Мысли философов о человеке. "к философии поступка". Альбер Камю: «Человек - это абсурд»


Человек есть тайна.

Ее надо разгадать, и

ежели будешь разгадывать

всю жизнь, то не говори,

что потерял время.

Ф.М. Достоевский

Вопрос «что такое человек?» поистине вечен. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, психологии, экономики и др. Своеобразным интегратором знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете как человеческая. Основная функция философии – мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек – мир».

Проблема человека многоаспектна. Она охватывает вопросы телесного и духовного в человеке, биологического и социального, отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора, поступков, целей и средств деятельности и др. Проблема человека – это в конечном счете вопрос о том, что есть человек: щепка, плывущая по течению или хозяин своей судьбы?

Рассматриваемая проблема имеет длительную философскую традицию. С отдельными аспектами этой проблемы Вы так или иначе знакомились на предшествующей ступени образования. Отметим лишь некоторые аспекты ее развития в истории философской мысли, а также углубим представления по вопросам формирования личности (социализация и индивидуализация) и смысла жизни человека.

Как известно, очагами древней цивилизации, где впервые зародилась философская мысль, были Древняя Индия и Древний Китай. Важнейшей частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – карме.

В древнекитайской философии: человек – часть Космоса, соединяющая в себе два начала – темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное. Лучшее поведение для человека – это следование естественному ходу вещей, жизнь без нарушения меры.

Античная философия рассматривает человека как часть природы, Космоса, ставит вопросы о сущности и существовании человека в материальном, духовном и нравственном аспектах, о свободе человека и смысле его жизни (Платон, Сократ, Демокрит, Эпикур и др.).

Для средневековой философии человек - часть миропорядка, исходящего от Бога (Фома Аквинский). Внутри христианской философии получает развитие идея о бессмертии души (Августин Блаженный). Христианство изменило античную обращенность к разуму человека на обращенность к его чувствам (жалость, сострадание, надежда, вера, любовь).

Если основной чертой философии средневековья был теоцентризм, то в философии Возрождения осуществляется переход от теоцентризма к антропоцентризму. В этот период утверждается идея о том, что свобода и достоинство личности обусловлены условиями реальной жизни. «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу», – писал французский философ М. Монтень. Развивается учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи со Вселенной (Леонардо да Винчи, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

Философия Нового времени говорит о человеке как земном, природном существе, обладающем разумом (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и др.). «Я мыслю, – писал Р. Декарт, – следовательно, существую». Мышление рассматривается как важнейшее достоверное свидетельство человеческого существования. Утверждается идея естественного равенства людей (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.).

Французские материалисты (Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.) рассматривали человека как величайшее творение природы, целиком и полностью подчиненное ее законам.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант сформулировал важнейшие вопросы человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?

Сильной стороной учения немецких философов XIX века (как субъективно-идеалистического, так и объективно-идеалистического толка) было акцентирование внимания на деятельной природе человека. «Действовать, действовать, – писал И. Фихте, – вот для чего мы существуем». Гегель рассматривает человека как деятельное существо, реализующее какой-то сверхприродный разум. С материалистических и атеистических позиций рассматривает человека Л. Фейербах. Он считал человека и природу, как его базис, предметом философии.

К. Маркс в середине XIX века сформулировал тезис, который стал основным в социальной философии марксизма: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Антропологическая ориентированность является общепризнанной национальной традицией русской философии. Проблема человека по-разному решалась на разных этапах становления и развития русской философии. В центре внимания были: разум человека и его стремление к счастью (Просвещение XVIII века); теория естественного права и разумного эгоизма (В. Татищев); внутренняя жизнь человека как связующее звено между человеком и Богом (масоны), самоценность человеческой личности, неизменная, «естественная» природа человека, вера в мощь человеческого разума; анализ сущности и существования человека; идеи гуманности и забота об улучшении человеческой жизни (Н. Чернышевский и др.).

Человек находится в центре внимания современной западной философии. Здесь налицо стремление преодолеть абстрактный подход к пониманию его сущности, которая рассматривается не через призму внешних по отношению к нему обстоятельств (например, природных, социальных), а изнутри его самого, как неповторимая индивидуальность, как конкретная личность, которая каждый раз по-своему относится к внешнему миру, живет в нем, а не наоборот. Европейская традиция человековедения представлена такими философскими течениями, как «философия жизни» (А. Бергсон, Г. Зиммель, В. Дильтей), «философская антропология» (М. Шелер, Х. Плеснер и др.), экзистенциализм (П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.).

Решение проблемы человека невозможно без выявления исходных понятий человековедческой проблематики. Такими понятиями являются: человек, индивид, личность, индивидуальность. В обыденной жизни эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии они различаются. Человек – это родовое, т.е. самое общее понятие, которое характеризует и биологический вид «homo sapiens», и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных. С позиции диалектико-материалисти-ческого мировоззрения, человек – это биосоциальное существо, т.е. принадлежащее одновременно как миру природно-биологическому, так и миру социальному. Существо, генетически связанное со всеми другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить, обладающее членораздельной речью, сознанием, нравственными качествами и т.д.

Человек – это целостное единство биологического и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек не просто арифметическая сумма биологического, психологического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» (от лат. individuum – неделимый) употребляется для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Это понятие фиксирует представление о единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Индивид в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Что же такое личность? Личность нередко понимается как конкретный индивид (лицо). В обыденной жизни понятие «личность» часто ассоциируется с образом целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития. Одновременно можно услышать: «Человеком рождаются, а личностью становятся». Тогда всякий ли человек личность? Ответы на этот вопрос разные, а иногда и прямо противоположные.

В сущностном плане личность – это качества индивида как социального субъекта, «усвоенные» им как отражение активного взаимодействия с окружающим объективным миром, т.е. качества обретенные, а не заданные природой. Личностные качества человека выступают как производное от его социального образа жизни и самосознающего разума.

Процесс формирования личности включает в себя две стороны: социализацию и индивидуализацию. Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позволяющих ему быть полноправным членом этого общества. Основными средствами, факторами социализации являются: 1) люди; 2) язык и духовная культура (искусство, наука, мораль, религия и т.д.); 3) материальная, вещная, предметная среда; 4) социальные институты.

Основные пути социализации:

1) социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (обучение, воспитание, образование);

2) стихийные, спонтанные процессы, оказывающие влияние на формирование личности.

Формирование личности есть также процесс ее самотворчества, саморазвития, самосовершенствования. Возможности сознательного «делания» себя гораздо выше, чем кажется обычно. Это сегодня осознается многими людьми. Самосовершенствование включает развитие как телесного, так и духовного в человеке.

Социализация – это непрерывный процесс. Он идет всю жизнь, опровергая распространенное убеждение, что это лишь проблема детства. Детство – важнейший ее этап, наиболее изученный, это закладка базовых ценностей, норм, мотиваций поведения.

Процесс формирования личности включает в себя и другую сторону – индивидуализацию, формирование своеобразия человека.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека. Это то, что характеризует индивидуальные качественные отличия данного человека в противоположность типическому как общему, присущему всем элементам данного класса или их части. Каждая личность – это индивидуально самобытное существо. Уникальность личности связана, во-первых, с ее наследственными особенностями (тип нервной системы, темперамент, своеобразие задатков и способностей, особенности внешности), во-вторых, – с неповторимыми условиями микросреды, в которых личность «взращивается» (социализируется). Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и деятельность личности, развертывающаяся в этих условиях, формируют социально-психологическую уникальность личности. Подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним миром, с особенным способом его бытия в мире, мышления, с манерой поведения, общения с людьми и природой.

Разнообразие индивидуальностей – существенное условие успешного развития общества.

Проблема личности необычайно многообразна. Одним из ее аспектов является вопрос о роли личности в истории. Традиционно речь идет прежде всего о выдающейся, великой личности или личности исторической. Практически значимым является также вопрос о личности руководителя. Сегодня особую актуальность приобрел вопрос и о роли «рядовой» личности как своего рода социальном атоме, как самобытной единице общественного бытия. Таковы лишь некоторые аспекты личностной проблематики.

