мысли и чувства других людей становятся доступными вам.

Наблюдаемая в нашем мире действительность может восприниматься с ослабленной или усиленной яркостью и насыщенностью, а временами исчезать, заменяясь видениями из других Пространств. Возможно возникновение эффекта непереносимости слежения за движущимися объектами - толпами людей или вереницами автомашин.

Даже очень слабые звуки могут восприниматься как страшный грохот и доставлять страдания. Все органы чувств начинают неадекватно реагировать на окружающий мир, невероятно усиливая или ослабляя его реальное воздействие на организм. Возможны тяжелые припадки, во время которых бессознательно в большом напряжении выполняются всевозможные асаны или же тело извивается в конвульсиях.

О шизофоении

Такие аномальные состояния сознания, детализировать которые можно было бы сколько угодно. Тот, кто не знаком с теорией Кундалини, но хорошо знаком с симптомами шизофрении, ознакомившись с перечисленными признаками разбуженной Кундалини сразу заметит, что все известные симптомы шизофрении образуют некоторое подмножество во множестве приведенных признаков разбуженной Кундалини.

Европейская медицина, назвав совокупность описанных признаков одним словом шизофрения, не сделала ни одного шага в

направлении раскрытия происхождения и сути этой "болезни", корни которой в действительности лежат не в грубом (физическом), а в тонком (астральном) теле.

Самое большее, до чего "додумались" европейские ученые-медики, так это до идеи, что в основе шизофрении лежат нарушения химического баланса в организме, в связи с чем новейшие методы лечения основываются на химиотерапии различного рода. Но измененный химический состав организма - это всего дашь сопутствующий подъему Кундалини (а следовательно, и шизофрении) фактор.

Главная же причина шизофрении - в неподготовленности организма в физическом, этическом и кармическом отношениях к этому подъему, что проявляется соответствующими его реакциями как следствиями несоответствия уровня пранической энергии реальной его структуре. Химические методы лечения, по существу, лишь приводят организм к такому состоянию, при котором Кундалини не может в нем действовать и стремится опуститься в Муладхару.

Однако если она однажды уже была разбужена, то будет выходить из своего убежища при малейшей возможности, например, как только прекратится насыщение организма лекарствами. Выходу ее будут способствовать многочисленные факторы, в частности диета, стрессы и т.п. Именно поэтому малый процент больных шизофренией психиатры относят к категории не поддающихся излечению применяемыми методами - хирургическому (рассечению долей мозга) и лекарственному.

Шизофреник - это всегда человек, у которого Кундалини поднимается по меньшей мере до Аджны, и который, если даже относительно этически чист сейчас, имеет плохую Карму прошлой жизни. Даже если у него химический состав тела в достаточной мере подстроен под новый, повышенный уровень энергии, могут иметь место тяжелые проявления шизофрении, вызванные следующими обстоятельствами.

Открытость чакр по крайней мере до Аджны делает возможным не только вход, но и поселение в тонком теле человека Информационно-энергетических сущностей, близких к нему по этическим и кармическим качествам. Если эти качества оставляют желать лучшего, то человек может стать объектом воздействие из него соответствующих Сущностей (условно назовем их "бесами"), которые могут вызвать наиболее тяжелое проявление шизофрении - "разделение личности" на несколько (вплоть до семи) персон, каждая из которых считает себя главной и воюет с другими. Устранить любые нежелательные воздействия из других Пространств под силу только большому Духовному Учителю (пребывающему в человеческом теле или вне его).

В отсутствие такого Учителя на первом шаге лечения следует вывести чужеродную Информационно-энергетическую сущность из тела больного (если она там поселилась), что доступно только людям с сильно выраженными магическими способностями (действующими самостоятельно или опираясь на помощь из других Пространств).

Но чтобы достичь полного излечения, необходимо или опустить Кундалини в Муладхару, заблокировав ее возможный подъем (что доступно лишь очень немногим на Земле), или рекомендовать больному вести высоко этическую жизнь, занимаясь физическим трудом. Этическая чистота - это не дежурное требование. Она не столь важна для тех, у кого Кундалини не разбужена или поднимается только в нижние чакры, как для тех, у кого достигает чакр головы.

