Уголок изучаем время в подготовительной группе. Проект в подготовительной группе в детском саду «Удивительный мир часов. совместная деятельность детей и педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87»

Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"

Составитель проекта:

воспитатель

Чакий Ирина Владимировна


Бийск, 2015 год

Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4.Результативность

5.Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

7.Содержание проекта

Приложения

Характеристика проекта

Тип проекта : учебный

Вид проекта : групповой

Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.

Этапы проекта :

Подготовительный этап: сентябрь 2015г.

Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.

Заключительный этап: декабрь 2015г.

Исполнители:

Дети;

Воспитатели;

Родители.

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи

Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()

Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

    Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность :

    У воспитанниов развито представление о времени.

    Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

    Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

    Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

    Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

    Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

    Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

    диагностика ориентации во времени детей;

    составление календарного плана;

    подбор подходящих дидактических игр;

    разработка конспектов занятий поданной теме;

    чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;

    выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

    проведение конкурса

    развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;

    фото - коллаж;

Содержание проекта

Календарный план работы

Подготовительный этап:

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

7. Подбор игр.

Основной этап

месяц

область

Название

задачи

Октябрь

Игровая,

Учебная

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь ».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели.

Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Ноябрь

Игровая,

Учебная

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время. »

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Заключительный этап

Декабрь

    Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками

    Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»

    Беседа: «Что такое время? »

    Итоговое занятие по изучению времени.

    Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

Оксана Серебренникова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»

Проект в детском саду «Удивительный мир часов »

с детьми (6-7 лет) подготовительной группы №7 .

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

Пояснительная записка : Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!

Цель : Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов .

Задачи :

Познакомить с историей возникновения часов , их разновидностями в прошлом и настоящем.

Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой .

Продолжительность - среднепродолжительный (апрель-май 2016 год)

Участники - дети, родители, воспитатели и учитель-логопед группы №7 .

Проблема, её актуальность :

Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись , они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга : «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно : по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.

Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов , какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов . Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов » .

Прогнозируемый результат реализации проекта :

В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности ;

Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

Дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления) ;

Дети получат новые знания : главное назначение часов – фиксация времени ; что давным-давно были : солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

Используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;

Разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов , их разновидностям.

Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно»

Дидактические игры : «Кто больше знает?» , «Успей вовремя» , «Четвёртый лишний» , «Назови сутки» , «Когда это бывает?» , «Собери картинку» .

Занятие по познавательному развитию «Часы. Время»

Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?» , «Часики-часы»

Рассматривание иллюстраций, открыток.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Художественно – эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах.

Чтение «Сказка про часы с кукушкой»

Сказка «Часы и время» , «День рождения Совы»

Рисование «Такие разные часы»

Аппликация «Часики»

Социально – коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов »

Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов » - игровой сюжет «Покупка часов » , «Часовая мастерская »

Занятие по социально – коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»

Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки »

Физминутка «А часы идут, идут…»

Этапы работы над проектом

1 этап - Подготовительный

Цель : Определить основные направления работы.

o Систематизация материала по данному вопросу.

o Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы» .

o Изучение научной литературы по данному вопросу.

o Подбор художественной, энциклопедической литературы.

o Изготовление альбома «Виды часов » .

o Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме

o Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

o Подбор материалов для проведения исследования.

o Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

o Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов ) .

2 этап – Основной

Цель : провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Беседы «История часов или какие бывают часы?» , «Часики-часы» , «Что такое сутки?» , «Что такое часовые стрелки » .

Чтение познавательной литературы о различных видах часов .

Чтение художественной литературы : Е. Шварц , «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.

Стихи о человеке и его часах : Ирина Гурина «Весёлые часы» , «Больные часы»

Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой» , О. Шалимова «Солнечные

Прослушивание аудиосказки «Песочные часы» , просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»

Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы) »

Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах

Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

Рассматривание иллюстраций часов .

Рисование «Часы»

Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)

Аппликация «Часики»

Дидактическая игры : «Собери картинки» , «Всё о времени» , «Назови предыдущее и последущее число» , «Назови сутки» , «Мой день» , «Время» , «Учим время» , «Четвёртый лишний» , «Когда это бывает?» .

Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?» , «Вы долго гуляли, как определить без часов , что пора идти домой?»

Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время) .

Создание альбома «Такие разные часы»

НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»

НОД по познавательному развитию «Часы. Время»

Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов » , «Какие бывают часы»

Изготовление макетов разных часов .

Экскурсии : «Магазин часов » , «Часовая мастерская » .

Работа с родителями : рисование совместно с детьми разных часов (для выставки) .

Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов .

Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов » интересные экспонаты.

Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов )

Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем» , «Как научить ребёнка определять время»

3 этап - Заключительный

Цель : обобщение полученного опыта.

Создание мини - музея «Загадочный мир часов »

Создание коллекции разных часов

«Такие разные часы»

Создание презентации «Удивительный мир часов »

Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием

Подборка детских книг о часах и времени

Информационное обеспечение проекта :

При создании мини - музея «Загадочный мир часов » перед собой поставила следующие задачи :

o формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

o формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

o формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;

o формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

o дать элементарные знания об окружающем;

o заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Предварительная работа :

Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;

Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;

Разучивание стихотворения Е. Борисова

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

Использование дидактических игр по теме «Часы» ;

Деятельность воспитателя в реализации проекта :

Разработка и реализация плана проекта ;

Подготовка конспекта занятия ;

Подготовка , организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;

Подбор научно-популярной и художественной литературы : Энциклопедия «Почемучки» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» , сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени» .

Оформление мини-музея «Загадочный мир часов » из моделей часов , сделанных руками детей и родителей;

Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы» ;

Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.

Деятельность родителей в реализации проекта :

o Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;

o Беседы с детьми;

o Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;

o Рассматривание иллюстраций;

o Рисование часов совместно с детьми ;

o Изготовление моделей часов совместно с детьми .

Москва — главный город России, её столица. И об этом должен знать каждый дошкольник. Педагог готовит сообщения о Москве, её достопримечательностях, вспоминает с детьми символику России, народы, живущие на территории нашей страны. Старшие дошкольники рисуют Кремль, рассматривают картины из Третьяковской галереи, узнают о московском театре и цирке, а так же отправляются на машине времени в прошлое Москвы. Итогом недели становится викторина «Что я знаю о Москве». Беседы об истории города, рассказ о достопримечательностях, игры по развитию речи вы найдете в приложении к плану «Тематическая неделя «Москва».

Социально-коммуникативное развитие

Педагог рассказывает детям о детских писателях, знаменитых поэтах и художниках, живших в Москве, организует ситуацию «Я не должен…», что способствует социально-коммуникативному развитию детей, так же как и чтение безопасных сказок Шорыгиной Т.А., рассматривание альбома «Бытовые приборы» и организация сюжетно-ролевых игр по теме недели.

Познавательное развитие

В области познавательного развития планируются наблюдение за лужами, рассказ воспитателя о болоте, игры с обручами и блоками Дьенеша, направленные на развитие аналитического мышления. Дошкольники продолжают упражняться в определении времени по часам, закрепляют дни недели.

Речевое развитие

Во второй половине дня воспитатель знакомит детей со стихами и рассказами о столице России, вносит пособие «Схемы предложений» и работает над составлением творческих рассказов. Задачи речевого развития решаются в играх «Объясни слово», «Найди братца» и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Дошкольники выясняют особенности строения кремля, изготовляют герб Москвы, лепят Царь-колокол и упражняются в распознавании предметов. Художественно-эстетическому развитию способствует рассматривание альбома «Русские народные музыкальные инструменты», прослушивание классической музыки.