Завершить рассмотрение этого вопроса можно характеристикой подлинной личности, которую дал отечественный мыслитель А.Ф. Лосев. По его мнению, подлинная личность – это не только личность умная, начитанная, критически мыслящая, внимательная, бескорыстная, духовно-благородная, но самое главное – «живущая ради целей общечеловеческого благоденствия, не созерцающая мир, но активно переделывающая несовершенства жизни...».

В чем же смысл жизни человека? Этот вопрос также имеет длительную философскую и религиозную традицию и относится к числу коренных проблем философии.

Мир человека имеет две сферы:

1. объективный мир (природа, вещи, процессы, мир других людей);

2. внутренний, духовный мир (мир знаний, переживаний, совести, надежд, страдания, отчаяния, радости и восторга).

В чем же смысл жизни человека? Познавать ли внешний мир и действовать соответственно знанию? Служить Богу, миру обществу? Или познавать самого себя? Или жизнь вообще не имеет смысла? Эти вопросы были поставлены уже в античной философии. Гедонисты (от греч. hedone – удовольствие) видели смысл жизни в наслаждении, избавлении от страданий (Аристипп, Эпикур). Стоики (Зенон, Клеандр и др.), напротив, призывали к отказу от излишеств. И. Кант видел смысл жизни в добровольном подчинении нравственному закону. В. Соловьев полагал, что смысл жизни в служении какой-то высшей цели, а именно: добру, чистому, всестороннему и всесильному. Марксизм видел смысл жизни во всестороннем развитии личности. Э. Фромм считал, что смысл жизни в стремлении реализовать себя, общаться с другими людьми, вырваться из тюрьмы своего одиночества и эгоизма, т.е. в подлинном бытии.

Естественно, возникает вопрос: а возможен ли вообще однозначный, четкий ответ на вопрос о смысле жизни? Если такой ответ возможен, то, видимо, можно дать и рецепт, как надо (должно) жить. Однако это может вызвать в человеке внутренний личностный протест: почему кто-то за меня должен решать, как мне жить? Вместе с тем каждый более или менее сознательный человек рано или поздно задает сам себе и миру вопросы: как жить, зачем жить, что есть жизнь, в чем ее смысл? Или: как я прожил жизнь, а если бы все сначала? Ответы разные. Но, несмотря на многообразие подходов, есть нечто общее, что позволяет определить смысл жизни как стратегическую цель нашей жизнедеятельности. Эта цель может быть более или менее осознанной. Она, как правило, ориентирована в будущее. Эта цель может меняться по мере зрелости человека, обогащения его жизненного опыта.

Вопрос о смысле человеческой жизни, безусловно, высочайший вопрос всякого мировоззрения. Ответ на этот вопрос является как бы фокусом жизни человека, вектором его устремлений, важным для общества. Это вопрос, который неизбежно решает для себя каждый человек, иногда даже полностью не осознавая этого, так как это решение может быть просто выражено в его делах и поступках.

Жизнь убеждает, что рационалистическая формула смысла жизни «жить ради общества», будучи односторонней, становится социально опасной, когда ее прямолинейно проводят на практике, пренебрегая самоценностью индивида. Однако не менее опасна и альтернативная формула «частный интерес – превыше всего», на деле оборачивающаяся формулой «человек человеку – волк».

«Сегодня нужна новая, демократическая формула, синтезирующая и индивидуальное, и социальное начало, реализация которой приведет к ускоренному общественному прогрессу не за счет уменьшения, а за счет реального увеличения материальной и духовной инициативы человека. Ибо все прогрессы реакционны, если рушится человек», – справедливо писал поэт А. Вознесенский.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Антропоцентризм; индивид; индивидуализация; индивидуальность; историческая типология личности; личность; макрокосм; психологические теории личности; самореализации; саморефлексия; смысл жизни человека; социализация; социальная типология личности;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.1.1. Кому из философов античности принадлежит мысль: «Познай самого себя»?

7.1.2. Кто из мыслителей эпохи Возрождения считал, что «для человека, который не знает науки о добре, любая другая наука бесполезна»?

7.1.3. Кто из мыслителей Античности понимал под свободой освобождение человека от чувства страха и зависимости?

7.1.4. Кто из мыслителей Нового времени сформулировал основные вопросы человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

7.1.5. Кто из мыслителей Нового времени сформулировал тезис: «Я мыслю, следовательно я существую»?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании М. Монтеня: «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу».

2. Откуда «берется» человеческая индивидуальность, если все люди рождаются одинаковыми?

3. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: «Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы» (П. Гольбах).

4. Кто из мыслителей Нового времени является автором работы «Человек-машина»?

5. Всякий ли человек является личностью?

6. Как характеризовал сущность человека К. Маркс?

7. Можно ли согласиться с утверждением, что «человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль...» (Ж.П. Сартр)?

8. Какое определение свободы соответствует диалектико-материалистической трактовке?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС П МАДСИ, ЪОБОЙЙ, УФТБДБОЙЙ, МАВЧЙ Й ДТХЦВЕ

