Видеоурок 2: Правописание гласных в корне слова
Лекция: Правописание корней
Гласные в безударных слогах находятся в слабой позиции: они начинают совпадать в произношении, перестают различаться, и написание начинает расходиться с произношением: лес а (л е с ), лис а (л и с ).
Такие безударные гласные могут быть:
во-первых, проверяемыми ударением (вд а л еке – д а ль );
во-вторых, не проверяемые ударением (а нсамбль , к оров а);
в-третьих, меняющимися, то есть чередующимися (выр о с ли – р а ст ение).
NB! Проверяемые и непроверяемые гласные в одном и том же корне ВСЕГДА пишутся одинаково, как бы они не произносились!
Безударные гласные, которые проверяются ударением
Если Вы не хотите допустить ошибки при написании слова с безударной гласной в корне, попробуйте поменять форму слова или подберите слово с одинаковым корнем (родственное). При этом не забывайте, что должно соблюдаться следующее условие: безударная гласная корня должна стоять под ударением, то есть, в сильной позиции. Эта гласная должна писаться во всех корнях родственных слов. Например, зо л о т ой - з о лот о, позол о ч енный.
NB! При проверке избегайте использования глаголов, оканчивающихся на - ивать или -ывать, так как в этих глаголах в корне чередуются а//о: выбросить – выбрасывать.
NB! Слова, в которых наблюдаются неполногласные сочетания: -ра -, -ла -, -ре - (зла той, вра та,), проверяйте словами с неполногласием же: зла той – зла то, гла шатай - гла с.
Безударные гласные, которые не проверяются ударением
В русском языке есть определённое количество слов, написание которых обусловлено исторически, традиционно. Например, па льто, га раж, со бака. В них невозможно проверить безударную гласную в корне. Такие слова запоминайте, а если затрудняетесь в написании, проверяйте по орфографическому словарю.
Существуют слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково. Такие слова называются омофонами.
Различают их по значению: зап е вать песню (п е т ь) - зап и вать водой (п и т ь), пос е д еть от горя (он с е д ) – пос и д еть на скамейке (с и д я).
Безударные гласные в корнях с чередованием
Слова с чередующимися гласными в корне должны писаться только по правилам. Давайте сначала разберемся, что означает чередование?
Чередование – явление, когда в одной и той же части слова один звук (или звуки) заменяется другим (другими).
В нашем случае корень один, а гласная меняется. Исходя из этого вытекает следующее правило: слово с чередующимся корнем НИКОГДА нельзя проверять ударением!
В корнях с чередующимися а//о то, что Вы будете писать, зависит:
от ударения,
от согласных в корне,
от -а- за корнем,
от смысла слова.
1) В корне -з а р -//-з о р - без ударения пишем -а- : з а р я, з а р ница, под ударением пишем то, что слышим: зорька, зарево. NB! З о ревать.
В корнях -г а р -//- г о р -, -кл а н -//-кл о н -, -тв а р -//-тв о р - без ударения пишем -о- , под ударением пишем то, что слышим. NB! Вы га рки, прига рь, утва рь.
В корне -пла в -//-пло в - NB! пло вец и пло вчиха . Все другие слова пишутся с -а- .
2) В корне -р а ст -//-р а щ -//-р о с - без ударения пред СТ и Щ пишем -а- , перед С пишем -о- . NB! Ро стовщик Ро стислав поехал в Ро стов-на-Дону за ро стком для отра слей (промышленности).
В корне -ска к -//ско ч без ударения перед К пишем -а- , перед Ч пишем -о- . NB! ска чи, ска чу, ска чок.
3) В корнях -л а г -//-л о ж -, -к а с -//-к о с - пишем -а - , если после корня стоит -А- , если нет- пишем-о- .
4) В корне -м а к -//-м о к - пишем -а- , если слово имеет лексическое значение «погрузить в жидкость»:м а к ать галушки в соус, обм а к ну кисточку в растворитель;
Чаще всего корень -м
о
к
- пишется в словах, со смыслом «пропускать жидкость»: туфли нам
о
к
али, непром
о
к
аемая куртка.
