Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87»
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Составитель проекта:
воспитатель
Чакий Ирина Владимировна
Бийск, 2015 год
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4.Результативность
5.Формы, методы и приёмы
6.Список литературы
7.Содержание проекта
Приложения
Характеристика проекта
Тип проекта : учебный
Вид проекта : групповой
Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.
Этапы проекта :
Подготовительный этап: сентябрь 2015г.
Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.
Заключительный этап: декабрь 2015г.
Исполнители:
Дети;
Воспитатели;
Родители.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
Развивать представление о времени.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()
Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность :
У воспитанниов развито представление о времени.
Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
диагностика ориентации во времени детей;
составление календарного плана;
подбор подходящих дидактических игр;
разработка конспектов занятий поданной теме;
чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
проведение конкурса
развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
фото - коллаж;
Содержание проекта
Календарный план работы
Подготовительный этап:
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы»
6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
7. Подбор игр.
Основной этап
месяц
область
Название
задачи
Октябрь
Игровая,
Учебная
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь ».
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Рисование «День и ночь»
Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.
Закрепить понятия о временах года.
Учить пользоваться приборами для определения времени.
Учить определять число, месяц и день недели.
Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
Ноябрь
Игровая,
Учебная
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время. »
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Закрепить понятие времени.
Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Научить определять время с помощью часов
Научить определять время с помощью часов
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике, представление о времени.
Заключительный этап
Декабрь
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
Беседа: «Что такое время? »
Итоговое занятие по изучению времени.
Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
Оксана Серебренникова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Проект в детском саду «Удивительный мир часов »
с детьми (6-7 лет) подготовительной группы №7 .
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Пояснительная записка : Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель : Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов .
Задачи :
Познакомить с историей возникновения часов , их разновидностями в прошлом и настоящем.
Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой .
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель-май 2016 год)
Участники - дети, родители, воспитатели и учитель-логопед группы №7 .
Проблема, её актуальность :
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись , они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга : «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно : по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов , какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов . Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов » .
Прогнозируемый результат реализации проекта :
В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности ;
Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
Дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления) ;
Дети получат новые знания : главное назначение часов – фиксация времени ; что давным-давно были : солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;
Разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов , их разновидностям.
Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно»
Дидактические игры : «Кто больше знает?» , «Успей вовремя» , «Четвёртый лишний» , «Назови сутки» , «Когда это бывает?» , «Собери картинку» .
Занятие по познавательному развитию «Часы. Время»
Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?» , «Часики-часы»
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Художественно – эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах.
Чтение «Сказка про часы с кукушкой»
Сказка «Часы и время» , «День рождения Совы»
Рисование «Такие разные часы»
Аппликация «Часики»
Социально – коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов »
Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов » - игровой сюжет «Покупка часов » , «Часовая мастерская »
Занятие по социально – коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки »
Физминутка «А часы идут, идут…»
Этапы работы над проектом
1 этап - Подготовительный
Цель : Определить основные направления работы.
o Систематизация материала по данному вопросу.
o Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы» .
o Изучение научной литературы по данному вопросу.
o Подбор художественной, энциклопедической литературы.
o Изготовление альбома «Виды часов » .
o Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме
o Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
o Подбор материалов для проведения исследования.
o Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
o Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов ) .
2 этап – Основной
Цель : провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Беседы «История часов или какие бывают часы?» , «Часики-часы» , «Что такое сутки?» , «Что такое часовые стрелки » .
Чтение познавательной литературы о различных видах часов .
Чтение художественной литературы : Е. Шварц , «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.
Стихи о человеке и его часах : Ирина Гурина «Весёлые часы» , «Больные часы»
Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой» , О. Шалимова «Солнечные
Прослушивание аудиосказки «Песочные часы» , просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»
Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы) »
Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Рассматривание иллюстраций часов .
Рисование «Часы»
Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)
Аппликация «Часики»
Дидактическая игры : «Собери картинки» , «Всё о времени» , «Назови предыдущее и последущее число» , «Назови сутки» , «Мой день» , «Время» , «Учим время» , «Четвёртый лишний» , «Когда это бывает?» .
Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?» , «Вы долго гуляли, как определить без часов , что пора идти домой?»
Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время) .
Создание альбома «Такие разные часы»
НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
НОД по познавательному развитию «Часы. Время»
Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов » , «Какие бывают часы»
Изготовление макетов разных часов .
Экскурсии : «Магазин часов » , «Часовая мастерская » .
Работа с родителями : рисование совместно с детьми разных часов (для выставки) .
Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов .
Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов » интересные экспонаты.
Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов )
Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем» , «Как научить ребёнка определять время»
3 этап - Заключительный
Цель : обобщение полученного опыта.
Создание мини - музея «Загадочный мир часов »
Создание коллекции разных часов
«Такие разные часы»
Создание презентации «Удивительный мир часов »
Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием
Подборка детских книг о часах и времени
Информационное обеспечение проекта :
При создании мини - музея «Загадочный мир часов » перед собой поставила следующие задачи :
o формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
o формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
o формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
o формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
o дать элементарные знания об окружающем;
o заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;
Предварительная работа :
Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;
Разучивание стихотворения Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Использование дидактических игр по теме «Часы» ;
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
Разработка и реализация плана проекта ;
Подготовка конспекта занятия ;
Подготовка , организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;
Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;
Подбор научно-популярной и художественной литературы : Энциклопедия «Почемучки» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» , сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени» .
Оформление мини-музея «Загадочный мир часов » из моделей часов , сделанных руками детей и родителей;
Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы» ;
Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Деятельность родителей в реализации проекта :
o Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;
o Беседы с детьми;
o Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;
o Рассматривание иллюстраций;
o Рисование часов совместно с детьми ;
o Изготовление моделей часов совместно с детьми .
Москва — главный город России, её столица. И об этом должен знать каждый дошкольник. Педагог готовит сообщения о Москве, её достопримечательностях, вспоминает с детьми символику России, народы, живущие на территории нашей страны. Старшие дошкольники рисуют Кремль, рассматривают картины из Третьяковской галереи, узнают о московском театре и цирке, а так же отправляются на машине времени в прошлое Москвы. Итогом недели становится викторина «Что я знаю о Москве». Беседы об истории города, рассказ о достопримечательностях, игры по развитию речи вы найдете в приложении к плану «Тематическая неделя «Москва».
Социально-коммуникативное развитие
Педагог рассказывает детям о детских писателях, знаменитых поэтах и художниках, живших в Москве, организует ситуацию «Я не должен…», что способствует социально-коммуникативному развитию детей, так же как и чтение безопасных сказок Шорыгиной Т.А., рассматривание альбома «Бытовые приборы» и организация сюжетно-ролевых игр по теме недели.
Познавательное развитие
В области познавательного развития планируются наблюдение за лужами, рассказ воспитателя о болоте, игры с обручами и блоками Дьенеша, направленные на развитие аналитического мышления. Дошкольники продолжают упражняться в определении времени по часам, закрепляют дни недели.
Речевое развитие
Во второй половине дня воспитатель знакомит детей со стихами и рассказами о столице России, вносит пособие «Схемы предложений» и работает над составлением творческих рассказов. Задачи речевого развития решаются в играх «Объясни слово», «Найди братца» и т.д.
Художественно-эстетическое развитие
Дошкольники выясняют особенности строения кремля, изготовляют герб Москвы, лепят Царь-колокол и упражняются в распознавании предметов. Художественно-эстетическому развитию способствует рассматривание альбома «Русские народные музыкальные инструменты», прослушивание классической музыки.