***
~~~~~

дХНБФШ П УЕВЕ ОБДП ОЕ МХЮЫЕ ЙМЙ ИХЦЕ, Б НЕОШЫЕ
- бНЧТПУЙК пРФЙОУЛЙК -

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ ЕУФШ ОЙ ЮФП ЙОПЕ, ЛБЛ ТСД ЕЗП РПУФХРЛПЧ
-й.ч.зЈФЕ-
~

лБЦДЩК УМЩЫЙФ ФПМШЛП ФП, ЮФП ПО РПОЙНБЕФ
- й.ч. зЈФЕ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лФП ДХНБЕФ, ЮФП РПУФЙЗ ЧУЈ, ФПФ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЕФ
-мБП-ГЪЩ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъОБАЭЙК МАДЕК ТБЪХНЕО, Б ЪОБАЭЙК УЕВС УБНПЗП - РТПЪПТМЙЧ
-мБП-гЪЩ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУА ЦЙЪОШ РТПЧЕДЕФ ЗМХРЕГ РПДМЕ НХДТПЗП Й ОЙНБМП ОЕ РПЪОБЕФ ЙУФЙОЩ, ЛБЛ ОЙЛПЗДБ МПЦЛБ ОЕ РПКНЕФ ЧЛХУБ РЙЭЙ
-вХДДЙКУЛБС НХДТПУФШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рТЕЛТБУОПЕ РПУФЙЗБЕФУС РХФЕН ЙЪХЮЕОЙС Й ВПМШЫЙИ ХУЙМЙК, ДХТОПЕ ХУЧБЙЧБЕФУС УБНП УПВПК, ВЕЪ ФТХДБ
- дЕНПЛТЙФ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

цЙЪОЕООЩК ПРЩФ ДБЈФ ОБН ТБДПУФШ ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ НЩ НПЦЕН РЕТЕДБФШ ЕЗП ДТХЗЙН.
-бОДТЕ нПТХБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дБ, РМПИП НОЕ, ОП ЬФП ОЕ РТЙЮЙОБ, ЮФПВ ДПУФБЧМСФШ УФТБДБОЙС ДТХЗЙН
-ьУИЙМ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБДЕЦДБ - МХЮЫЙК ЧТБЮ ЙЪ ЧУЕИ, ЛПФПТЩЕ НОЕ ЙЪЧЕУФОЩ
-у. гЧЕКЗ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПЗДБ ОЕ ДПУФЙЗБАФ ЦЕМБЕНПЗП, ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ЦЕМБМЙ ДПУФЙЗОХФПЗП
- нЙЫЕМШ ДЕ нПОФЕОШ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мЕЗЛП ПУОПЧБФШ РПТСДПЛ Ч ПВЭЕУФЧЕ, РПДЮЙОЙЧ ЛБЦДПЗП ПРТЕДЕМЈООЩН РТБЧЙМБН. мЕЗЛП ЧПУРЙФБФШ УМЕРГБ...
оБУЛПМШЛП ФТХДОЕЕ ПУЧПВПДЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ!

-б. уЕОФ-ьЛЪАРЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уБНПЕ ЧЩУПЛПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ - ЬФП ДПУФБЧМСФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ ДТХЗЙН.
-рШЕТ вХБУФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБН УМЕДХЕФ ПВТБЭБФШУС УП УЧПЙНЙ ДТХЪШСНЙ ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ НЩ ИПФЕМЙ ВЩ, ЮФПВЩ ДТХЪШС ПВТБЭБМЙУШ У ОБНЙ
-бТЙУФПФЕМШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБУМБЦДЕОЙЕ ПВЭЕОЙЕН - ЗМБЧОЩК РТЙЪОБЛ ДТХЦВЩ
-бТЙУФПФЕМШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФЕИ, ЛФП ИПЮЕФ ЧНЕОЙФШ ЧБН ЮХЧУФЧП ЧЙОЩ, ЙВП ПОЙ ЦБЦДХФ ЧМБУФЙ ОБД ЧБНЙ.
- лПОЖХГЙК -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нЩ ОЕ УФПМШЛП ОХЦДБЕНУС Ч РПНПЭЙ ПФ ДТХЪЕК, УЛПМШЛП Ч ХЧЕТЕООПУФЙ, ЮФП НЩ ЕЈ РПМХЮЙН
-дЕНПЛТЙФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дТХЗ - ЬФП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ФПФ, ЛФП ОЕ ВЕТЕФУС УХДЙФШ
-б. уЕОФ-ьЛЪАРЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч ЛПНРМЕЛУЕ ОЕРПМОПГЕООПУФЙ ИХЦЕ ЧУЕЗП ФП, ЮФП ПВЩЮОП ЙН УФТБДБАФ ОЕ ФЕ, ЛПНХ УМЕДПЧБМП ВЩ
-цБЛ фБФЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПМОЕЕФ ФПФ, ЛФП РПЪЧПМЙМ УЕВЕ ТБУРХУФЙФШУС. нОПЗЙЕ ФПМШЛП ДМС ФПЗП Й УФТЕНСФУС ОБЧЕТИ, ЮФПВЩ ЬФП УЕВЕ РПЪЧПМЙФШ. пЦЙТЕОЙЕ - БРПЖЕПЪ ЛБТШЕТОПЗП ТПУФБ.
- еМЕОБ еТНПМПЧБ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лФП ОЕ ЛБТБЕФ ЪМБ, ФПФ УРПУПВУФЧХЕФ ЕЗП УЧЕТЫЕОЙА
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПЙУФЙОЕ ЧУЕЗДБ ФБН, ЗДЕ ОЕДПУФБЕФ ТБЪХНОЩИ ДПЧПДПЧ, - ЙИ ЪБНЕОСЕФ ЛТЙЛ.
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пДЙОБЛПЧП ПРБУОП ВЕЪХНОПНХ ЧТХЮБФШ НЕЮ, Б ВЕУЮЕУФОПНХ - ЧМБУФШ
-рЙЖБЗПТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЕУМЙ ОЕ НПЦЕЫШ ТБУРЙМЙФШ ГЕРЙ - РМАК ОБ ОЙИ, НПЦЕФ ВЩФШ, РТПТЦБЧЕАФ…
- жБЪЙМШ йУЛБОДЕТ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЛПЗДБ зПУРПДШ ТБЪДБЕФ РЙМАМЙ ХНБ, ОЕЛПФПТЩН ДПУФБЕФУС РМБГЕВП.
- уФЙЧЕО лЙОЗ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПФ, ЛФП ДПВТ, - УЧПВПДЕО, ДБЦЕ ЕУМЙ ПО ТБВ; ФПФ, ЮФП ЪПМ, - ТБВ, ДБЦЕ ЕУМЙ ПО ЛПТПМШ
-бЧТЕМЙК бЧЗХУФЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фБКОЩК ЙУФПЮОЙЛ АНПТБ - ОЕ Ч ТБДПУФЙ, Б Ч ЗТХУФЙ; ОБ ОЕВЕУБИ АНПТБ ОЕФ
-нБТЛ фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дПМЦОП ВЩФШ, ЧЕЪДЕ Й ОБ ЧУЕИ РПРТЙЭБИ ЙДЕКОЩЕ МАДЙ ОЕТЧОЩ Й ПФМЙЮБАФУС РПЧЩЫЕООПК ЮХЧУФЧЙФЕМШОПУФША. чЕТПСФОП, ЬФП ФБЛ ОХЦОП
- б.р. юЕИПЧ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

п, ВХТШ ЪБУОХЧЫЙИ ОЕ ВХДЙ,
рПД ОЙНЙ ИБПУ ЫЕЧЕМЙФУС...

-ж.фАФЮЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рЕТЧЩК ЮЕМПЧЕЛ, ВТПУЙЧЫЙК ТХЗБФЕМШУФЧП ЧНЕУФП ЛБНОС, ВЩМ ФЧПТГПН ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ
-ъЙЗНХОД жТЬКД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ УПНОЕЧБЕЫШУС - ЧПЪДЕТЦЙУШ!
-рТЙОГЙР ДТЕЧОЕТЙНУЛПЗП УХДПРТПЙЪЧПДУФЧБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъМПЧЕЭЙК РТЙЪОБЛ - НПМЮБОЙЕ УТЕДЙ ЧЕМЙЛЙИ ВЕД
-уПЖПЛМ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рМЩЧХ ОЕ ФБЛ, ЛБЛ ЧЕФЕТ ДХЕФ,
б ЛБЛ РБТХУ РПУФБЧМА.

-йЪТЕЮЕОЙЕ ДТЕЧОЙИ НПТЕРМБЧБФЕМЕК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уЕТШЈЪОПУФШ - ЬФП РПЪБ, РТЙОЙНБЕНБС ФЕМПН, ЮФПВЩ УЛТЩФШ ОЕДПУФБФЛЙ ХНБ.
-жТБОУХБ мБТПЫЖХЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рТЙТПДБ, Ч ЪБВПФЕ П ОБЫЕН УЮБУФЙЙ, ОЕ ФПМШЛП ТБЪХНОП ХУФТПЙМБ ПТЗБОЩ ОБЫЕЗП ФЕМБ, ОП ЕЭЕ РПДБТЙМБ ОБН ЗПТДПУФШ, - ЧЙДЙНП, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЙЪВБЧЙФШ ОБУ ПФ РЕЮБМШОПЗП УПЪОБОЙС ОБЫЕЗП ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБ.
-жТБОУХБ мБТПЫЖХЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уБНПЕ ПРБУОПЕ УМЕДУФЧЙЕ ЗПТДЩОЙ - ЬФП ПУМЕРМЕОЙЕ: ПОП РПДДЕТЦЙЧБЕФ Й ХЛТЕРМСЕФ ЕЈ, НЕЫБС ОБН ОБКФЙ УТЕДУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ПВМЕЗЮЙМЙ ВЩ ОБЫЙ ЗПТЕУФЙ Й РПНПЗМЙ ВЩ ЙУГЕМЙФШУС ПФ РПТПЛПЧ.