NB!
В корне -м
о
ч-
перед Ч
всегда пишется –о
-
: нам
о
ч
ить.
В корне -р а вн -//-р о вн - буква -о - пишем в словах, имеющих значение «делать гладким, ровным»: р о вн ять тропинку; буква -а - пишем в словах, означающих «равный, одинаковый, наравне»: ур а вн ение, пор а вн яться с Петей.
NB! р а внина.
Согласные в корне слова
Различить их можно в сильных позициях:
1) перед гласными;
2) перед согласными [р], [л], [м], [н], [в].
Каждый согласный в этом положении «слышится» так же, как и пишется.
Парные звонкие в устной речи на конце слова и перед глухими согласными оглушаются - слышатся глухо: обоз ([з] произносится как [с] ). Парные глухие перед звонкими (кроме [р], [л], [м], [н], [в] ) озвончаются - слышатся звонко: косьба ([с] произносится как [з] ). Таким образом, для парных согласных это положение является слабой позицией, и прежде чем согласный написать, его нужно проверить.
Итак, в корне слова согл. могут быть:
проверяемыми : дуб ки (дуб ок), булав (булав а), салаз ки (салаз ок);
непроизносимыми : сол нце (сол нышко), ужасный (нет непроизносимого согласного), здрав ствуйте (здрав ие), празд ник (празд ен);
непроверяемыми : вок зал, рюк зак, анек дот (проверяйте написание по орфографическому словарю);
удвоенными : дрожж и, сс ора, пресс а (проверяйте написание по орфографическому словарю).
NB! Если Вы хотите правильно написать неясный («сомнительный») согласный в слабой позиции, необходимо поставить его в сильную позицию или свериться со словарём.
| |
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .
- -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать - блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный - вы рОс ли).
Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр - НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .
Исключения: зор янка, зор евать.
- -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .
- -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд – промОк нуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .
- -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры – подровн ять грядку ).
БИЛЕТ 1
повре ди́ть -вре ́д , препода ва́ть - препода ́ть , притя ну́ть - притя ́нешь .
а) Гласные после шипящих и ц
-ывать , -ивать о часто бывает а : вто птать -вта птывать , но сить - на шивать , и т. п.
со бака , во лдырь , ва трушка
14. Корни с чередованием о - а . а - о
а) В корне кос - кас (кос нуться - кас аться ) пишется а -а- :кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .
б) В корне лож - лаг (предлож ить - предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .
в) В корне клон - клан (поклон - клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .
г) В корне твор - твар (твор чество - твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .
д) В корне гор - гар (гор еть - загар , нагар ) буква а о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .
е) Корень плав - плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны
ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.
з) В корне раст - рост ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).
Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.
и) Корень равн- ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение ,ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- ро внять (дорожки),подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .
Построение предложений с косвенной речью.
1) Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет:«Печально я гляжу на наше поколенье» . Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
2) Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.
3) Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
4) Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи. Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Правописаниеприставок
Гласные и согласные в приставкахВ-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др.
на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-,без ударения - НИ.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
· Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
· Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
· Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
· Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
· Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
· Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
· Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
· Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
· Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
(никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
· Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН)
Справочная информация
Задание 10 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.
Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их, похоже, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.
Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.
Cуффиксы глаголов
1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать
Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания
· ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать - советую, командовать - командую
· ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю
Примечание:
ева и ива - это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных.
2. Различение суффиксов
е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать
Внимание на ударение.
Суффикс ва всегда под ударением: одолева
´
ть, заболева
´
ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.
Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться
.
Не путай:
В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.
3. Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и.
Внимание:
Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.
4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Взадании 10
никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из заданий:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая
Не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.