Физическое развитие

Взрослый рассказывает детям о Дворце спорта в Москве, вспоминает и продолжает знакомить с японскими народными играми. Физическому развитию так же способствует познавательная деятельность «Почему кровь течёт», беседы о правильном питании и знакомство с элементами ритмопластики.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игра «Пересядьте все, кто…». Цель: закреплять знания об индивидуальности каждого ребёнка. Путешествие на машине времени в прошлое Москвы. Цель: воспитывать патриотические чувства, интерес к прошлому. Пальчиковая гимнастика «Стук да стук». Цель: расширять знания о разнообразии домов и строений. Рассматривание разных зданий и домов. Цель: уточнить знания о строительстве и архитектуре зданий. Физминутка «Рябинка». Цель: вспомнить слова.
Про-
гулка
С.р. игра «Московский театр». Цель: вспомнить театральные профессии, развивать дружеские взаимоотношения в игре. Игра «Геокон». Цель: развивать пространственное восприятие, закреплять умение анализировать образец. Игра «Подбери слово к схеме». Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слов. Внесение картины «Кремль» А.Фомин. Цель: рассмотреть картину, подготовиться к рисованию. П.и. «Эстафета парами». Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. П.и. «Ловишка с мячом». Цель: учить детей бегать врассыпную, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень — ребёнка.
ОД
2 п.д. Обсуждение стихотворения «Мои ладошки». Цель: совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться. Познавательно-исследовательская деятельность «Почему желтеют листья» (продолжение). Цель: наглядно определить значение хлорофилла и солнечного света для окраски листьев. Чтение К. Ушинский «Отечество». Цель: формировать патриотические чувства через литературу. Рисование «Кремль». Цель: развивать аналитические способности, совершенствовать технику изображения. Экспериментальная деятельность «Почему кровь течёт». Цель: показать механизм работы кровеносной и сердечнососудистой системы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек». Цель: рассказать, что автор произведения Аксаков С.Т. жил в Москве, начать знакомство со знаменитыми поэтами, писателями и художниками Москвы.. Настольная игра «Куранты». Цель: учить определять время по часам. Внесение пособия «Схемы предложений». Цель: познакомить детей со схемами и способами их составления, ввести понятие «предлог». Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Москвы». Цель: дать детям знания о том, для чего нужны памятники, какому знаменитому историческому событию они послужили. Самостоятельные игры с физкультурным оборудованием. Цель: развивать физические качества, желание правильно выполнять упражнения.
Про-
гулка
Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе. Наблюдение за черникой. Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой. Составление творческих рассказов на тему по выбору воспитателя. Цель: активизировать речь, создать условия для словотворчества. Игра «Веселые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги. П.и. «Пингвины с мячом». Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен.
ОД

МБДОУ детский сад «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»

разработала

воспитатель

Заморохова С.И.

2016 год

Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»

(ФЭМП + ознакомление с окружающим)

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- воспитывать интерес к разным часам.

- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;

- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;

- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;

Оборудование:

часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.

Активизация словаря:

время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные, механические, электронные, секундомер и др.

Методические приемы:

1. Художественное слово.

2. Игра «Назови соседей» (дни недели)

3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»

4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.

5. Опыт с водяными часами.

6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.

7. Чтение стихотворения о часах

8. Зарисовка часов.

9. Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:

Воспитатель: « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.

Воспитатель: Ребята , а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети отвечают : часы

Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:

Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.

Дети: тоже часы.

Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей )

- «Часы это прибор для измерения времени»

Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?

Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.

А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей )

Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют )

Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.

Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.

Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками ) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.

(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик )

Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

Люди придумали водяные часы (клипсидры ), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.

(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

- «Течет время» и в песочных часах . Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

(дети рассматривают песочные часы )

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.

(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)

Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.

(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)

Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)

А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник ) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха )

Рассматривание часов на проекторе.

Воспитатель: А теперь послушайте Сказку о часовых (Авторы разработчики программы «Радуга»)

Сказка о часовых

В стареньких часах-ходиках жили-были две сест рички и брат.

Самую маленькую сестричку звали C е кунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие ко сички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Се кунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду . Но это было нелегко — уж очень она бы­ стро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!

Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела­ ла шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.

Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.

Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели , и да­ же месяц, и год . Но мы-то не забываем, какой у нас ме­сяц и год?

Тема недели : « Удивительный мир часов »

Задачи: Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека. Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков.