-жТБОУХБ мБТПЫЖХЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч НЙОХФЩ ЛПМЕВБОЙС УНЕМП УМЕДХК ЧОХЫЕОЙА ЧОХФТЕООЕЗП ЗПМПУБ, ЕУМЙ ХУМЩЫЙЫШ ЕЗП. иПФС ВЩ, ЛТПНЕ ЬФПЗП ЗПМПУБ, ОЙЮФП ОЕ РПВХЦДБМП ФЕВС РПУФХРЙФШ ФБЛ, ЛБЛ ПО ФЕВЕ УПЧЕФХЕФ.
-дБОЙЕМШ дЕЖП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зМХРПУФШ - ЬФП ОЕДПУФБФПЛ, Й РТПФЙЧ ОЕЗП ОЕФ МЕЛБТУФЧБ.
-йННБОХЙМ лБОФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ЮЕМПЧЕЛ УБН УМЕДЙФ ЪБ УЧПЙН ЪДПТПЧШЕН, ФП ФТХДОП ОБКФЙ ЧТБЮБ, ЛПФПТЩК ЪОБМ ВЩ МХЮЫЕ РПМЕЪОПЕ ДМС ЕЗП ЪДПТПЧШС, ЮЕН ПО УБН.

-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ФЩ ОБРТБЧМСЕЫШУС Л ГЕМЙ Й УФБОЕЫШ ДПТПЗПА ПУФБОБЧМЙЧБФШУС, ЮФПВЩ ЫЧЩТСФШ ЛБНОСНЙ ЧП ЧУСЛХА МБАЭХА ОБ ФЕВС УПВБЛХ, ФП ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПКДЕЫШ ДП ГЕМЙ.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАДЙ ПЗТБОЙЮЕООЩЕ… ЗПТБЪДП НЕОШЫЕ ДЕМБАФ ЗМХРПУФЕК, ЮЕН МАДЙ ХНОЩЕ.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч ПФЧМЕЮЕООПК МАВЧЙ Л ЮЕМПЧЕЮЕУФЧХ МАВЙЫШ РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ПДОПЗП УЕВС.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рХВМЙЛБ - УЧЙОШС, ТЕЛМБНБ - ЬФП ЗТПНЩИБОЙЕ РБМЛПК ЧОХФТЙ РПНПКОПЗП ЧЕДТБ.
- дЦПТДЦ пТХЬММ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дПВТПДЕФЕМЙ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ Й ЧТЕД, ЕУМЙ ПОЙ ОЕ ПУЧЕЭЕОЩ УЧЕФПН ТБЪХНБ.
-пОПТЕ вБМШЪБЛ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уПЧЕФЩ ТЕДЛП РТЙОЙНБАФУС У ВМБЗПДБТОПУФША. фЕ, ЛФП ВПМШЫЕ ЧУЕЗП Ч ОЙИ ОХЦДБЕФУС, ТЕЦЕ ЧУЕЗП ЙНЙ РПМШЪХЕФУС.
-жЙМЙРР юЕУФЕТЖЙМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уФpЕНСУШ Л ЧЕpЫЙОЕ, РПНОЙ, ЮФП ЬФП НПЦЕФ ВЩФШ ОЕ пМЙНР, Б чЕЪХЧЙК.
-ьНЙМШ пЦШЕ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мХЮЫЙК УРПУПВ ТБЪПВТБФШУС УП УЧПЕК ЧОХФТЕООЕК РТПВМЕНПК - ЬФП РПДЧЕТЗОХФШ ЕЈ ФТПЕЛТБФОПНХ ПУНЕСОЙА.
-зЕТНБО зЕУУЕ,"уФЕРОПК ЧПМЛ"-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пВБСОЙЕ - ОЕРТЙОХЦДЈООПУФШ ЮХЧУФЧ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ЗТБГЙС - ОЕРТЙОХЦДЈООПУФШ ДЧЙЦЕОЙК.
-бОДТЕ нПТХБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБ УБНПН ДЕМЕ МАВПК ЮЕМПЧЕЛ РТЙЮЙОЙФ ЧБН ВПМШ. чЩ РТПУФП ДПМЦОЩ ОБКФЙ ФПЗП, ЛФП УФПЙФ ЧБЫЙИ УФТБДБОЙК.
- вПВ нБТМЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рТЕЦДЕ ЮЕН РПЛБЪЩЧБФШ РБМШГЕН… ХВЕДЙУШ, ЮФП ФЧПЙ ТХЛЙ ЮЙУФЩ!
- вПВ нБТМЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лТБУПФБ - ЬФП ЧЕЮОПУФШ, ДМСЭБСУС НЗОПЧЕОЙЕ.
-бМШВЕТ лБНА-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зТЕИ, УПЧЕТЫЕООЩК ПДОБЦДЩ У УПДТПЗБОЙЕН, НЩ Ч ЦЙЪОЙ РПЧФПТСЕН ЕЭЕ НОПЗП ТБЪ, ОП ХЦЕ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН.
-п.хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЙЮФП ФБЛ ОЕ НЕЫБЕФ ТПНБОХ, ЛБЛ ЮХЧУФЧП АНПТБ Х ЦЕОЭЙОЩ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ЕЗП Х НХЦЮЙОЩ.
-п. хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еДЙОУФЧЕООЩК УРПУПВ ПФДЕМБФШУС ПФ ЙУЛХЫЕОЙС - РПДДБФШУС ЕНХ.
-п. хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

уБНБС ПВЩЛОПЧЕООБС ВЕЪДЕМЙГБ РТЙПВТЕФБЕФ ХДЙЧЙФЕМШОЩК ЙОФЕТЕУ, ЛБЛ ФПМШЛП ОБЮЙОБЕЫШ УЛТЩЧБФШ ЕЈ ПФ МАДЕК.
-п. хБМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПМШЛП ДЧБ УПТФБ МАДЕК РП-ОБУФПСЭЕНХ ЙОФЕТЕУОЩ - ФЕ, ЛФП ЪОБЕФ П ЦЙЪОЙ ЧУЈ ТЕЫЙФЕМШОП, Й ФЕ, ЛФП ОЙЮЕЗП П ОЕК ОЕ ЪОБЕФ.
-п. хБМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ УЮБУФМЙЧ, ПО ЧУЕЗДБ ИПТПЫ, ОП ОЕ ЧУЕЗДБ ИПТПЫЙЕ МАДЙ ВЩЧБАФ УЮБУФМЙЧЩ.
-п. хБМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПМШЛП ОЕЗМХВПЛЙЕ МАДЙ ЪОБАФ УЕВС ДП УБНЩИ ЗМХВЙО.
- п. хБКМШД -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУЕЗДБ РТПЭБК УЧПЙИ ЧТБЗПЧ - ОЙЮФП ОЕ ДПУБЦДБЕФ ЙН ВПМШЫЕ.
-п. хБКМШД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мХЮЫЕЕ ХЛТБЫЕОЙЕ ДЕЧХЫЛЙ - УЛТПНОПУФШ Й РТПЪТБЮОПЕ РМБФШЙГЕ.
-еЧЗЕОЙК ыЧБТГ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пВЩЮОП НЩ УМЩЫЙН ХЦЕ ПЛПОЮБФЕМШОХА ТЕДБЛГЙА ЧЪДПИПЧ.
-уФБОЙУМБЧ еЦЙ мЕГ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

п ЮЕН ОЕ ЪОБАФ, ФПЗП ОЕ ЦЕМБАФ.
-пЧЙДЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕ ВХДЙ МЙИП, РПЛБ ПОП ФЙИП!
-тХУУЛБС РПУМПЧЙГБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

тЕЧОПУФШ - УЕУФТБ МАВЧЙ, РПДПВОП ФПНХ ЛБЛ ДШСЧПМ - ВТБФ БОЗЕМПЧ.
-у.вХЖЖМЕ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПЗП, ЛФП МАВЙФ ФЕВС, ПВНБОХФШ ПЮЕОШ РТПУФП. б ФПЗП, ЛПЗП МАВЙЫШ УБН, - РПЮФЙ ОЕЧПЪНПЦОП.
-уЕТЗЕК мХЛШСОЕОЛП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зТЕИ РТЕДБЧБФШУС ХОЩОЙА, ЛПЗДБ ЕУФШ ДТХЗЙЕ ЗТЕИЙ.
-зЕООБДЙК нБМЛЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЧУЕ ДБЧОП ХЦЕ УЛБЪБОП, ОП ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП ОЕ УМХЫБЕФ, РТЙИПДЙФУС РПУФПСООП ЧПЪЧТБЭБФШУС ОБЪБД Й РПЧФПТСФШ ЧУЕ УОБЮБМБ.
-бОДТЕ цЙД-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕ ОБКДС НЕУФБ РПД уПМОГЕН, МАДЙ ОБЮЙОБАФ ЪБНЕЮБФШ ОБ ОЈН РСФОБ.

-бТПО чЙЗХЫЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дБЦЕ уПМОГЕ, ЛПЗДБ ПРХУЛБЕФУС, - ЧУЕЗДБ ЛТБУОЕЕФ.
-мЕПОЙД у. уХИПТХЛПЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рБДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ ЧПЪНПЦОП МЙЫШ У ЧЩУПФЩ, Й УБНП РБДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ ЕУФШ ЪОБЛ ЕЗП ЧЕМЙЮЙС.
-оЙЛПМБК вЕТДСЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нОПЗЙЕ МАДЙ, УМБВЩЕ ПФ РТЙТПДЩ, ДЕМБАФУС УПЧЕТЫЕООП ДТСОША ПФ ФПЗП, ЮФП ОЕ ХНЕАФ ВЩФШ УБНЙНЙ УПВПА Й ОЙ Ч ЮЈН ОЕ НПЗХФ ПФДЕМЙФШУС ПФ ПВЭЕЗП ИПТБ, РПАЭЕЗП У ЮХЦПЗП ЗПМПУБ.
