Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Министерство подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами РФ. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства РФ при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России. В систему входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подчиненные МИД на территории России. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.
Руководство и контактная информация МИД России
1. Мид (Mead) Джордж Герберт (27.02.1863, Саут Хэдли, Массачусетс, 26.04.1931, Чикаго) американский философ, социолог и социальный психолог; последователь Джемса и Дьюи, видный представитель прагматизма и натурализма. Исходным пунктом философии… … Энциклопедия социологии
- (Mead) Джордж Герберт (1863 1931) амер. философ, социолог и социальный психолог. Примыкал к прагматизму и натурализму, развивал отдельные идеи У.Джеймса и Дж. Дьюи. Считал, что существование общества возможно благодаря способности человека… … Философская энциклопедия
МИД - Московский институт декламации Москва, образование и наука МИД МПД мозговое перфузионное давление мед. МИД Международный институт документации образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
- (Mead) Маргарет (1901 1978) амер. антрополог, профессор Нью Йорк., Йельского, Колумбийского ун тов, видный деятель пацифистского, антирасового, экол. и экуменич. движений. Ученица Боаса и Бенедикт, М. развивала ведущую проблему этой школы … Энциклопедия культурологии
Мид: Мид (Mead, Meade) английские фамилии Мид (Lake Mead) крупнейшее водохранилище в США Мид американский эсминец USS Meade (DD 602) МИД (Министерство иностранных дел) в ряде стран министерство, занимающееся вопросами внешней политики и… … Википедия
А; м. [прописными буквами] Буквенное сокращение: Министерство иностранных дел. ◁ Мидовский, ая, ое. Разг. М. работник. М. паспорт. * * * Мид Гувер (Mead, Hoover), водохранилище на реке Колорадо, на западе США (штаты Невада и Аризона). Площадь… … Энциклопедический словарь
мид - МИД, МИДАС а, м. миф. Фригийский царь, превращавший в золото все, к чему прикасался и наделенный Аполлоном ослиными ушами за то, что в музыкальном состязании Аполлона и Пана, признал победителем последнего. Сл. 18. <пан> вступил с Аполлоном … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МИД (Mead) Джордж Герберт (1863 1931) американский социолог, психолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах: «Разум, Я и Общество» (1934) и «Философия действия» (1938). М. испытал сильное воздействие идей… … Новейший философский словарь
МИД: Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство иностранных дел СССР Министерство иностранных дел Украины Министерство иностранных дел Армении Министерство иностранных дел Италии Магнитно индукционный датчик Маоистское… … Википедия
- (министерство, государственный департамент) (иностранных дел, внешних сношений) Словарь русских синонимов. мид сущ., кол во синонимов: 2 министерство (27) … Словарь синонимов
- (Meade) Джеймс Эдуард (родился в 1907), английский экономист. Труды по проблемам международной торговли, теории платежного баланса и международной валюты. Нобелевская премия (1977) … Современная энциклопедия
Книги
- МИД. Министры иностранных дел. Романтики и циники , Леонид Млечин. И. С. Иванов - тринадцатый руководитель внешнеполитического ведомства нашей страны с октября 1917 года. Для сравнения: министров внутренних дел, и руководителей госбезопасности сменилось за…
- МИД. Министры иностранных дел. Внешняя политика России: от Ленина и Троцкого – до Путина и Медведева , Леонид Млечин. История внешней политики Советского Союза и России воссоздана автором в портретах наркомов и министров иностранных дел. Эта книга – прежде всего четырнадцать биографий знаменитых на весь мир…
Министе́рство иностра́нных дел Росси́йской Федера́ции, основное внешнеполитическое ведомство России, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Официально основано в 1802 императором Александром I.
Впервые же особое внешнеполитическое ведомство было создано в конце 15 в. при Иване III . Сначала вопросы внешней политики входили в компетенцию самого великого князя и Боярской думы. В качестве послов поначалу направлялись преимущественно иностранцы, состоявшие на московской службе, но уже при Василии III их заменили русские. В 1549 Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени И. М. Висковатого , впоследствии думного дьяка, все «посольское дело», основал Посольский приказ . После казни Висковатого в 1570 во главе Посольского приказа стояли братья Щелкаловы . Наиболее выдающимися руководителями приказа во второй половине 17 в. были бояре А. Л. Ордин-Нащокин , А. С. Матвеев , князь В. В. Голицын , Е. И. Украинцев .