Скле...вающий
- от склеивать
выдёрг...вая
- от выдёргивать
прицел...вающийся
- от прицеливаться
понаде...вшийся
- от понадеяться
зачервив...вший
- от зачервиветь
повизг...вая
- от повизгивать
Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий
образовано от глагола склеить
, прицеливающийся
- от прицелиться
и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий
образовано от склеивать
, прицеливающийся
- от прицеливаться
.
Суффиксы прилагательных
Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.
1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый - боевой, счастливый, доверчивый
Внимание на ударение.
В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
- без ударения - суффикс ев: боево´й.
Пиши суффиксы лив, чив и под ударением: счастли´вый,
и без ударения: дове´рчивый.
2. Суффиксы ов, оват, овит - ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый
Внимание на последний согласный корня.
После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч
и ц
пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.
Суффиксы существительных
Не пишется раздельно:
1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьёт, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
О слитном написании несмотря, невзирая
и глаголов с приставкой недо-
см. § 88, п. 6 и 7.
Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдёт, неймёт, неймётся пишутся слитно.
2. В причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшитое б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принёс не законченную работу, а только отдельные наброски.
3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна - страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).
Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не.
Частица не
пишется раздельно:
а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни,
например: никому
(ни для кого и т.п.)не нужная вещь,
никогда
не встречающаяся ошибка,
никому
не выгодно за это браться;
б) если не
входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п.,
предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он
вовсе неприятель нам,
далеко не единственное желание,
отнюдь не справедливое решение,
нисколько не лучший выход,
далеко не достаточно.
4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так. О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из…, не под…, не то… не то.
Раздельно пишется выражение не раз,
например: Не раз он обвинял себя в излишней осторожности
(Фадеев).
6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.
7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
Ни пишется слитно:
1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т.п.
2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.
Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.
Об употреблении частицы ни см. § 48.
Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как…, не что иное, как… от оборотов никто иной не…; ничто иное не…, например: это был не кто иной, как твой родной брат, но: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар; но: ничто иное не могло бы меня испугать.
Справочная информация
Для выполнения задания 22 необходимо понимать значение терминов:
· прямое - переносное значение слова,
· синоним,
· антоним,
· контекстные синонимы, контекстные антонимы,
· фразеологизм
Фразеологизмы
В русском, как и во многих языках мира, есть интересное явление.
Подумайте, что означают выражения: лезть в бутылку , битый час , как с гуся вода , быть не в своей тарелке , куда глаза глядят , зарубить на носу . Важно, что смысл изречения не складывается из значений входящих в них слов. Такие выражения носят устойчивый характер. Они используются как готовые штампы, как слово: одно сочетание - одно понятие. Такие устойчивые лексические сочетания называются фразеологизмами.
С разных точек зрения фразеологизм близок к слову.
У фразеологизмов, как и у слов, есть прямое соответствие значения звуковой оболочке. Поскольку это устойчивое сочетание, то обычно слова в них не меняют местами и не пропускают. От этого фразеологизм можно разрушить. Поскольку сочетание слов выступает как один сигнал, то так сигнал он узнаётся всеми людьми, говорящими на данном языке.
СМ БИЛЕТ 3-2
БИЛЕТ 1
Вопрос 1 Правописание корней.
12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть -вре ́д , препода ва́ть - препода ́ть , притя ну́ть - притя ́нешь .
Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:
а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).
б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать -вта птывать , но сить - на шивать , и т. п.
13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
14. Корни с чередованием о - а . Для правописания некоторых корней с чередованием а - о надо заметить следующие правила:
а) В корне кос - кас (кос нуться - кас аться ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- :кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .
б) В корне лож - лаг (предлож ить - предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .
в) В корне клон - клан (поклон - клан яться ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .
г) В корне твор - твар (твор чество - твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .
д) В корне гор - гар (гор еть - загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .
е) Корень плав - плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны - слои подпочвы, насыщенные водой).
ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.
з) В корне раст - рост (расти - росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).
Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.
и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с "равный"("одинаковый"): ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение ,ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с "ровный" ("гладкий", "прямой"), например: ро внять (дорожки),подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .
Корень - это морфема , которая несет главное лексическое значение слова.
Правописание словарных слов.
Словарные слова
- это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя - для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:
Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.
Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением.
Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне . Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:
Объед..нение - единство, насл..ждение - сладость.
Примечание . Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на -ивать / -ывать , так как в этих случаях гласные в корне чередуются :
Опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать.
Опоздать - поздно, раскроить - раскрой.
Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи
:
Сплоченный - плоть,
Оснащение - снасть,
Святотатство - святость,
Покаяние - каяться,
Воздаяние - воздать,
Обнаженный - наг,
Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну - святость;
Посветить лампой, просвещение - свет;
Завивать локоны, события развиваются - вить, развитие;
Навевать грусть, знамя развевается - веять.
Чередование гласных в корне.
Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением ? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:
- Последующей гласной
- в корнях -скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос-
:
ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли
Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.
- Ударения - в корнях -плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин- . В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
- Наличия суффикса -а-
- в корнях -тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а-
:
Счет - считали, блестел - блистательный, замереть - замирать и т.д.
Также от суффикса -а- зависит правописание в корнях -кос- / -кас- :
Коснуться - прикасаться.
- Лексического значения слова
:
Корень -равн- / -ровн- :
Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется -ровн-: заровнять, подровнять . Исключения: равнина, равняйсь .
Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.
Корень -мак- / -мок- :
Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень -мак-: макал, макнул .
Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется -мок- (-моч-): намокнуть, замочить.
Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).
Алгоритм для проверки правописания корней
- Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
- Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
- Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.
Правописание чередующихся корней
Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.
Чередующиеся гласные О и А в корне
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-ГОР-/-ГАР- | Без ударения всегда -ГОР- | Го реть | Выга
рки Прига рь |
-ЗОР-/-ЗАР- | Без ударения всегда -ЗАР- | За ря | Зо
ревать Зорянка |
-КЛОН-/-КЛАН- | Без ударения всегда -КЛОН- | Накло нить | - |
-ТВОР-/-ТВАР- | Без ударения всегда -ТВОР- | Тво рение | Утва рь |
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- | Без ударения всегда -ПЛАВ- | Попла вок | Пло
вец Пло вчиха Пло вцы |
-КОС-/-КАС- | Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- | Ко
снуться Ка са ние |
|
-РОВН-/-РАВН- | Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН- Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН- |
Ура
внение Подро внять |
Ра
внина Поро вну Уро вень Ра вняться в строю |
-МОК-/-МАК- | Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК- Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК- |
Обма
кнуть Вымо кнуть |
Промо кательная бумага |
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- | В корне -РОС- буква О В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А |
Ра
стение Выра щенный Выро сли |
Ро
сток Ро стов Ро стислав Ро стовщик По дростковый Отра сль На выро ст |
-ЛОЖ-/-ЛАГ- | В корне -ЛОЖ- буква О В корне -ЛАГ- буква А |
Пола
гать Поло жить |
Поло г |
-СКОЧ-/-СКАК- | В корне -СКОЧ- буква О В корне -СКАК- буква А |
Ска
кать Вско чить |
Ска
чок Ска чу Ска чи |
Чередующиеся гласные Е и И в корне
Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-БЕР-/-БИР- | Убе
ру Уби ра ть |
||
-ПЕР-/-ПИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Запе
р Запи ра ть |
|
-ДЕР-/-ДИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выде
рнул Выди ра ть |
|
-ТЕР-/-ТИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выте
р Выти ра ть |
|
-МЕР-/-МИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир). |
Заме
р Зами ра ть |
|
-СТЕЛ-/-СТИЛ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Сте
лить Рассти ла ть |
|
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Бле
стеть Бли ста ть |
|
-ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выче
т Вычи та ть |
Соче
тать Соче тание |
-ЖЕГ-/-ЖИГ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выже
г Выжи га ть |
Правописание проверяемых гласных/согласных в корне
Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.
- Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
- Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
- Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
- Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
- Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
- Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный
Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне
Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.