-дНЙФТЙК рЙУБТЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пУХЦДБАФ ФП, ЮЕЗП ОЕ РПОЙНБАФ.
-лЧЙОФЙМЙБО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУСЛПЕ ПУМБВМЕОЙЕ ХНУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ Ч ПВЭЕУФЧЕ ОЕЙЪВЕЦОП ЧМЕЮЕФ ЪБ УПВПК ХУЙМЕОЙЕ НБФЕТЙБМШОЩИ ОБЛМПООПУФЕК Й ЗОХУОП-ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ЙОУФЙОЛФПЧ.
-ж. фАФЮЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПНРШАФЕТОЩЕ ЙЗТЩ Й УПГЙБМШОЩЕ УЕФЙ - ЧТЕНСРТПЧПЦДЕОЙЕ, ЧЕДХЭЕЕ Л ЖЙЪЙЮЕУЛПК, ХНУФЧЕООПК Й ДХИПЧОПК ДЕЗТБДБГЙЙ МЙЮОПУФЙ.
-уФЙЧЕО иПЛЙОЗ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

с ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙДХ ФХДБ, ЛХДБ ЙДХФ ЧУЕ.
-з. вБМШФБУБТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нПК ЦЙЪОЕООЩК ПРЩФ ХВЕДЙМ НЕОС, ЮФП МАДЙ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ОЕДПУФБФЛПЧ, ЙНЕАФ ПЮЕОШ НБМП ДПУФПЙОУФЧ.
- б.мЙОЛПМШО -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пТБФПТ ДПМЦЕО ЙУЮЕТРБФШ ФЕНХ, Б ОЕ ФЕТРЕОЙЕ УМХЫБФЕМЕК.
-хЙОУФПО юЕТЮЙММШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПИЧБМБ ЗМХРПУФЙ ДПМЦОБ ВЩФШ ЙЪМПЦЕОБ Ч РПОСФОЩИ ДМС ОЕЈ ЧЩТБЦЕОЙСИ.
-ьТБЪН тПФФЕТДБНУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ЛФП-ФП МЙЦЕФ ФЕВЕ РПДПЫЧЩ, РТЙЦНЙ ЕЗП ОПЗПК, РТЕЦДЕ ЮЕН ПО ОБЮОЕФ ЛХУБФШУС.
-рПМШ чБМЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дЧЕ ПРБУОПУФЙ ОЕ РЕТЕУФБАФ ХЗТПЦБФШ НЙТХ: РПТСДПЛ Й ВЕУРПТСДПЛ.
-рПМШ чБМЕТЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дЕМБФШ ФП, ЮФП ДПУФБЧМСЕФ ХДПЧПМШУФЧЙЕ, - ЪОБЮЙФ ВЩФШ УЧПВПДОЩН.
-чПМШФЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЕУЛПОЕЮОП НБМЕОШЛЙЕ МАДЙ ЙНЕАФ ВЕУЛПОЕЮОП ЧЕМЙЛХА ЗПТДПУФШ.
-чПМШФЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЙЮФП ФБЛ ОЕ УРПУПВУФЧХЕФ ДХЫЕЧОПНХ УРПЛПКУФЧЙА, ЛБЛ РПМОПЕ ПФУХФУФЧЙЕ УПВУФЧЕООПЗП НОЕОЙС.
-мЙИФЕОВЕТЗ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лБЦДЩК ЙДЕФ УЧПЙН РХФЕН. оП ЧУЕ ДПТПЗЙ ЧУЈ ТБЧОП ЙДХФ Ч ОЙЛХДБ. ъОБЮЙФ, ЧЕУШ УНЩУМ Ч УБНПК ДПТПЗЕ, ЛБЛ РП ОЕК ЙДФЙ… еУМЙ ЙДЕЫШ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН, ЪОБЮЙФ, ЬФП ФЧПС ДПТПЗБ. еУМЙ ФЕВЕ РМПИП - Ч МАВПК НПНЕОФ НПЦЕЫШ УПКФЙ У ОЕЕ, ЛБЛ ВЩ ДБМЕЛП ОЙ ЪБЫЕМ. й ЬФП ВХДЕФ РТБЧЙМШОП.
- лБТМПУ лБУФБОЕДБ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЕЪДЕКУФЧЙЕ РПТПЦДБЕФ УПНОЕОЙС Й УФТБИ. дЕКУФЧЙЕ РПТПЦДБЕФ ХЧЕТЕООПУФШ Й НХЦЕУФЧП. еУМЙ ИПЮЕЫШ РПВЕДЙФШ УФТБИ - ДЕКУФЧХК.
- дЕКМ лБТОЕЗЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

лПЗДБ ЛФП-ФП ЙДЕФ ОЕ Ч ОПЗХ, ОЕ УРЕЫЙ ПУХЦДБФШ ЕЗП: ЧПЪНПЦОП, ПО УМЩЫЙФ ЪЧХЛ ДТХЗПЗП НБТЫБ.
-з.фПТП-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЩЧБАФ ЧТЕНЕОБ, ЛПЗДБ МАДЙ РТЙОЙНБАФ ЛПММЕЛФЙЧОХА ЧПОШ ЪБ ЕДЙОУФЧП ДХИБ.
-ж. йУЛБОДЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вЙУЕЛУХБМШОПУФШ ХДЧБЙЧБЕФ ЧБЫЙ ЫБОУЩ ОБ УЧЙДБОЙЕ Ч УХВВПФОЙК ЧЕЮЕТ.
- чХДЙ бММЕО -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

с МАВМА УЧЙОЕК. уПВБЛЙ УНПФТСФ ОБ ОБУ УОЙЪХ ЧЧЕТИ. лПЫЛЙ УНПФТСФ ОБ ОБУ УЧЕТИХ ЧОЙЪ. уЧЙОШЙ УНПФТСФ ОБ ОБУ ЛБЛ ОБ ТБЧОЩИ.
-хЙОУФПО юЕТЮЙММШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

рПДУХОШ УЧПА НЕЮФХ ЧТБЗБН, НПЦЕФ ВЩФШ ПОЙ РПЗЙВОХФ РТЙ ЕЈ ТЕБМЙЪБГЙЙ.
-уФБОЙУМБЧ еЦЙ мЕГ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

йЪ ФПЗП, ЮФП ДХТБЛБН ЪБЛПО ОЕ РЙУБО, ЧПЧУЕ ОЕ УМЕДХЕФ, ЮФП ПОЙ ОЕ РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙС Ч ЙИ ОБРЙУБОЙЙ.
-ч. дПНЙМШ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ч НХФОПК ЧПДЕ МХЮЫЕ ЦЙЧЈФУС ОЕ ФПНХ, ЛФП МХЮЫЕ РМБЧБЕФ, Б ФПНХ, ЛФП ИХЦЕ ФПОЕФ...
-уФБУ сОЛПЧУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~

оЕФ ФБЛПЗП РТЕРСФУФЧЙС, ЛПФПТПЗП ВЩ ОЕ РТЕЧПЪНПЗМП ОБИБМШУФЧП.
-рЕФТПОЙК бТВЙФТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАДЙ, УЮЙФБАЭЙЕ ОБЗМПУФШ ЧФПТЩН УЮБУФШЕН, ЧТСД МЙ ЪОБЛПНЩ У РЕТЧЩН.
-бМЙ бРЫЕТПОЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

вПМШЫЙОУФЧП ЧЩДБЕФ ЪБ ОПТНБМШОПЕ ФП, ЮЕН ЦЙЧЕФ, УЛПМШ ВЩ ТХФЙООЩН, ЗМХРЩН Й ВЕУУНЩУМЕООЩН ЧУЈ ЬФП ОЙ ВЩМП.
-бМЙ бРЫЕТПОЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

чУСЛПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ЧПЪПНОЙЧЫЕНХ УЕВС УЧСФЩН, УФПЙФ РПТЩФШУС Ч РБНСФЙ Й Ч ВХДХЭЕН ВЩФШ УЛТПНОЕЕ.
-бМЙ бРЫЕТПОЙ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

цЙЪОШ ЧУЈ ЧТЕНС ПФЧМЕЛБЕФ ОБЫЕ ЧОЙНБОЙЕ; Й НЩ ДБЦЕ ОЕ ХУРЕЧБЕН ЪБНЕФЙФШ, ПФ ЮЕЗП ЙНЕООП...
-жТБОГ лБЖЛБ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

фПОЛПУФШ ОЕ ДПЛБЪЩЧБЕФ ЕЭЕ ХНБ. зМХРГЩ Й ДБЦЕ УХНБУЫЕДЫЙЕ ВЩЧБАФ ХДЙЧЙФЕМШОП ФПОЛЙ.
-б.у. рХЫЛЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛПН ВЕЪ ЛПНРМЕЛУПЧ НПЦЕФ ВЩФШ ФПМШЛП РБГЙЕОФ УХНБУЫЕДЫЕЗП ДПНБ.
-в.вЕТНБО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕМШЪС ЧУЕН ДБФШ ЧУЈ. рПФПНХ ЮФП ЧУЕИ НОПЗП, Б ЧУЕЗП НБМП.
-н. цЧБОЕГЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дХИПЧОБС РХУФПФБ ДЕМБЕФ ВЕЪМЙЛПК ЧОЕЫОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ.
-уХИПНМЙОУЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юФПВЩ ПГЕОЙФШ ЮШЈ-ОЙВХДШ ЛБЮЕУФЧП, ОБДП ЙНЕФШ ОЕЛПФПТХА ДПМА ЬФПЗП ЛБЮЕУФЧБ Й Ч УБНПН УЕВЕ.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

хУРЕИ ПУФТПЗП УМПЧБ ЪБЧЙУЙФ ВПМЕЕ ПФ ХИБ УМХЫБАЭЕЗП, ЮЕН ПФ СЪЩЛБ ЗПЧПТСЭЕЗП.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАВПЧШ РТЙДБЕФ ВМБЗПТПДУФЧП ДБЦЕ Й ФЕН, ЛПФПТЩН РТЙТПДБ ПФЛБЪБМБ Ч ОЕН.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

