Что такое стресс стадии стресса. Каковы стадии стресса. Регуляция и действие альдостерона

» в последние десятилетия очень прочно вошло в обиход. Сам термин обозначает эмоциональную дисфункцию и напряжение, которые всегда сопровождаются негативным настроением. Пришел он к нам из средневековой Англии, где «distress» обозначал горе или нужду.

Стресс – это способность организма подстраиваться под изменившиеся условия жизни. В современном ритме жизни условия меняются не только каждый день, но и каждый час. Поэтому можно с уверенностью говорить, что стали обыденным делом.

Под стрессом мы понимаем чувство неудовлетворенности, горечь утраты или же сезонную хандру, но несмотря на общие признаки это явление имеет несколько видов, подвидов, стадий развития и фаз. Рассмотрим их подробнее.

Три стадии стресса

Г. Селье, канадский исследователь и врач, выяснил, что каждый организм имеет одинаковую реакцию на стресс, на основе этой закономерности он разбил весь процесс на 3 фазы:

  1. , при которой мобилизуются все защитные функции организма. Организм подстраивается под новые условия существования. Благодаря функциональной собранности органов и жизненно важных систем усиливаются такие чувства, как память, внимание, осязание, восприятие. Стадия мобилизации характеризуется тем, что при стрессе повышается степень мышления, находятся варианты решения проблемы, и человек справляется с появившейся нагрузкой. Стадия тревоги.
  2. Сопротивляемость дисбалансу , когда организм адаптируется к изменениям, и нормализуются все параметры, вышедшие из под контроля на 1 стадии. Индивидуум привыкает к новой атмосфере, но если организму трудно быстро приспособиться, а сопротивление продолжается значительно долго, наступает последняя фаза стресса. Стадия сопротивления.
  3. Истощение наступает после неудачных попыток адаптации, когда теряются физические силы, а психическое состояние начинает давать сбои. Данная фаза делится на 2 этапа.

Стадии стресса по Селье наглядно

Стадия истощения при стрессе проходит два этапа:

На фазе истощения появляются различные заболевания, которые воздействуют на:

  • желудочно – кишечный тракт;
  • сердечно – сосудистую систему;
  • психическое состояние;
  • иммунитет;
  • состояние волос, ногтей и кожи.

Классификация стресса — виды и подвиды

По продолжительности стресс бывает:

  • кратковременный;
  • эпизодический;

Стресс подразделяется на группы в зависимости от , которые спровоцировали его возникновение:

  • несбывшиеся надежды;
  • волнение перед стартами;
  • утраченное время;
  • перемены в жизни;
  • монотонность быта;
  • возникновение пассивности;
  • недостижимость совершенства;
  • внезапные изменения;
  • пресыщение благами;
  • достижение поставленных целей.

Стресс зависит от множества факторов, которые определяют вид эмоционального перенапряжения. Это бытовые конфликты, неудовлетворенность жизнью, зарплатой, должностью, боязнь своей ненужности обществу, нехватка времени, постоянная смена часовых поясов, иерархия отношения между работниками и руководящим составом.

Причин множество и подразделяются они на 3 группы:

  • устраняемые стрессоры;
  • стрессоры, подвергающиеся ослаблению;
  • постоянные стрессоры.

14 стадий развития стресса по Торсунову:

Светлая и темная сторона

Мы привыкли к тому, что стресс это всегда негативные последствия, называемые дистрессом, но есть и положительная сторона этого явления – эустресс:

  1. Дистресс характеризуется нарушением баланса физиологических и психологических параметров организма. Он может быть кратковременным и быстро достигать «точки кипения», или принимает хронический характер и влечет за собой сбои всех жизненно важных систем.
  2. Эустресс можно определить по всплеску радостных эмоций и позитивному настрою человека. Это происходит, когда он знает о приближающейся проблемной ситуации, не знает как ее решить, но надеется на благополучный исход дела. Например, собеседование на хорошо оплачиваемую должность или вступительные экзамены в учебное заведение. Такой стресс необходим для решения каждодневных возникающих проблем, потому что мобилизует все силы для положительного исхода. Например, несмотря на ненавистный утренний звон будильника, он заставляет взбодриться и проснуться. Эустресс, имея слабую силу, полезен для здоровья человека и позиционирует себя как «реакция пробуждения».