Совместная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Утренняя муз. гимнастика №5.

Ситуативный разговор на тему: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга.

Чтение стихотворения «Жила – была старушка». Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать что можно сделать за минуту.

Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото», «Собери предмет из нескольких фигур». Составление целого из частей.

Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы». Развитие фантазии, Умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов. Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?». Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь.

Математическая игра «Назови соседей».

Дидактическая игра «Всё о времени». Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания.

Настольно-печатная игра «Времена года». Развивать навыки классификации, закрепление сезонных признаков времён года.

Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами». Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по

собственному замыслу.

Наблюдение за воробьем осенью

Цели:

- продолжать закрепление знаний о воробье;

- учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;

- активизировать внимание и память.

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:

    учить правильно оказывать помощь деревьям и кустар­никам;

    воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сби­вая их.

Словесная игра «Я начну, ты -продолжай, дни недели называй». Закрепить дни недели по порядку с Кириллом Ш., Артёмом С., Денисом.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Закрепить название временных отрезков с Кириллом Ф., Вероникой, Настей А.

С Яной и Машей закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет).

Утренняя муз. гимнастика №5

Ситуативный разговор на тему: «Как определить время по солнечным часам?». Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей.

Чтение стихотворения О. Шалимовой «Солнечные часы». Прививать детям интерес к чтению художественной литературы.

Опыты-экспериментирования «Часы и время». Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Свободное рисование «Часы для любимой игрушки». Уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.

Прослушивание аудиозаписи песни «Часы». Вызвать хорошее настроение, желание подпевать песню в различных темпах.

Дидактическая игра «Часы». Развивать речевое внимание детей.

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Как устроены водяные часы». Расширять и обогащать знания детей; рассмотреть устройство в книге « Сто тысяч почему».

«Я загадаю – вы отгадайте!»- загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Формировать представление у детей о разного вида часах, развивать внимание и наблюдательность.

Игра – эксперимент «Определяем время по водяным часам». Развивать смекалку, наблюдательность.

Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепить умение использовать знания в самостоятельной игровой

деятельности.

Наблюдение за голубями

Цели :

    продолжать закрепление знаний о птичьем мире;

    уточнять, чем питаются и где живут птицы, как чело­век ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

Сравнить голубя и дятла.

Трудовая деятельность

развешивание кормушек на территории детского сада.

Цели: учить выполнению трудовых действий.

Подвижная игра

«Летают, прыгают, плавают».

Цели:

-- упражнять детей в беге;

Закреплять названия рыб, птиц, зверей.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю». Цели:

    учить бросать мяч в цель;

    развивать меткость, внимание.

Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову». Учить определять время с Полиной, Катей, Мешей.

Словесная игра «Не ошибись!». Закрепление знаний о разном времени суток, развитие быстроты мышления с Костей, Димой Л.

С подгруппой детей продолжать учить названия месяцев по сезонам.

Утренняя муз. гимнастика №5.

Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев». Закрепить последовательность времён года, месяцев, прививать интерес к чтению художественной литературы.

Дидактическая игра «Узнай время».

Рассматривание фотоальбома «Такие разные часы».

Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика.

Свободное рисование детей на тему «Часы будущего». Развитие творческих способностей детей.

Дидактическая игра «Что мы делаем сейчас?». Ориентировка детей во времени.

Музыкально-дидактическая игра «Часы и время». Развивать у детей метро ритмическое чувство, ощущение темпа, движения.

Гимнастика после сна.

Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей.

Игра «Путешествие в прошлое часов». Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роль в нашей жизни.

Чтение произведения О.Шалимовой «Солнечные часы». Воспитывать желание слушать новое произведение.

Игра «Время». Развивать логику, ассоциацию, воображение.

«Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развитие сообразительности, логического мышления.

Наблюдение за тополем

Цель : формировать представление об осеннем тополе.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Трудовая деятельность

Сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Огородники», «Горелки».

Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Повторение песенки «Петя, Петя, петушок». Учить чётко проговаривать окончания слов с Вероникой, Димой П.

