Анализ стихотворения Тютчева «Листья. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья Основная мысль произведения листья тютчев

За Ф.И. Тютчевым прочно закрепилась слава «певца природы». В его стихотворениях природа всегда одухотворена, наделена разумом и органически связана с человеком. Тончайшее изображение поэтом пейзажей, переплетение чувства природы и философских размышлений всегда находят эмоциональный отклик в человеческой душе. Примером подобного произведения, относящегося к пейзажно-философской лирике, может послужить стихотворение «Листья». Оно написано в октябре 1830 года. Согласно Ю. Лотману, для этого периода творчества Тютчева характерно вплетение тревожных мотивов в пейзажную лирику.

В данном произведении, построенном в форме монолога, веселую, но недолгую жизнь символизируют собой листья. В первой строфе они с пренебрежением рассуждают о соснах и елях. Это отношение передается с помощью сниженной лексики («торчат»), эпитета «тощая зелень», а также сравнения «как иглы ежа».

Все это создает обездвиженный, жалкий и тоскливый образ хвойных деревьев. Листья не желают такой спокойной жизни, «в снега и метели закутавшись», спать. Несмотря на то что хвоя сосен и елей не меняет своей окраски, свежей она тоже никогда не станет. Неизменность подобного состояния усиливает повтор слова «ввек».

Зелени лиственных деревьев, наоборот, свойственно обновление, поэтому она всегда свежа. Жизнь «легкого племени», описанная во второй строфе, полна энергии: они цветут, блестят, играют с лучами и купаются в росе «все красное лето», хоть и находясь непродолжительное время в качестве гостей.

В 1-4 стихах третьей строфы представлен прием синтаксического параллелизма. Использование нераспространенных частей в этом предложении может подтверждать поэтическую мысль о том, что жизнь быстротечна. Но даже при наступлении осени листья не желают без толку висеть. Использование в 5-8 стихах риторического вопроса и восклицания передает их стремление к полету, к переменам, поэтому в следующей строфе листья обращаются к «буйным ветрам», призывая сорвать их и унести с собой.

Многочисленные повторы в последней строфе («скорее, скорей», «сорвите, сорвите», «летите, летите») усиливают их неудержимое желание отправиться в путешествие. Аллитерация звуков [с], [р], ассонанс звука [о] позволяют услышать порывы ветров, их свист и гул, ощутить свободу полета листьев. В многоточии, стоящем в конце строфы, угадывается неопределенность будущего. Зелени лиственных деревьев неведомо, что ей предстоит погибнуть, истлев в земле, ведь однажды ветры стихнут.

Композиционно стихотворение, написанное двухстопным амфибрахием, состоит из четырех строф, представляющих собой восьмистишия. В восьмистишиях каждые четыре стиха рифмуются перекрестным способом с чередованием женской и мужской рифм. Однако отличительная особенность стихотворной организации заключается в том, что пятая и седьмая строки I-III строф являются холостыми, придавая произведению особое звучание и ритм. В IV строфе холостая рифма представлена в 1 и 3 стихе. Такой перенос холостых строк в начало стихотворения словно акцентирует внимание читателя на сильном желании листьев улететь с ветрами.

Ведущим художественным приемом в стихотворении является олицетворение, причем это относится не только к листьям, наделенным способностью размышлять, чувствовать, но и к хвойным деревьям («пусть сосны и ели спят»), к ветрам («зефиры ушли»). Используемые поэтом эпитеты помогают читательскому воображению рисовать красочные образы: «легкое племя», «красное лето», «буйные ветры», «с докучных ветвей». Ярким изобразительно-выразительным средством является также антитеза.

В произведении образ жизни легких, энергичных и эмоциональных листьев противопоставлен однообразному, унылому существованию сосен и елей. Так и в жизни одни люди тяготеют к переменам, приключениям, наслаждаются каждым прожитым днем, другие отличаются пассивностью, возможно, ограниченностью в проявлении эмоций и чувств. Стихотворение Тютчева, несмотря на преобладание природной тематики, наводит на философские размышления о скоротечности жизни, о необходимости жить как в последний раз, не бояться изменить свои будни, поддаваясь иногда душевным порывам.

1 слайд

Урок-проект Литература 6 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения. Цель урока: обрисовать зрительные образы при чтении стихотворения, понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.

2 слайд

3 слайд

Стадия вызова. Какое время года вам больше нравится? Опишите его. Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).

4 слайд

5 слайд

Стадия осмысления. Выразительное чтение стихотворения. Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим. Всё красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!

6 слайд

Выразительное чтение стихотворения Но птички отпели, Цветы отцвели, Луга побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей. Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим… Летите, летите! Мы с вами летим!..

7 слайд

Система знаков V - картины, образы, чувства совпали с теми, что были у вас; + - новое, неожиданное, яркое; ! - картины, образы, вызвавшие особые чувства у вас; ? - следует прояснить, не вполне понятно.

8 слайд

Образы и картины Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя Яркая жизнь листьев.

9 слайд

Пересказ-анализ Первая строфа: Стоит зима. Зимний лес весь в снегу. Снега очень много. Ели и сосны «закутавшись, спят».

10 слайд

Пересказ-анализ Вторая строфа: Картина весёлого лета. Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»

11 слайд

Пересказ-анализ Третья строфа: Картина увядания природы. Лето прошло, «птички отпели. Цветы отцвели, Луга побледнели…»

12 слайд

Пересказ-анализ Четвёртая строфа: Картина подвижной, беспокойной жизни листьев. Листья просят ветер взять их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.

13 слайд

Настроение Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы. Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит. Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

14 слайд

Стадия рефлексии. Картины и чувства детей и поэта Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева, Яркие картины Глаголы, подчёркивающие эти картины Олицетворение Метафора Эпитеты Сравнение

15 слайд

16 слайд

Приёмы и выразительные средства языка. Основной авторский приём – антитеза. Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.