Подвиды дистресса

Самым распространенным подвидом дистресса является физиологический стресс. Он возникает при воздействии внешних факторов на организм человека. Если вы обожглись или проголодались, перегрелись на солнце и прищемили палец, то не обойтись без стрессовых потрясений. На физиологическом уровне стресс подразделяется на несколько групп:

  • биологический связан с возникновением различных заболеваний;
  • химический стресс, вызванный воздействием химии, а также кислородное голодание или переизбыток кислорода);
  • физический провоцируется чрезмерными физическими нагрузками, ему подвержены профессиональные спортсмены;
  • механический возникает в послеоперационный период, при получении сложных травм, нарушающих целостность тканей или органов.

Следующим подвидом является , который характеризуется двумя типами конфликта:

  1. Недовольство собой, связанное с несовпадением ожидания и реальности . Такой конфликт чаще всего встречается у людей, которые не могут смириться с возрастными изменениями внешности и организма в целом.
  2. Стрессовое состояние из – за социальных конфликтов внутри общественной ячейки . Например, внутрисемейные конфликты, ссоры с друзьями или коллегами.

Интересно, что люди с повышенной стрессоустойчивостью быстро справляются с экстремально возникшими ситуациями. Те, у кого показатель занижен, могут столкнуться с , высоким давлением, нарушением деятельности жизненно – важных систем организма. Что пострадает больше всего, зависит от индивидуальных особенностей и наличия хронических заболеваний, ведь нагрузка в основном идет на самое слабое звено.

Типы людей в стрессовых ситуациях

Каждый человек реагирует на источники стресса индивидуально, каждая фаза у разных людей может продолжаться больше или меньше по времени. Это зависит от стрессоустйчивости человека, от его способности быстро «прогнуться» под ситуацию и найти правильное решение по решению проблемы.

Специалисты выяснили, что существует различная реакция на стресс, и выделили 3 типа людей:

  • те, которые на протяжении длительного времени могут выдерживать стрессовые нагрузки , находясь одновременно в отличной форме и адекватном психическом состоянии;
  • те, которые при возникновении проблемы утрачивают работоспособность , им трудно найти решение и приспособиться к новым условиям;
  • те, которые могут продуктивно работать и показывать высокие результаты, только в состоянии стресса , проблемы их «подстегивают» и заставляют двигаться вперед.

Отрицательное воздействие на человека

Возникновение стрессовых ситуаций влечет за собой ряд отрицательных моментов, .

Многие параметры нормального функционирования организма нарушаются.

Снижается физиологическая активность:

  • появляется беспокойство;
  • нарушается координация;
  • возникает скованность движений;
  • напрашиваются неожиданные слезы или смех;
  • появляется гипергидроз;
  • нарушение аппетита и режима дня.

Нарушается психологическое состояние:

  • рассеивается внимание;
  • нарушаются функции памяти;
  • увеличивается речевая активность или, наоборот, тормозится;
  • ускоряется или замедляется мышление, в том числе и креативное;
  • нарушается восприятие окружающей действительности;
  • возникает беспричинное желание поспорить с другим человеком и найти у него недостатки.

Ухудшается работоспособность:

  • снижается качество выполняемой работы;
  • происходят срывы планов и проектов;
  • высокая эмоциональная возбужденность (неадекватные срывы на коллег).

Стресс – это явление, которое тесно переплелось со всеми сторонами жизни человека. Возникновение сложных ситуаций не всегда несет негативные последствия.