В 1780-х годах в., когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах (Швеция - 1634, Польша - 1673). До 1699 это были единственные постоянные русские миссии за рубежом.
Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. Признание нового титула российского государя, неотделимое от признания новых границ России, способствовало упрочению престижа страны и возводило ее в ранг великой европейской державы. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах. В 1699 в Голландию был направлен опытный дипломат А. А. Матвеев , в 1701 в Турцию - П. А. Толстой . В 1700-1706 были основаны также миссии в Дании, при Венском дворе, во Франции и Великобритании.
В период правления Екатерины II (1762-96) внешнеполитические и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма (1783), обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса разделов Польши, защите православных единоверцев на Балканах, продвижении на Кавказ и Закавказье. Крупным успехом российской дипломатии стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774), завершивший русско-турецкую войну 1768-74 гг. Все более активное воздействие России на развитие международных отношений сопровождалось укреплением внешнеполитического аппарата, установлением постоянных дипломатических отношений с большей частью европейских государств, модернизацией управления ведомством иностранных дел.
В 1718-20 Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). Во главе Коллегии стояли Президент и его заместитель. В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период (Г. И. Головкин , Б. И. Куракин , П. П. Шафиров , А. И. Остерман , А. П. Бестужев-Рюмин , Н. И. Панин , А. А. Безбородко и др.).
8-20 сентября 1802 Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. С его созданием Колллегия иностранных дел не прекратила своего существования, однако постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 г. Первым министром иностранных дел стал А. Р. Воронцов . Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении - министр иностранных дел в чине канцлера. Принятые в 1815 дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917.
В 1846 по предложению канцлера К. В. Нессельроде было принято «Учреждение Министерства иностранных дел» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. В результате Крымской войны (1853-56) международное положение России серьезно осложнилось. В этот непростой для России период в 1856 МИД возглавил А. М. Горчаков , с именем которого связаны крупнейшие достижения на международной арене, а также реорганизация самого ведомства. К 1913 Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств: Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.
В. М. Молотов . Внешняя политика целиком определялась Политбюро во главе с И. С. Сталиным , многие дипломаты были репрессированы.
В марте 1946. название внешнеполитического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 по июль 1985, т. е. 28 лет, являлся А. А. Громыко .
В ноябре 1991 было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей. С 1991 происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР. Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 было утверждено новое Положение о Министерстве иностранных дел.
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, основное внешнеполитическое ведомство России. Официально основано в 1802 императором Александром I. Впервые же особое внешнеполитическое ведомство было создано в конце 15 в. при Иване III (см.… … Энциклопедический словарь
Список руководителей Посольского приказа России, канцлеров и вице канцлеров России, министров иностранных дел Российской империи, Временного правительства, РСФСР, СССР и Российской Федерации. # Имя Полномочия Действующий глава государства Начало… … Википедия
В статье представлен список заместителей министра иностранных дел Российской Федерации (Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был образован в 1944 г., с 1946 г. Министерство иностранных дел РСФСР). После даты назначения или освобождения от… … Википедия
- (Минсельхоз России) … Википедия
Здание Министерства природных ресурсов РФ в Москве Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (до 12.05.2008 Министерство природных ресурсов Российской Федерации) является федеральным органом исполнительной власти,… … Википедия
Здание Министерства иностранных дел России на Смоленской Сенной площади, 32/34 Неофициальная эмблема МИД Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий… … Википедия
Министерство иностранных дел РФ (МИД России) - 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере… … Официальная терминология
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, его статус и задачи
Министерство иностранных дел Российской Федерации - МИД России является центральным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Министерство образовано в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 112, 114), подведомственно Президенту Российской Федерации, в своей повседневной деятельности руководствуется нормами и требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента страны, Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. № 271 (с последующими дополнениями и изменениями от 5 марта и 31 мая 2000 г.) 2 , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
В систему МИД России входят Центральный аппарат, российские дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях 3 , представительства Министерства в субъектах Российской Федерации, а также и подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства 4 . К таким учреждениям относятся и учебные заведения: Дипломатическая Академия, дающая специальное дипломатическое образование на базе уже имеющегося высшего образования (при Академии функционируют курсы повышения квалификации кадровых работников центрального аппарата, а также загранучреждений), Московский государственный институт международных отношений - МГИМО (Университет), готовящий специалистов-международников, в области международных политических и экономических отношений, юриспруденции, политологии, менеджмента и делового администрирования, журналистики.
Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и частично из внебюджетных средств.
В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:
A. Руководящий состав:
Министр - член правительства Российской Федерации;
Первый заместитель министра;
Заместители министра - 8 человек (их число может меняться). Все они назначаются Президентом Российской Федерации;
Коллегия министерства в составе министра - председателя коллегии, его заместителей по должности, а также утверждаемых в качестве членов других руководящих работников, ученых и специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра;
Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы Российской Федерации, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.
Б. Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями.
B. Департаменты и управления функционального характера.
Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера.
Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.
Основные задачи Министерства иностранных дел России:
разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
координация международных связей субъектов Российской Федерации;
обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:
разработка проектов международных договоров Российской Федерации. Подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров. Обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации международных договоров России и постоянного хранения их подлинников (заверенных копий, официальных переводов);
ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями. Участие в расширении торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, конференций и форумов. Содействие повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных проблем;
участие в разработке политики и конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;
участие в подготовке предложений о приведении российского законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации;
участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом, а также внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению защиты их прав и законных интересов; координация международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении соотечественников за рубежом; обеспечение функционирования соответствующей Правительственной комиссии 1 .
организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы. Содействие развитию связей и контактов с проживающими за рубежом соотечественниками. Осуществление своей компетенции в вопросах гражданства;
содействие осуществлению межпарламентских и других связей Федерального Собрания;
содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;
осуществление кадрового обеспечения центрального аппарата, загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организаций на территории Российской Федерации; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;
содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.
Как видим, одной из важнейших задач Министерства иностранных дел является разработка и представление Президенту Российской Федерации и в Правительство страны обобщенной информации, а также предложении по вопросам отношений России с иностранными государствами и международными организациями, заключения, продления, приостановки или прекращения ее международных договоров.
С целью должного научного обоснования такого рода предложений министру предоставлено право образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы. Состав таких советов и положения о них утверждаются Министром иностранных дел.
Одной из основных функций МИД России является взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Для реализации указанной функции Президентом Российской Федерации 12 марта 1996 г. был издан специальный Указ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» 1 . В соответствии с ним МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики в выполнении международных обязательств Российской Федерации.
Указом предусматривается, что с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики, корме Президента и Председателя правительства Российской Федерации, может выступать только Министр иностранных дел, а другие лица - только по соответствующему поручению. При этом представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, но только по позициям, согласованным с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На МИД России возложен оперативный и стратегический контроль за выполнением международных обязательств со стороны федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти и субъектов Российской Федерации предписано информировать МИД России об осуществляемой ими международной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.
Более того, упомянутым Указом Президента установлено, что предложения, затрагивающие интересы России, в том числе предложения о проведении переговоров и заключении международных договоров Российской Федерации, включая договоры межведомственного характера, в обязательном порядке должны согласовываться с МИД России. При этом Администрации Президента и Правительству предписано не принимать документы, не согласованные с МИД России, к рассмотрению.
В развитие упомянутого выше Указа о координирующей роли МИД России Президентом Российской Федерации были изданы Указ «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» (14 июня 1997 г.) и федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (2 декабря 1998 г.). Согласно этому закону субъекты Российской Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей наделены правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации и представительства субъектов иностранных федеративных государств на своей территории только по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (ст. 10, п. 1, 2). В обязанность же Министерства иностранных дел вменено обеспечение координации и контроль за работой представителей и представительств федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений за рубежом.
Таким образом, в настоящее время все государственные ведомства и учреждения, различные организации и предприятия обязаны все свои соглашения, сделки, программы с иностранными контрагентами согласовывать с МИД России. Например, Министерство экономического развития и торговли проекты программ и конвенций (по торговле, таможенному контролю и др.) согласовывает с правовым департаментом и департаментом экономических связей, Министерство культуры - с департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО, департаментом СНГ, а в необходимых случаях - с соответствующими территориальными департаментами. Аналогично действуют другие министерства и ведомства. Что касается субъектов Федерации, то во многих из них открыты представительства МИД России 1 .