йОФТЙЗБ УПУФБЧМСЕФ УЙМХ УМБВЩИ. дБЦЕ Х ДХТБЛБ ИЧБФБЕФ ЧУЕЗДБ ХНБ, ЮФПВЩ ЧТЕДЙФШ.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъМПК ЮЕМПЧЕЛ ЧТЕДЙФ ДТХЗЙН ДБЦЕ ВЕЪ ЧУСЛПК ДМС УЕВС ЧЩЗПДЩ.
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЙФБС ВЙПЗТБЖЙА, РПНОЙФЕ, ЮФП РТБЧДБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЗПДЙФУС Л ПРХВМЙЛПЧБОЙА.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юФП ОЕ ХВЙЧБЕФ НЕОС, ФП ДЕМБЕФ НЕОС УЙМШОЕЕ.
-оЙГЫЕ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ, ОБУФПКЮЙЧП РПЧФПТСАЭЙК, ЮФП ПО ОЕ ДХТБЛ, ПВЩЮОП ЙНЕЕФ ЛБЛЙЕ-ФП УПНОЕОЙС РП ЬФПНХ ЧПРТПУХ.
-хЙМУПО нЙЪОЕТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пОБОЙЪН - ТБЪОПЧЙДОПУФШ ЦЕУФЙЛХМСГЙЙ, ЧЕДХЭaС Л ЬСЛХМСГЙЙ.
- ч.мЕОЙО, ЙЪ РЕТЕРЙУЛЙ У о.лТХРУЛПК -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ УПЛТХЫЙМ ЧПЛТХЗ УЕВС ЛХДБ ВПМШЫЕ РТЕЛТБУОПЗП, ЮЕН УПВТБМ Ч УЧПЙИ НХЪЕСИ Й ЛБТФЙООЩИ ЗБМЕТЕСИ.
-й. б. еЖТЕНПЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ - ЕДЙОУФЧЕООПЕ ЦЙЧПФОПЕ, УРПУПВОПЕ ЛТБУОЕФШ. чРТПЮЕН, ФПМШЛП ЕНХ Й РТЙИПДЙФУС.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ВЩ ЪНЕК ВЩМ ЪБРТЕФОЩН, бДБН Й ЕЗП ВЩ УЯЕМ.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ РПДПВЕО мХОЕ - Х ОЕЗП ФПЦЕ ЕУФШ ФЕНОБС УФПТПОБ, ЛПФПТХА ПО ОЙЛПЗДБ ОЙЛПНХ ОЕ РПЛБЪЩЧБЕФ.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пДЕЦДБ ДЕМБЕФ ЮЕМПЧЕЛБ. зПМЩЕ МАДЙ ЙНЕАФ ПЮЕОШ НБМПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ПВЭЕУФЧП.
-н.фЧЕО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ЫХФЛБ РТСЮЕФУС ЪБ УЕТШЈЪОПЕ - ЬФП ЙТПОЙС; ЕУМЙ УЕТШЈЪОПЕ ЪБ ЫХФЛХ - АНПТ.
-б.ыПРЕОЗБХЬТ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

жХФВПМ - ЬФП ЙЗТБ ДМС МПЫБДЙОПК ТБУЩ Й ЫПХ ДМС ДЕВЙМПЧ.
- чМ. нБСЛПЧУЛЙК -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нПК УРПУПВ ЫХФЙФШ - ЬФП ЗПЧПТЙФШ РТБЧДХ. оБ УЧЕФЕ ОЕФ ОЙЮЕЗП УНЕЫОЕЕ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

зМХРПУФШ, ОЕ РПДЛТЕРМЕООБС ЮЕУФПМАВЙЕН, ОЕ ДБЈФ ОЙЛБЛЙИ ТЕЪХМШФБФПЧ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЕДЙОУФЧЕООЩК ХТПЛ, ЛПФПТЩК НПЦОП ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ ЙУФПТЙЙ, УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП МАДЙ ОЕ ЙЪЧМЕЛБАФ ЙЪ ЙУФПТЙЙ ОЙЛБЛЙИ ХТПЛПЧ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

йОПЗДБ ОБДП ТБУУНЕЫЙФШ МАДЕК, ЮФПВЩ ПФЧМЕЮШ ЙИ ПФ ОБНЕТЕОЙС ЧБУ РПЧЕУЙФШ.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ъБЭЙЭБК РТБЧБ РТПФЙЧОЙЛПЧ - ЬФП МХЮЫЙК УРПУПВ УПИТБОЕОЙС УЧПЙИ УПВУФЧЕООЩИ РТБЧ.
-бТПО чЙЗХЫЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

хФПНМЈООЩК ВЕЪДЕМШЕН ЮЕМПЧЕЛ ОЕ УЛМПОЕО ТБВПФБФШ.
-аТЙК фБФБТЛЙО-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

УМЙЫЛПН НОПЗЙЕ УЕКЮБУ ФТБФСФ ДЕОШЗЙ, ЛПФПТЩИ ПОЙ ОЕ ЪБТБВПФБМЙ, ОБ ЧЕЭЙ, ЛПФПТЩЕ ЙН ОЕ ОХЦОЩ, ЮФПВЩ РТПЙЪЧЕУФЙ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ОБ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ЙН ОЕ ОТБЧСФУС
-хЙММ уНЙФ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

юЕЗП ИПЮЕФУС ВПМШЫЕ ЧУЕЗП, ЛПЗДБ ЪБМЕЪЕЫШ ОБЧЕТИ? - рМАОХФШ ЧОЙЪ!
-н.цЧБОЕГЛЙК-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

РТБЧЙФЕМШУФЧП ЛБЛ ЗТХДОПК НМБДЕОЕГ: ЮХДПЧЙЭОЩК БРРЕФЙФ ОБ ПДОПН ЛПОГЕ Й РПМОБС ВЕЪПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОБ ДТХЗПН.
-тПОБМШД тЕКЗБО-

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оЕРПОЙНБОЙЕ ЧУЕЗДБ ЧЩЪЩЧБЕФ БЗТЕУУЙА. уФЕРЕОШ БЗТЕУУЙЧОПУФЙ, ОБЧЕТОПЕ, НПЦЕФ ВЩФШ НЕТПК ОЕРПОЙНБОЙС.
-ч.ч. оБМЙНПЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

нПМЮБОЙЕ - УБНПЕ УПЧЕТЫЕООПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ РТЕЪТЕОЙС.
-дЦПТДЦ вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ФЕВЕ ОЕ РП УЕТДГХ НПК РХФШ, ЧЩВЕТЙ УЧПК ЙМЙ ЧЩВЕТЙ У ЛЕН, Б НОЕ РП ВБТБВБОХ ЧУС ЬФБ НХФШ: С ОЕ ЮЕТЧПОЕГ, ЮФПВЩ ОТБЧЙФШУС ЧУЕН!
-л. лЙОЮЕЧ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

мАВПЧШ - ЬФП ОЕЮФП ОЕЧЕДПНПЕ, ЧИПДСЭЕЕ ЮЕТЕЪ ЗМБЪ Й ХФЕЛБАЭЕЕ У ЛПОЮЙЛБ РПМПЧПЗП ЮМЕОБ Ч ЧЙДЕ ЛБРЕМЕЛ, УТЩЧБАЭЙИУС У ОЕЗП ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ ПВЙМШОП. мАВПЧШ - ЬФП УБНБС ПЗМХРМСАЭБС УЙМБ ЙЪ ЧУЕИ, ЮФП ФПМШЛП УХЭЕУФЧХАФ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ УХЭЕУФЧ. пЗМХРМСАЭБС ДП ФБЛПК УФЕРЕОЙ, ЮФП ЧМАВМЕООЩК ЧРБДБЕФ Ч ФТСУХЮЛХ Й ОБЮЙОБЕФ РХУЛБФШ УМАОЙ, УМПЧОП ЛТЕФЙО.
- уБМШЧБДПТ дБМЙ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

дЕВЙМЩ Ч РТБЧЙФЕМШУФЧЕ ДЕМБАФ тПУУЙА УФТБОПК ДХТБЛПЧ. зПУХДБТУФЧХ ОЕ ОХЦОЩ ХНОЩЕ ПВТБЪПЧБООЩЕ ДЕФЙ, ОХЦОЩ ФХРЩЕ ДЕВЙМЩ, ОЕПВТБЪПЧБООЩЕ ТБВЩ, ЖБОБФЕАЭЙЕ ПФ ЖХФВПМБ Й ОЕ ЪБДБАЭЙЕ ЧПРТПУПЧ.
- у.р. лБРЙГБ -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

иТЕО, РПМПЦЕООЩК ОБ НОЕОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ, ЗБТБОФЙТХЕФ УРПЛПКОХА Й УЮБУФМЙЧХА ЦЙЪОШ!
-жБЙОБ тБОЕЧУЛБС-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

оБЫБ УЙУФЕНБ ЪДТБЧППИТБОЕОЙС ГЕМЕОБРТБЧМЕООП Й ИМБДОПЛТПЧОП ХОЙЮФПЦБЕФУС
- рБЧЕМ чПТПВШЕЧ, БЛБДЕНЙЛ тбно. 2014 З -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

еУМЙ ВПМШОПК ПЮЕОШ ИПЮЕФ ЦЙФШ, - ЧТБЮЙ ВЕУУЙМШОЩ.
-жБЙОБ тБОЕЧУЛБС-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПТЙЗЙОБМШОБС РПДВПТЛБ: © сайт, 2005-2017. рТЙ ГЙФЙТПЧБОЙЙ ОЕ ЪБВХДШФЕ ДБФШ УУЩМЛХ ОБ УБКФ: http://сайт/

Очередная подборка мыслей мудрых людей. Философские афоризмы Сократа, Геродота, Аристотеля и других великих мыслителей, прописавших истины нашей современности – свои мудрые высказывания , еще до нашей эры. Мысли философов для публикации в социальных сетях Инстаграм, Вконтакте, Твиттер, Одноклассники, Ватсап, Телеграм, Фэйсбук и др. В продолжение статьи « «…