Небольшое воздействие стрессоров на человека полезно тем, что заставляет его быстро думать, принимать решения и совершать правильные поступки. Мобилизует все силы для удаления проблемы и делает его стрессоустойчивым.

Фазы стресса

Ганс Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1) реакция тревоги, отражающая процесс мобилизации резервов. На первой стадии стресс еще конструктивный, происходит смена эмоционального состояния. Люди по-разному описывают этот момент: у одних "все застывает внутри", другие чувствуют, как внутри что-то "закипает".

2) фаза сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. В данном случае это "пик" стрессового состояния. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотери, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;

3) фаза истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.

Открытие, закономерного перехода от стадии мобилизации к стадии истощения позволило ученым привлечь концепцию стресса для объяснения механизмов возникновения психосоматических заболеваний. При этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызывается физическим воздействием (травмой, переохлаждением или перегреванием, болевым шоком), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями на ситуацию в виде тревоги, депрессии или бессильного гнева. Более того, угроза, даже не сопровождающаяся никаким физическим воздействием, или неприятные жизненные события (смерть близкого человека, понижение по службе, потеря уважения со стороны значимых лиц) вызывают интенсивные проявления стресса. Стресс, обусловленный эмоциональными человеческими отношениями, может иметь разрушительные последствия для здоровья.

Виды стресса

Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и др.

Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы, например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Стресс также можно разделить на две разновидности - эустресс и дистресс.

Эустресс оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность. Эустресс повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс - патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации. Дистресс сопровождается гиперактивацией нейрогуморальных систем и может стать патогенным фактором, приводящим к повреждению практически любых органов и систем организма. Дистресс может обострить течение невротических, психосоматических и органических заболеваний.

Существует еще достаточно большое количество разновидностей стрессов:

Хронический стресс предполагает наличие постоянного (или такого, что существует длительное время) значительного физического и морального нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которого нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс- состояние человека после события или явления, в результате которого потеряно психологическое равновесие (конфликта с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды (сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбие, работы, не соответствующей квалификации. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологического перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от совокупности множества факторов: физического и психического здоровья, особенностей личности, привычного реагирования на стрессоры, системы индивидуальных психологических защит, наличия или отсутствия социальной поддержки в ситуации стресса.

Стресс является одной из самых главных причин развития психосоматических патологий. Он может возникнуть абсолютно у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, условий труда, возраста. Такое состояние, как дистресс, которое подразумевает длительное и интенсивное течение, с прохождением через все фазы стресса, является пусковым механизмом развития гипертонической болезни, различных аритмий. Он также может спровоцировать нарушение работы пищеварительного канала, привести к возникновению гастрита или колита. Головные боли, снижение полового влечения практически всегда сопутствуют протеканию стресса.

Основными причинами развития стресса считается большое количество различных ситуаций, которые мы воспринимаем в качестве опасных, при этом достаточно часто на них бывает неадекватная реакция. Это запускает механизмы мобилизации защитных ресурсов нашего организма. Это и вызывает развитие стресс, стадии которого известны практически всем людям.

Следует учитывать, что стресс реализуется за счет выброса гормонов в кровяное русло. Главными действующими лицами являются адреналин, норадреналин. Это означает, что главными проявлениями этого состояния будут те, которые вызывают эти гормоны. Организм абсолютно всех людей совершенно идентично реагирует на стресс, поэтому выделяется три стадии стресса, описанные еще в 1936 году ученым Гансом Селье.

Основные этиологические причины

Специалисты разделяют триггерные факторы возникновения стресса на физиологические и психологические. Первые провоцируют развитие биологического стресса, а последние психоэмоционального.

Физиологическими причинами считаются такие воздействия, которые способны травмировать человека за счет неблагоприятных условий внешней среды или другие травмирующие воздействия. Чаще всего речь идет о температурных условиях, всевозможных повреждениях, недостаточном количестве еды или воды, угрожающих факторам для жизни, а также других ситуациях, которые способны пошатнуть здоровье.