17 слайд

Зимний пейзаж Метафора Олицетворение Сравнение Эпитеты сосны и ели, закутавшись, спят как иглы ежа тощая зелень ввек не свежа

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Ф. И. Тютчев – тонкий лирик, истинный певец природы. На первый взгляд, стихотворение «Листья» относится к пейзажной лирике. Но здесь нет описания природы, мало прилагательных, преобладают глаголы. В основе лирического произведения лежит олицетворение. Поэт волшебным образом даёт слово листьям. Использование обращения от первого лица придаёт стихотворению правдивость и пронзительную искренность.

Композиционно лирическое произведение делится на три части – времена года. Листья рассказывают о том, что происходит с ними и окружающим миром зимой, летом и осенью. По сути, это касается возраста человека – его печальной старости, беспечной молодости и мудрой зрелости. Стихотворение построено на противопоставлении молодости и старости, веселья и скуки, цветения и прозябания. Оно написано семнадцатилетним поэтом, причисляющим себя к «лёгкому племени». Заглядывая в будущее, лирический герой с ужасом видит тоску и пустоту осени и мертвящий холод безжалостной зимы. Он философски размышляет о кратковременности жизни, о том, как быстро исчезает беспечность, игривость, красота:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.

А потом всё занесёт снег забвения и смерти. Но листья предпочитают небытиё вечной скуке вечнозелёных елей и сосен. Листья летом беззаботны, осенью дрожат от порывов ветра и становятся беззащитными перед лицом неминуемой смерти, но они предпочитают гибель унылому существованию хвойных игл. Ведь листья пусть на короткое время были нежны и свежи, «играли с лучами, купались в росе», а хвойные деревья не испытали и этого. Листья с презрением клеймят иглы эпитетом «тощая зелень» и сравнением «как иглы ежа», пренебрежительный оттенок придаёт и глагол «торчат». А они «цветут и блестят», радуя людей, окружающий мир, наслаждаясь жизнью. И, когда всё в природе умирает, листья не хотят «даром висеть и желтеть». Для них прозябание, напрасное продление никому не нужного существования – это пытка, мучение. Наречие «даром» является синонимом слов «напрасно», «зря». Понимание этого подводит читателя к осознанию темы стихотворения – в чём заключается смысл жизни – в короткой, но яркой, радостной жизни или в вечном сне или полузабытьи.

И всё-таки умирать страшно. Тютчев с помощью коротких строк мастерски передаёт трепет и дрожь последних листочков, ещё держащихся на ветках. Множество восклицательных предложений передаёт остроту переживаемого момента – конец осени, близкое дыхание зимы. Но для листьев есть погибельное счастье в движении вслед за ветром, потому что это ещё жизнь, пока они не упадут на стылую землю. Они обращаются к ветрам со страстным призывом скорее сорвать их с ветвей:

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

Лексический повтор слова «скорее» и ряд однородных глаголов «сорвите», «умчите», «летите» усиливают жажду порыва и радость полёта, стремление испытать головокружительное падение.

Стихотворение не создаёт чувства грусти и уныния: бодрый ритм, обилие глаголов действия напоминают нам о том, что жизнь продолжается. Настанет весна, и на деревьях вновь зазеленеет молодая листва. Юные опять придут на смену тем, кто улетел вслед за ветром.

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.

В основе поэтической пьесы лежит олицетворение . Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя» , «мы были в красе» , «мы с вами летим» ).

Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах : грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа ). В повествовании отсутствует динамика. Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень» ). Повтор лексемы «ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет» ), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа» ). Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».

Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек - кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами. Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты «красное лето» , «легкое племя» , олицетворения «цветем» , «блестим» . Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни. Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли ).

Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли ). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса , усиленного эмоционально окрашенным словом «даром» , выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» . Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите ) или в настоящем времени (мы… летим ). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры» , «докучливых ветвей» ). Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!» ) звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса : риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли» ). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа ). Произведение написано двухстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

Тютчев Федор Иванович гениальный поэт России. Свою известность он получил уже после смерти, хотя начинал писать в ранний период. К первым его стихам относится замечательное произведение «Листья». Написано оно в 1830 году семнадцатилетним Федором Тютчевым. Произведение первыми строками напоминает пейзажную лирику. В нем зимний лес укрыт шапками снега. Иголки елей и сосен хотя и не поменяли своего цвета, но в сравнении с белым и чистым снегом выглядят мрачно. А вот листья с берез и осин падают мертво на землю.

Во второй части автор проводит сравнительный анализ между природой и человеком. Каждый человек похож на листья. Все радуются солнышку и теплу и грустят в холода и морозы, как бут-то отмирают как те опавшие листья. Также в сравнении с тем, что птицы уже отпели, а цветы отцвели, автор показывает, что жизнь быстротечна, молодость проходит, а зрелось, не так красочна. Молодой Тютчев не верит в мудрость и сознательность взрослой жизни, он думает, что его ждут только разочарования. Это видно со строк его стихотворения. Единственным выходом для него видится ветер, который срывает пожелтевшие листья, тем самым он хочет сказать, что старикам лучше отправиться в вечность, чем доставать окружающих своими капризами и нравоучениями.

Написано стихотворение двустопным амфибрахием и трехсложной стопой с ударением на второй слог. Состоит произведение с четырех строф-восьмистиший. Четко видны контрасты грусти и радости, смерти и жизни. Своим стихотворением автор хотел напомнить, что все в мире быстротечно и нужно красить и разбавлять радостью свою жизнь. Радоваться каждому прожитому дню и приносить в него мир и добро. Потому что в любой момент можно превратиться в желтые листья и молча упасть на холодную землю.