Философские афоризмы и мудрые высказывания для статуса

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее (Геродот)

Как нельзя порицать за невольный поступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние (Еврипид)

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим (Демокрид)

Заговори, чтобы тебя увидели (Сократ)

Когда слово не убьет, то палка не поможет (Сократ)

Философские афоризмы

Надежда – источник великой тревоги, свобода от надежд - источник великого покоя

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности (Конфуций)

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков (Лаоцзы/Ли-Эр)

У солнца есть один недостаток, оно не может видеть самого себя (Сократ)

Твое право ругаться, мое право не слушать (Аристипп)

Самая необходимая наука – это наука забывать не нужное (Антисфен)

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного (Аристотель)

Наслаждаться общением – главный признак дружбы (Аристотель)

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей (Аристотель)

Если ты не воспитан и молчишь, то ты воспитан, если же воспитан и воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан (Теофраст)

В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина (Менандр)

Давать советы глупцу – только злить его

Женщины учены от природы, мужчины – от книг

Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого. (Солон)

К другу не учащайся ходить, дабы пересыщенный тобой, он не возненавидел тебя (Солон)

Молчание может быть самым тяжким обвинением (Менандр)

Не будь сварливым и не уживчивым, такие люди никогда не выходят из нищенского состояния. (Менадр)

Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что скопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести (Менандр)

Природа каждому дала два уха и один язык, для того чтобы говорить меньше, чем слушать (Плутарх)

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего (Плутарх)

Или как можно короче, или как можно приятнее (Плутарх)

Когда надо давать советы другим, каждый – кладезь премудростей. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

Философия - это поступок

Философия - это то, при помощи чего меньшинство отделяет себя от большинства людей, отмахиваясь от них, как от назойливых мух. Философия - это граница между большинством и меньшинством. Как эта граница устанавливается? Очень просто. Вот пример. Мы смотрим на чашку. Что мы видим? Чашку. А что видит философ? Чашечность . Чтобы увидеть чашку, достаточно иметь глаза. А чтобы увидеть чашечность , нужно, скажет философ, иметь ум. Как только исчезает различие между меньшинством и большинством, исчезает и философия.

Философию придумали умные люди, которые не принадлежали к большинству, у которых не было своего места в мире. Поэтому умные люди всегда неуместны и несвоевременны.

МАРГИНАЛЫ

Философ - это, прежде всего, иммигрант, "лимитчик", гастарбайтер . Он всегда не местный. Он приехал откуда-то со стороны, из другого мира. Например, из Малой Азии в Грецию, как Анаксагор, которому в Афинах было ничто не мило, ничто не дорого. Для всех греков солнце - это бог, для Анаксагора - это камень. Понятно, что греки прогнали Анаксагора из Афин, и он умер.

Философ ни к чему не привязан, ничего не ценит, ко всему относится критически. Его не устраивают ни местные боги, ни местные традиции, ни местные власти. Философия - это всегда взгляд другого, взгляд со стороны, из иного мира. В нем, как у Гераклита, нет ни сочувствия к людям, ни сопереживания, но есть любопытство.

Философ - эстет, метафизик, а философия с самого начала является потусторонним взглядом на привычное, на близкое. Сократ, ученик Анаксагора, хотя и был из местных, но вёл себя как философ, то есть как чужестранец, как посторонний, разрушая мир подручного, обжитого, конечного. За это, да еще и за высокомерное поведение в суде, его и убили.

Никто не знает, оплакивала ли его Ксантиппа или нет, но к философии она не имела никакого отношения.

ПОЧЕМУ У ФИЛОСОФИИ НЕ-ЖЕНСКОЕ ЛИЦО?

Не-женское это дело - заниматься философией. Почему не-женское ? Потому что философия рождается в обожающем взгляде, который бросает один мужчина на другого. Философы - это люди лунного света. У них то, что они чувствуют, растворяется в том, что они видят. Тогда как у всех нормальных людей видимый мир растворяется в мире переживаемом.

В момент, когда философия начинает рождаться в обожающем взгляде женщины, бросаемом на мужчину, тогда начинается деградация философии. И мужчина, как Ориген , должен оскопить себя, чтобы остаться философом.

Если взгляд обожания бросает на женщину мужчина, то от этого взгляда рождается не философия, а дети. Обожание между женщинами ни к чему не ведет. В нем ничего не рождается, кроме техники овладения телом. Но овладеть техникой - не значит совершить поступок.

ПОСТУПОК

Философия - это поступок. Поступать - означает самого себя класть в основание цепочки причин и действий. Только маргиналы могут представлять философию как личностный акт, как поступок, ибо только они, вступая в конфликт с традицией, могут класть себя в основание причинных цепей.

Если философия - это поступок, то философ - это не профессор в очечках , а киник или юродивый. А это значит, что в пространстве философии пульсирует асоциальная по своей природе энергия, заставляющая философа выходить за пределы, переступать нормы, то есть быть как бы социальным преступником. Философия вообще является социально приемлемым видом интеллектуального юродства. Киник Антисфен говорил, что лучше быть животным, чем человеком, а также, что лучше быть варваром, чем эллином.