Физическое развитие
Взрослый рассказывает детям о Дворце спорта в Москве, вспоминает и продолжает знакомить с японскими народными играми. Физическому развитию так же способствует познавательная деятельность «Почему кровь течёт», беседы о правильном питании и знакомство с элементами ритмопластики.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Игра «Пересядьте все, кто…». Цель: закреплять знания об индивидуальности каждого ребёнка. | Путешествие на машине времени в прошлое Москвы. Цель: воспитывать патриотические чувства, интерес к прошлому. | Пальчиковая гимнастика «Стук да стук». Цель: расширять знания о разнообразии домов и строений. | Рассматривание разных зданий и домов. Цель: уточнить знания о строительстве и архитектуре зданий. | Физминутка «Рябинка». Цель: вспомнить слова. |
Про- гулка | С.р. игра «Московский театр». Цель: вспомнить театральные профессии, развивать дружеские взаимоотношения в игре. | Игра «Геокон». Цель: развивать пространственное восприятие, закреплять умение анализировать образец. | Игра «Подбери слово к схеме». Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слов. | Внесение картины «Кремль» А.Фомин. Цель: рассмотреть картину, подготовиться к рисованию. | П.и. «Эстафета парами». Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. П.и. «Ловишка с мячом». Цель: учить детей бегать врассыпную, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень — ребёнка. |
ОД | |||||
2 п.д. | Обсуждение стихотворения «Мои ладошки». Цель: совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться. | Познавательно-исследовательская деятельность «Почему желтеют листья» (продолжение). Цель: наглядно определить значение хлорофилла и солнечного света для окраски листьев. | Чтение К. Ушинский «Отечество». Цель: формировать патриотические чувства через литературу. | Рисование «Кремль». Цель: развивать аналитические способности, совершенствовать технику изображения. | Экспериментальная деятельность «Почему кровь течёт». Цель: показать механизм работы кровеносной и сердечнососудистой системы. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Просмотр мультфильма «Аленький цветочек». Цель: рассказать, что автор произведения Аксаков С.Т. жил в Москве, начать знакомство со знаменитыми поэтами, писателями и художниками Москвы.. | Настольная игра «Куранты». Цель: учить определять время по часам. | Внесение пособия «Схемы предложений». Цель: познакомить детей со схемами и способами их составления, ввести понятие «предлог». | Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Москвы». Цель: дать детям знания о том, для чего нужны памятники, какому знаменитому историческому событию они послужили. | Самостоятельные игры с физкультурным оборудованием. Цель: развивать физические качества, желание правильно выполнять упражнения. |
Про- гулка | Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе. | Наблюдение за черникой. Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой. | Составление творческих рассказов на тему по выбору воспитателя. Цель: активизировать речь, создать условия для словотворчества. | Игра «Веселые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. | П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги. П.и. «Пингвины с мячом». Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен. |
ОД |
МБДОУ детский сад «Березка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»
разработала
воспитатель
Заморохова С.И.
2016 год
Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»
(ФЭМП + ознакомление с окружающим)
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;
- воспитывать интерес к разным часам.
- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;
- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;
- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;
Оборудование:
часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.
Активизация словаря:
время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные, механические, электронные, секундомер и др.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Игра «Назови соседей» (дни недели)
3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»
4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.
5. Опыт с водяными часами.
6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.
7. Чтение стихотворения о часах
8. Зарисовка часов.
9. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
Воспитатель: « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
Воспитатель: Ребята , а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)
Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети отвечают : часы
Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:
Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.
Дети: тоже часы.
Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)
Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей )
- «Часы это прибор для измерения времени»
Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?
Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.
А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей )
Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют )
Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.
Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.
Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками ) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.
(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик )
Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
Люди придумали водяные часы (клипсидры ), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах . Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
(дети рассматривают песочные часы )
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.
(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)
Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.
(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)
Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)
А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник ) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха )
Рассматривание часов на проекторе.
Воспитатель: А теперь послушайте Сказку о часовых (Авторы разработчики программы «Радуга»)
Сказка о часовых
В стареньких часах-ходиках жили-были две сест рички и брат.
Самую маленькую сестричку звали C е кунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие ко сички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Се кунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду . Но это было нелегко — уж очень она бы стро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!
Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела ла шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.
Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.
Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели , и да же месяц, и год . Но мы-то не забываем, какой у нас месяц и год?
Тема недели : « Удивительный мир часов »
Задачи: Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека. Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков.
Совместная деятельность
Прогулка
Индивидуальная работа
Утренняя муз. гимнастика №5.
Ситуативный разговор на тему: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга.
Чтение стихотворения «Жила – была старушка». Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.
Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать что можно сделать за минуту.
Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото», «Собери предмет из нескольких фигур». Составление целого из частей.
Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы». Развитие фантазии, Умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов. Гимнастика после сна.
Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?». Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь.
Математическая игра «Назови соседей».
Дидактическая игра «Всё о времени». Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания.
Настольно-печатная игра «Времена года». Развивать навыки классификации, закрепление сезонных признаков времён года.
Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами». Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по
собственному замыслу.
Наблюдение за воробьем осенью
Цели:
- продолжать закрепление знаний о воробье;
- учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
- активизировать внимание и память.
Трудовая деятельность
Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:
учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Словесная игра «Я начну, ты -продолжай, дни недели называй». Закрепить дни недели по порядку с Кириллом Ш., Артёмом С., Денисом.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Закрепить название временных отрезков с Кириллом Ф., Вероникой, Настей А.
С Яной и Машей закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет).
Утренняя муз. гимнастика №5
Ситуативный разговор на тему: «Как определить время по солнечным часам?». Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей.
Чтение стихотворения О. Шалимовой «Солнечные часы». Прививать детям интерес к чтению художественной литературы.
Опыты-экспериментирования «Часы и время». Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.
Свободное рисование «Часы для любимой игрушки». Уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.
Прослушивание аудиозаписи песни «Часы». Вызвать хорошее настроение, желание подпевать песню в различных темпах.
Дидактическая игра «Часы». Развивать речевое внимание детей.
Гимнастика после сна.
Ситуативный разговор на тему: «Как устроены водяные часы». Расширять и обогащать знания детей; рассмотреть устройство в книге « Сто тысяч почему».
«Я загадаю – вы отгадайте!»- загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Формировать представление у детей о разного вида часах, развивать внимание и наблюдательность.
Игра – эксперимент «Определяем время по водяным часам». Развивать смекалку, наблюдательность.
Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепить умение использовать знания в самостоятельной игровой
деятельности.
Наблюдение за голубями
Цели :
продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
Сравнить голубя и дятла.
Трудовая деятельность
развешивание кормушек на территории детского сада.
Цели: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра
«Летают, прыгают, плавают».
Цели:
-- упражнять детей в беге;
Закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю». Цели:
учить бросать мяч в цель;
развивать меткость, внимание.
Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову». Учить определять время с Полиной, Катей, Мешей.
Словесная игра «Не ошибись!». Закрепление знаний о разном времени суток, развитие быстроты мышления с Костей, Димой Л.
С подгруппой детей продолжать учить названия месяцев по сезонам.
Утренняя муз. гимнастика №5.
Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев». Закрепить последовательность времён года, месяцев, прививать интерес к чтению художественной литературы.
Дидактическая игра «Узнай время».
Рассматривание фотоальбома «Такие разные часы».
Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика.
Свободное рисование детей на тему «Часы будущего». Развитие творческих способностей детей.
Дидактическая игра «Что мы делаем сейчас?». Ориентировка детей во времени.
Музыкально-дидактическая игра «Часы и время». Развивать у детей метро ритмическое чувство, ощущение темпа, движения.
Гимнастика после сна.
Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей.
Игра «Путешествие в прошлое часов». Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роль в нашей жизни.
Чтение произведения О.Шалимовой «Солнечные часы». Воспитывать желание слушать новое произведение.
Игра «Время». Развивать логику, ассоциацию, воображение.
«Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развитие сообразительности, логического мышления.
Наблюдение за тополем
Цель : формировать представление об осеннем тополе.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)
Трудовая деятельность
Сгребание листьев в кучи и их уборка.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Огородники», «Горелки».
Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Повторение песенки «Петя, Петя, петушок». Учить чётко проговаривать окончания слов с Вероникой, Димой П.
С Денисом и Настей К. - д/у «Сосчитай, запомни, подбери цифру» (соотношение числа и цифры).
Упражнять Ксюшу, Катю и Тимофея в ориентации на листе бумаге, в тетради «Пиши по образцу»
Утренняя муз. гимнастика №5.
Словесная игра «Доскажи словечко». Развивать фонематический слух, быстроту реакции на слово.
Дидактическая игра «Назови месяцы». Закрепить времена года, месяцы, развивать память.
Дидактическая игра « Тик-так». Самостоятельно определять форму предметов и их частей на примере макета часов, самостоятельно устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.
Книга «Мой день». Логическое мышление, внимание, уметь определять время.
Гимнастика после сна.
Ситуативный разговор на тему: «Есть ещё часы песочные». Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Их применением в жизни
Математические игры: «Сколько?»,
« Однозначное -двухзначное», «Ориентировка во времени». Развивать представление о времени, поощрять желание играть в математические игры, улучшать память, внимание, развивать мелкую моторику рук.
Настольно- печатные игры «Время», «Мои первые часы». Закрепить временные понятия, умение ориентироваться во времени, воспитывать усидчивость.
Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепление умений использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, прививать внимание детей к труду взрослых.
Рассматривание альбома «Мир часов».
Конструирование из конструктора «Башня с часами». Воспитывать творческие способности к конструированию, фантазию, коллективизм.
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели :
формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);
закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели:
упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Графической диктант под диктовку Ксюша, Анжелика, Яна – ориентация в тетради клетки под диктовку.
Кирилл Ш и Кирилл Ф. – работа по развитию связной речи «Один много». Учить употреблять существительные во множественном числе родительного падежа
С Настей А. и Артемом С. –
Д/и «Наоборот»
учить подбирать противоположные значения к приметам осени.
Утренняя муз. гимнастика №5.
Ситуативный разговор на тему: « А бывают ли цветочные часы?». Расширять кругозор детей, познакомить с иллюстрациями цветов, расцветающих в разное время суток.
Чтение В. Приходько «часы».
Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность, логическое мышление.
Рассматривание детьми иллюстраций на тему: «Такие разные часы».
Игры детей с часами наручными. Мелкая моторика, хорошее настроение.
Рассматривание детьми книг о времени, часах. Прививать внимание к выразительным средствам языка.
Слушание аудиозаписей детских песен о времени и часах. Развивать у детей метроритмическое чувство, творческую свободу, ассоциативное мышление, доставить удовольствие.
Гимнастика после сна.
Ситуативный разговор на тему: «Что нового и интересного вы узнали о часах?». Закрепить и упорядочить знания детей о времени, видах часов.
Игра – викторина « Я загадаю, а вы – отгадайте!». Развивать память, воображение, логическое мышление.
Настольно – печатные игры: «Мой день», «Режим дня», « Мой день». Способствовать формированию понятия текучести и непрерывности времени.
Хозяйственно- бытовой труд в группе.
Работа детей по подгруппам.
1.Наведение порядка в сюжетно-
ролевых играх.
2.Мытьё физкультурного оборудования
(мячей, кеглей, массажёров)
3.Стирка кукольной одежды.
Воспитывать желание трудиться сообща. Аккуратность, желание довести начатое дело до конца, взаимопомощь.
Наблюдение за снегом
Цель : учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Исследовательская деятельность
Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Трудовая деятельность
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра
«Раз, два, три - беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
упражнять в умении действовать по сигналу;
закреплять умение метать предметы в цель.
Дидактическая игра «Где гостит корзина». Формировать умения детей определять времена года по признакам с Настей К., Артемом У., Максимом П.
Графической диктант под диктовку Вероника, Кирилл Ш.– ориентация в тетради клетки под диктовку.
Артём, Максим П. - упражнять в выполнении звукового анализа слов: сок, стул.