Однако на сегодняшний день намного больше уделяется внимание психологическим аспектам. Они подразделяются на информационную и эмоциональную составляющие, которые относятся к психологическим причинам. Они не наносят вреда здоровью человеку, однако длительность их влияния намного более продолжительная, что снижает возможность нормальной, естественной реакции на них. Это приводит к тому, что значительно повышается уровень стресса. Психосоматические патологии развиваются как раз под влиянием психологического стресса.

Все стадии развития стресса возникают под влиянием конфликтных ситуаций, высокой нагрузки, постоянной необходимости что-либо придумывать, или же, наоборот, от чересчур однообразной работы. Высокий уровень ответственности также подразумевает высокий уровень стресса, поскольку организм постоянно напряжен, что приводит к истощению его защитных резервов.

Последние исследования специалистов этой области выделяют экологический стресс. Изучаются возможности организма выживать в тяжелых для него условиях. Речь идет не только о загрязнении экологии. К примеру, жизнь в многоквартирных или высотных домах, пренебрежение физической активностью за счет лифта или транспорта, наличие всевозможных электроприборов. Это все приводит к нарушению нормальных биоритмов человека, провоцируя постоянный высокий уровень стресса.

Тревога

Все фазы стресса имеют типичное течение. Тревога характеризуется тем, что организм, получив выплеск гормонов, начинает свою подготовку к защите от травмирующего фактора или к бегству от него. Эта стадия развивается за счет влияния гормонов надпочечников, также в ней принимают участие иммунная система, органы пищеварения. Следует учитывать, что снижение резистентности организма к патогенным микроорганизмам также относится к этой стадии. Сюда же относятся такие процессы, как снижение аппетита, нарушение переваривания пищи.

Если травмирующая, стрессогенная ситуация быстро была разрешена, то все изменения, которым подвергся организм, пройдут без какого-либо следа или вреда. Она может быть разрешена следующими путями:

  • Побег;
  • Драка;
  • Перемирие;
  • Разрешение конфликта любым путем.

При длительном течении такого фактора могут начинаться неадекватные реакции организма, которые свидетельствуют о том, что резервы организма на исходе. В случае очень сильных стрессогенных ситуаций, особенно тех, которые имею физиологическую основу – травмы, перегрев, переохлаждение, очень часто приводят к смертельному исходу.

Сопротивление или резистентность

Вторая стадия наступает тогда, когда уровень адаптационных возможностей человеческого организма значительно превышен, он не может справиться с такой нагрузкой самостоятельно. Эта стадия стресса подразумевает продолжение функционирования организма, при этом его очень тяжело отличить от нормального по внешним признакам. Все процессы, как физиологические, так и психологические, мобилизуются, они переходят на более высокие уровни. Все психологические проявления, такие как тревожность, агрессивное поведение, повышенная возбудимость, значительно снижаются, а могут исчезнуть совсем.

Следует учитывать, что человеческий организм не может адаптироваться бесконечно, существуют определенные уровни, которые нельзя превышать. Если же таковое случилось, то человек проходит сразу через все фазы развития стрессов, развивается так называемое истощение.

Истощение несколько похоже с первой стадией выраженного стресса, но не имеет ничего общего со второй. Важно понимать, что уже сейчас невозможно провести мобилизацию всех резервов организма. Следовательно, именно сейчас он кричит о помощи, как физиологическими проявлениями, так и психологическими.

Во время 3 стадии существует высокий риск развития психосоматических патологий, а также возникает большое количество психологических патологий. Если стрессовый фактор не элиминируется от контакта с человеком, то его состояние значительно декомпенсируется, в особо тяжелых случаях возможен летальный исход.