К числу их основных задач относится:
обеспечение взаимодействия министерства с органами исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион деятельности представительства;
оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых является Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права;
помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами;
ведение информационно-справочной работы;
выполнение функций, относящихся к консульской службе;
взаимодействие с иностранными консульскими учреждениями, расположенными в регионе деятельности представительства.
В целях той же координации Департаментом МИД России по связям с субъектами Федерации собирается два раза в году Консультативный Совет. Как правило, заседания проводят в расширенном составе с участием всех заинтересованных представителей с мест. Совет издает свой информационный бюллетень, содержащий необходимые сведения для использования их в работе. В свою очередь, Департамент консульской службы ежегодно проводит совещание по вопросам, входящим в его компетенцию. Таким образом, связи МИД России с субъектами Российской Федерации осуществляются регулярно, причем как по горизонтали, так и по вертикали.
К числу важнейших прав МИД России в соответствии с Положением о нем относятся:
получение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию министерства, а также передача информации им в установленном порядке;
осуществление контроля за соответствием законодательству России и международно-правовым нормам ее международных договоров;
внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации предложений о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
принятие в пределах своей компетенции решений нормативного характера, обязательных для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, атакже предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых норм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов.
Персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций несет Министр иностранных дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Помимо своих прямых обязанностей по руководству возглавляемого им ведомства и входящих в его систему российских загранпредставительств и подведомственных организаций, Министр, занимая государственную должность категории «А», выполняет ряд специальных политических функций. По поручению Президента Российской Федерации и Правительства страны он представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает заключаемые ею договоры. Он представляет также Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями. Министру предоставлено право вносить в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и ее представителей при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, о назначении или освобождении глав государственных и правительственных делегаций. В пределах своей компетенции он назначает на должности или освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата министерства и загранпредставительств, а также других работников системы министерства.
Ему предоставлено право присваивать дипломатические ранги от атташе до советника 1-го класса включительно, представлять Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении высших дипломатических рангов Чрезвычайных и Полномочных Посланников 1-го и 2-го классов и Чрезвычайного и Полномочного Посла. Министр вправе представлять Президенту Российской Федерации в установленном порядке к награждению правительственными наградами и присвоению почетных званий особо отличившихся работников. Он осуществляет права и выполняет другие обязанности, вытекающие из Положения о МИД Российской Федерации и ее законодательства.
В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.
Министр иностранных дел Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.
Структура Министерства иностранных дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы 1 . Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.
К числу департаментов, занимающихся отношениями Российской Федерации с другими государствами, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающиеся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА), причем один из них обеспечивает международные отношения России с Австралией, Новой Зеландией и странами Океании (они входят в компетенцию соответствующих отделов департамента, где работают дипломаты, специализирующиеся по этим странам). Соответственно, имеются Департамент Африки (ДАФ) и Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА). Отношениями со странами американских континентов занимаются Департамент Северной Америки (ДСА) и Департамент Латинской Америки (ЛАД).
Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по регионам, а один - вопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.
Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаментами. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), информации и печати (ДИП), экономического сотрудничества (ДЭС), международных организаций (ДМО), общеевропейского сотрудничества (ДОС), безопасности и разоружения (ДБР), Управление по вопросам новых вызовов и угроз (УНВ), Управление общеазиатских проблем (УАП), Департамент по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ), культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), консульской службы (ДКС), кадров (ДК), внешнеполитического планирования (ДВП) и некоторые другие. Имеются в виду департаменты и управления, относящиеся к обслуживанию министерства в целом: Управление делами (УД), Валютно-финансовый департамент (ВФД), Юридическое управление (ЮрУ), Главное производственное коммерческое управление по обслуживанию дипкорпуса в Москве. Специальное место в этой схеме занимают Историко-документальный департамент (ИДЦ), в котором сосредоточен архив министерства.
В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции.
Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу - атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника.
В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг - особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Эти ранги были установлены еще в 1943 г. и сохранились практически неизменными до сих пор. Это ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря II класса и второго секретаря I класса, первого секретаря двух классов и советника также двух классов, - все они присваиваются приказом Министра иностранных дел. Высшие ранги Чрезвычайных и Полномочных Посланников I и II классов и ранг Чрезвычайного и Полномочного посла - присваиваются Президентом Российской Федерации 1 .
Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса - на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность - повышение в ранге.
Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.