Шизофрения - это лишь некоторая весьма условная часть широкого спектра болезней ума, обобщенно называемых сумасшествием, вызываемых как необратимыми органическими, так и функциональными и обратимыми органическими нарушениями работы мозга, явившимися следствием травм, инфекции и (или) активности Кундалини. Большинство пациентов сумасшедших домов (и вообще страдающих психическим нарушениями) - это люди, у которых Кундалини разбужена и поднимается до чакр головы.

Индусы вообще считают, что все те, кто не медитирует,- сумасшедшие, но лишь в меньшей степени, чем те, которые уже находятся в сумасшедшем доме; различие между ними лишь количественное. Нормальными себя считают как раз те, кто менее всего таковыми являются. Но медитация тоже таит в себе опасности.

Если, например, Кундалини поднимается в чакры не ниже Аджны (скажем, вследствие некоторых спиритульных успехов в одной из прошлых жизней), но человек не обладает ни достаточно высокой этической чистотой, ни хорошей Кармой, то глубокая медитация для него в отсутствие безграничной смелости и Духовного Учителя может окончиться трагически: он пополнит ряды той наиболее многочисленной части сумасшедших, которых называют "мастами" (антеннами).

Часть «мастов» - это люди с разбуженной Кундалини, воспринимающие частотные энергетические спектры, формирующие другие физические Пространства, не имеющие Духовного Учителя и не обладающие достаточной этической чистотой и хорошей Кармой.

Другую часть составляют те, кто, войдя в глубокую медитацию, вследствие недостаточного мужества выходят из нее несвоевременно, теряя в результате в других Пространствах часть своей "индивидуальной" праны - носителя существенной информации. Без помощи высокого Духовного Учителя найти в этих Пространствах и вернуть в тело утерянную часть своей Информационно-энергетической сущности невозможно. В начале XX века великий маг Мехер Баба ходил по Индии, отыскивая мастов, и делал их, по их желанию, нормальными людьми (с опущенной и заблокированной Кундалини) или нормально развивающимися на спиритуальном пути йогами, Учителем которых он становился.

Для большинства пациентов сумасшедших домов земного шара требуется не медикаментозное лечение, превращающее их, в лучшем случае, в "нормальных" людей с временно заблокированной Кундалини, а присутствие большого Духовного Мастера, способного выполнить необходимые процедуры над их праной и взять их затем в свои ученики.

Большинство видов сумасшествия лечится (по системе, применяемой в монастырях Японии), путем полной изоляции больного от людей. Сумасшедшего оставляют одного в домике, из которого он не может выйти. Пища и вода подаются через маленькое окошко. Любого рода контакты с больным полностью исключаются. Дело в том, что если с сумасшедшим разговаривать даже по несколько секунд в сутки, то он никогда не выздоровеет.

Лечение по этой системе основано на том, что устранить хаос в его сознании почти невозможно, если он получает хотя бы кратковременное внимание людей. В одиночестве сумасшедший постепенно становится все более молчаливым и замкнутым в себе, хаос в его мозгу и в тонком теле уменьшается и весь организм стабилизируется и приходит в норму. Полное выздоровление наступает через несколько недель.

Многие люди, к сожалению, не знают о признаках разбуженной Кундалини, и когда у них возникают какие-либо из вышеуказанных симптомов, они думают, что у них какое-то заболевание. Не знают о Кундалини или не верят в нее также и почти все врачи, в связи с чем проводимое ими лечение оказывается мало результативным.

Праническая энергия сумасшедших нередко бывает сильнее энергии лечащих врачей, в связи с чем воздействие первых на вторых может оказаться разрушающим, особенно если учесть, что врач-психиатр имеет дело не с одним, а со многими больными. Медитация же позволяет увеличить уровень собственной энергии и стабилизировать ее.

Следует иметь в виду, что не только сам психически большой, но и создаваемые им предметы или произведения искусства оказывают разрушающее действие на здоровых. Например, Пикассо и Ван Гон были сумасшедшими, в связи с чем медитация и даже концентрация внимания на их картинах может плохо отразиться на состоянии здоровья.