Зачастую декомпенсация проявляется как длительно протекающая тяжелая депрессия. Возможен также вариант развития нервного срыва. Динамика этой стадии стресса всегда отрицательная, то есть для того, чтобы человек смог победить, ему необходима поддержка извне. Иногда это могут быть психологические аспекты помощи, психотерапия, достаточно часто прибегают к медикаментозным средствам. Важно своевременно устранить триггерный фактор, а также помочь человеку его преодолеть.

Лечение

Если уровень стресса незначительный, то его можно победить без посторонней помощи. А вот уже вторая стадия требует поддержки извне. Лечение стрессов всегда должно быть комплексным. Оно включает не только психологическую поддержку, но и различные лечебные мероприятия. Особое внимание следует уделять образу жизни человека.

Биологический стресс требует устранение травмирующего фактора, после чего пациентам назначаются медикаментозные процедуры или препараты. Достаточно часто они не требуются, поскольку нарушение гормонального баланса очень кратковременное.

Психологический стресс, наряду с экологическим, требует следующих подходов:

  • Рационализация образа жизни. Это основа успешного излечения. Она требует изменения всех областей, отказа от вредных привычек, нормализацию режима труда и отдыха, сна. Также следует уделить внимание питательному рациону, физической активности. Не будет лишним устранение избыточной массы тела, регулярные занятия спортом.
  • Вторым по значимости подходом к терапии стресса является применение адекватной физической нагрузки. Именно она является физиологическим механизмом утилизации гормонов стресса. При ее помощи также можно проводить профилактику этого состояния, поскольку она может не допустить его развития или же значительно снизить его интенсивность. Важно также отметить, что физическая нагрузка способствует выработки гормонов удовольствия или радости – эндорфинов, серотонина. Род деятельности должен подбираться в индивидуальном порядке лечащим врачом, он напрямую зависит от физической формы, возможностей отдельно взятого пациента.
  • Психологическая поддержка – сеансы психотерапии. Длительность такого лечения подбирается специалистом.
  • Медикаментозная терапия зависит от степени тяжести стресса, наличия психосоматической патологии.

В наши дни о стрессе говорят очень многие. Простой обыватель, не особо осведомленный в психологии, считает, что стресса нужно избегать. Этот термин трактуется вольно и не всегда правильно. Многие считают его нервным напряжением, вредным для эмоционального здоровья человека. Но это ошибочное мнение.

Что такое стресс по мнению психологов?

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье впервые сформулировал концепцию стресса. Он определи его, как реакцию человека на любое сильное раздражение, внешнее или внутреннее. Стрессом можно считать раздражение, которое превышает предел выносливости систем организма. Эта концепция была положена в основу и развивалась многими учеными-психологами.

Биологическая функция стресса - адаптация под определенные условия. Организм использует стресс для защиты от любых угроз. Угрозы, которые психологи называют стрессорами, разделяются на два типа:

Физические – боль, холод, жара, повреждения. Они действуют непосредственно на ткани тела.

Психологические – это стимулы, которые важны для человека в социальном плане. Возникают такие эмоции как обида, злость, страх.

Появление стресса заставляет человека или его организм начинать действовать с единственной целью – защитить жизнь и здоровье, противодействовать опасности. В современной психологии принято различать психологический стресс на эмоциональный и информационный.

Ганс Селье выделяет два понятия: стресс и дистресс. В его трактовке понятие стресса равнозначно изменению функционального состояния организма в зависимости от поставленной перед ним задачей. Даже спящий человек, который находится в полностью расслабленном состоянии, испытывает легкий стресс. Дистресс - это тот стресс, который наносит вред организму.

Современные ученые тоже утверждают, что не всякий стресс – это зло. Они призывают не избегать стрессовых ситуаций, а воспринимать их, как естественный толчок к развитию. Современное толкование слова «стресс» более узкое. Психологи призывают считать его напряжением, которое появляется перед лицом неприятных или угрожающих жизненных ситуаций.