С Денисом и Настей К. - д/у «Сосчитай, запомни, подбери цифру» (соотношение числа и цифры).

Упражнять Ксюшу, Катю и Тимофея в ориентации на листе бумаге, в тетради «Пиши по образцу»

Утренняя муз. гимнастика №5.

Словесная игра «Доскажи словечко». Развивать фонематический слух, быстроту реакции на слово.

Дидактическая игра «Назови месяцы». Закрепить времена года, месяцы, развивать память.

Дидактическая игра « Тик-так». Самостоятельно определять форму предметов и их частей на примере макета часов, самостоятельно устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.

Книга «Мой день». Логическое мышление, внимание, уметь определять время.

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Есть ещё часы песочные». Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Их применением в жизни

Математические игры: «Сколько?»,

« Однозначное -двухзначное», «Ориентировка во времени». Развивать представление о времени, поощрять желание играть в математические игры, улучшать память, внимание, развивать мелкую моторику рук.

Настольно- печатные игры «Время», «Мои первые часы». Закрепить временные понятия, умение ориентироваться во времени, воспитывать усидчивость.

Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепление умений использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, прививать внимание детей к труду взрослых.

Рассматривание альбома «Мир часов».

Конструирование из конструктора «Башня с часами». Воспитывать творческие способности к конструированию, фантазию, коллективизм.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать понятия о явлениях природы (иней, замо­розки, убывание дня, пребывание ночи);

    закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».

Цели:

    упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;

    воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа

    Упражнение на развитие равновесия.

    Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Графической диктант под диктовку Ксюша, Анжелика, Яна – ориентация в тетради клетки под диктовку.

Кирилл Ш и Кирилл Ф. – работа по развитию связной речи «Один много». Учить употреблять существительные во множественном числе родительного падежа

С Настей А. и Артемом С. –

Д/и «Наоборот»

учить подбирать противоположные значения к приметам осени.

Утренняя муз. гимнастика №5.

Ситуативный разговор на тему: « А бывают ли цветочные часы?». Расширять кругозор детей, познакомить с иллюстрациями цветов, расцветающих в разное время суток.

Чтение В. Приходько «часы».

Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность, логическое мышление.

Рассматривание детьми иллюстраций на тему: «Такие разные часы».

Игры детей с часами наручными. Мелкая моторика, хорошее настроение.

Рассматривание детьми книг о времени, часах. Прививать внимание к выразительным средствам языка.

Слушание аудиозаписей детских песен о времени и часах. Развивать у детей метроритмическое чувство, творческую свободу, ассоциативное мышление, доставить удовольствие.

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Что нового и интересного вы узнали о часах?». Закрепить и упорядочить знания детей о времени, видах часов.

Игра – викторина « Я загадаю, а вы – отгадайте!». Развивать память, воображение, логическое мышление.

Настольно – печатные игры: «Мой день», «Режим дня», « Мой день». Способствовать формированию понятия текучести и непрерывности времени.

Хозяйственно- бытовой труд в группе.

Работа детей по подгруппам.

1.Наведение порядка в сюжетно-

ролевых играх.

2.Мытьё физкультурного оборудования

(мячей, кеглей, массажёров)

3.Стирка кукольной одежды.

Воспитывать желание трудиться сообща. Аккуратность, желание довести начатое дело до конца, взаимопомощь.

Наблюдение за снегом

Цель : учить замечать изменения в природе, видеть пре­красное.

Исследовательская деятельность

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.

Сравнить две снежинки.

Трудовая деятельность

Утепление снегом корней деревьев.

Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра

«Раз, два, три - беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность кол­лективных действий, смекалку.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цели:

    упражнять в умении действовать по сигналу;

закреплять умение метать предметы в цель.

Дидактическая игра «Где гостит корзина». Формировать умения детей определять времена года по признакам с Настей К., Артемом У., Максимом П.

Графической диктант под диктовку Вероника, Кирилл Ш.– ориентация в тетради клетки под диктовку.

Артём, Максим П. - упражнять в выполнении звукового анализа слов: сок, стул.