Сейчас о стрессе принято говорить как об особом состоянии, реакции организма на экстремальное воздействие, которое несет физическую угрозу существованию или здоровью, может принести урон психологическому статусу.

Стресс может проходить с разной динамикой. Ученые даже выяснили логику развития стресса. Систему составил уже известный вам Ганс Селье. С незначительными изменениями, ее используют до сих пор.

Стадии стресса согласно Г. Селье

Еще в 1926 году в медицинском институте Селье заметил, что организм пациентов реагирует на серьезную нагрузку одинаково. Селье начал искать ответ на вопрос, почему больные с разными диагнозами имеют много общих симптомов. Например, при инфекционных заболеваниях, запущенной форме рака, серьезной потере крови пациенты имели общие признаки: снижение массы тела, потерю аппетита, слабость, апатию и другие.

В 1936 году Селье начал активно работать этой проблемой. Эксперименты над животными показали, что организм имеет предел в способности к адаптации. Ученый сумел найти подтверждения тому, что разные раздражители (печаль и радость, холод и жара, гормоны и лекарства) вызывают в организме человека одинаковые биохимические изменения. Медицина очень долго не признавала теорию Селье. Но дальнейшие исследования и практика подтвердили правоту ученого.

Продолжив свои изыскания, Селье сделал вывод, что важную роль в реакции на стрессоры играют гормоны. Выделение адреналина – лишь одно звено из цепной реакции, которая запускается в организме человека с момент стресса. В процессе своих изысканий Селье выделял три стадии развития стресса.

  • На первой стадии стресса ученый выделил в качестве преобладающего чувство тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Сопротивляемость стрессу падает ниже нормального состояния. Так происходит из-за особой реакции желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и надпочечников. В психологии эти системы называются «триада стресса». Если стрессор слишком силен, например, крайне низкая или высокая температура, тяжелая рана, может наступить смерть из-за ограниченности возможностей организма.
  • На второй стадии стресса происходит сопротивление. Если возможности к адаптации превышают силу воздействия стрессора, признаки тревоги исчезают, и начинает подниматься уровень сопротивляемости. Причем, поднимается он выше обычного состояния.
  • На третьей стадии стресса начинается фаза истощения. Несмотря на возросший уровень сопротивляемости, наш организм имеет предел. Если стрессор продолжает действовать на человека слишком долго, запасы энергии истощаются. Признаки первой стадии тревоги возвращаются, но уже необратимые. Наступает истощение, последствия очень печальны. Если стрессор был физическим, человек погибает. Если психологическим, такие же проблемы и начинаются.

В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.

Концепция, разработанная Селье, кардинально изменила подход к лечению и профилактике не только психических заболеваний, но и недугов тела. Современная медицина, взяв за основу теорию Селье, продолжает развивать ее. Подтверждения правоты ученого возникают в процессе исследований в ниши дни постоянно.

Вторая сторона медали

Почему же нельзя избегать стрессов? В психологии существует такое понятие как дистресс из-за недостаточного количества раздражителей. Монотонная жизнь, изоляция, скука – все эти факторы способны уничтожить психическое и физическое здоровье человека. Если нет развития, основным спусковым механизмом которого является стресс, начинается деградация. Многие пытаются скучную жизнь хоть как то разнообразить экстремальными увлечениями. Хорошо это или плохо? Зависит от того, приносит ли это вред самому человеку и окружающим. Наверно, важно не потерять чувство меры и инстинкт самосохранения.

Меняем отношение к стрессорам

Выяснив важность стресса для развития человека, ученые умы от психологии начали искать золотую середину. Выход нашли в популяризации прикладной психологии и воспитании у обывателя позитивного мышления. Главная цель – остановить воздействие стрессора на второй стадии и не допустить наступления второй.

Если воздействие физическое, вариантов не так уж и много. Но и здесь крайне важно, поддается человек ситуации или борется с ней. Психологическое воздействие полностью поддается контролю человека. Здесь нам навредить могут лишь с нашего разрешения. Дать единый рецепт на все ситуации невозможно. Но если воспринимать каждую стрессовую ситуацию в качестве толчка для развития, все меняется в корне. В каком направлении развиваться, решать только вам.

Стресс (англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” (англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия . Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический . Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Эустресс Дистресс

Физиологический Психологический

Информационный Эмоциональный

Рисунок 17– Виды стресса

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ] . В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма . В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение , поскольку способность к адаптации не безгранична.

Время действия стресса

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 - фаза сопротивления и адаптации

3 – фаза истощения

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов , либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

    Фаза мобилизации – стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов. Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

    Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

    Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдаетсяфеномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкции характеризуетсяполным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, па мяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуаль ные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок) [по Карпову, с. 459].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Интенсивность работы

Предельные возможности

«Стресс вола»

Условный предел стрессовых нагрузок


ее общим срывом (что соответствует крайним значениям нисходящей ветви графика на рис. 19).

.«Стресс льва»

10 Время работы

Рис. 19. Основные типы личностной резистентности к стрессу по

Другим важным условием стрессоустойчивости является общая мотивационная направленность личности, её доминирующая ориентация – либо личностно-карьеровая («на себя »), либо социально-профессиональная («на дело »). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессоустойчивость, тогда как преобладание мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает её. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса – так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления опасной ситуации, а через это – и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя – вообще единственно приемлем.

Объективные характеристики стресса [Айсмонтас]

Физиологический уровень:

    двигательная скованность или беспокойство;

    изменение порога чувствительности в различных пределах;

    нарушение двигательной координации;

    зевота, беспричинные слёзы или смех, гиперемия или бледность лица, гипергидроз, тремор пальцев, зуд тела и т. д.

Психологический уровень:

    расстройства всех видов памяти в различных сочетаниях;

    внимание – рассеянное и легко отвлекаемое;

    мышление – затруднённое или ускоренное;

    речевая затруднённость или активность;

    восприятие – неадекватное;

    ускоренное переживание времени;

    расстройства сенсорики.

Социально-психологический уровень:

    снижение качественных и количественных показателей деятельности;

    срыв деятельности;

    реагирования по крайним точкам шкалы «возбуждение – торможение» (паника – ступор);

    неадекватность поведения.

Виды стрессов по длительности

1. Кратковременный

2. Эпизодический

3. Хронический

Виды стресса в зависимости от причины возникновения

1. Стресс рухнувшей надежды

2. Стресс предстартовых состояний

3. Стресс потерянного времени

4. Стресс перемен

5. Стресс монотонности

6. Стресс пассивности

7. Стресс недостижимости совершенства

8. Стресс внезапности

9. Стресс пресыщения

10 Стресс достижения.

Основные стрессоры

1. Информационная перегрузка

2. Информационная неопределенность

3. Ответственность

4. Дефицит времени

5. Межличностные конфликты

6. Внутриличностные конфликты

7. Многофункциональность деятельности

8. Внешняя среда

9. Вынужденная бездеятельность

10. Неудовлетворенность трудом, зарплатой, должностью

11. Ощущение свое ненужности, бесполезности и беспомощности

12. Тревога о карьерном росте

13. Трудности в отношениях с руководством, коллегами, родственниками

14. Раздвоенность между работой и семьей

15. «Погода в доме»

16. Плохое самочувствие

17. Отсутствие самостоятельности, нахождение в положении иждивенца

18. Несправедливость.

Что делать с этими стрессорами? Разделите все стрессоры на три группы:

1. Те, которые вы можете устранить

2. Те, которые вы можете ослабить

3. Те, с которыми ничего нельзя поделать.

«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение вынести то, что я изменить не в силах, и ума, что бы отделить первое от второго».

И ведите себя соответственно: боритесь; смиритесь и терпите; или уйдите в конце-концов.