Сегодня философ - это не философ, а актуальный художник, акционист , устроитель перфомансов . Это арт-группа "Война" или Кулик и "Синие носы". Но перфоманс - это не поступок, у которого есть следствия, а эпатаж, пощёчина общественному вкусу. А это значит, что современные философы существуют за пределами философии. Тем самым мы имеем двойной разрыв в виде философии без философов и философов без философии.

МЫСЛИТЕЛЬ

Традиционно философ понимается не как киник, а как платоник, то есть как мыслитель, а философия - как мышление. Философы - это мыслители. Они, - говорит Хайдеггер, - называются так, потому что мышление происходит главным образом в философии. Мыслитель - это человек, который вводит ненаблюдаемые сущности для того, чтобы объяснить наблюдаемое, отвечая на вопрос: что это? И почему это, а не то?

Например, мы хотим понять, почему люди тоскуют, почему они не могут жить без тоски. Мы идем за помощью к учёному. Учёный, отвечая на этот вопрос, непременно расскажет что-нибудь об устройстве нейродинамических структур мозга. Но этот рассказ мы не можем сделать фактом своей сознательной жизни. И тогда мы идем к философу. Философ не пойдет по следам ученого, ибо ученый, на его взгляд, не мыслит. Он испытывает природу. Философ же - мыслитель, то есть он, следуя за Декартом, скажет, что все дело в добре и зле, в том, что добро субстанциально, а зло функционально. То есть добро может существовать без зла, а зло без добра - не может. А это значит, что нельзя провести ясную границу между добром и злом. И, выбрасывая зло, нам приходится вместе с ним выбрасывать и добро. Вот об этом добре и тоскует человек. Этот рассказ расширяет наше сознание, хотя мы не узнали из него ни что такое добро, ни что такое зло.

Мышление - это логически упорядоченные грёзы, путешествие воображения в то, что может оказаться истиной.

ДВОЙНАЯ НЕПРОЗРАЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Философское мышление обладает двойной непрозрачностью. Оно непонятно большинству. А после того, как оно стало непонятно большинству, оно становится непонятно и самим философам, ибо их мысли сегодня куда-то улетучиваются, а слова остаются, и эти слова ничего не говорят о мысли. Поэтому все упования современных философов на то, что их непонимание может вдруг оказаться светоносным.

Если философия - это пространство свободного мышления, если это путешествие в мир ненаблюдаемых сущностей, то философ - это метафизик, то есть человек, который утратил связи с сознанием повседневности. Философия как метафизика никого лично не касается. И поэтому она подлежит забвению.

УТЕШЕНИЕ

Чтобы не попасть в список того, что забывается, философия должна отречься от метафизики, а философ должен объявить себя антиметафизиком , то есть тем, кто хочет вернуть сознание в мир обжитого, конечного. Для этого ему, как блудному сыну, нужно объясниться со своими родителями, то есть со здравым смыслом.

Но если философия перестает быть метафизикой, то тогда ее нужно понимать как утешение, а философа - как утешителя, который практикует субъективирующее мышление. То есть что он делает? Он переводит униженных и оскорбленных из одного состояния в другое, в котором они забывают о том, что унижены и оскорблены. Люди, как дети. Философ - это взрослый, который всегда может сказать детям: смотрите, птичка пролетала. И дети будут смотреть, забывая о боли и страданиях. Таким образом философия становится коллективной психотерапией.

Философия как утешение - это цветок, из недр которого неохотно выползает философ-шмель, философ-овод. Оказывается, философия не столько утешает, сколько кусает и больно жалит. Она припекает и обжигает. Она не дает спуска никому: ни обывателю, ни ученому, ни священнику, ни самой себе. В философии есть что-то садистское и мазохистское. Поэтому философа никто не любит. Он одиночка. Анахорет. Человек пещеры. По словам Антисфена , человеку пристало жить без общины, без дома, без отечества. Социум преследует философа. Философ отвечает миру взаимностью. Он не любит людей и, особенно, не любит политиков, которые присвоили себе такого монстра, как социум.

Философия - это способ, которым маргинал, одиночка, шизофреник и аутист мстит социуму. Протагор расшатывал социум своей софистикой. Социум сжигал его книги на площадях и прогонял его из Афин. Поскольку социум - это массы, связанные языком, постольку философия расшатывает язык, расплавляет смыслы и значения слов. В результате слабеют социальные цепи, ослабляется власть политиков. Если не расшатать вяжущие связи языка, то нельзя освободить свое уже-сознание . А без уже-сознания люди - социальные куклы. Если язык укрепляет социальные связи, то сознание расшатывает их, обнаруживая зыбкость человеческого существования. Философия расплавляет смыслы в безнадежной попытке извлечь новый смысл, затрудняющий превращение человека в марионетку.

Философ не любит рассуждать о языке своей философии. Он не интересуется познанием познания. Философ - делосский ныряльщик, а не рефлексун . Ему нужно достать со дна моря жемчуга смыслов, а не наблюдать за рефлексивной рябью поверхности мысли.

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ ФИЛОСОФИЯ

Чтобы сегодня понять, что такое философия, нужно научиться читать философские тексты, чтобы потом убедиться в том, что философ - это не тот, кто умеет читать эти тексты, а тот, кто умеет говорить о том, о чем невозможно молчать.

Нужно научиться говорить, чтобы понять, что философ - это не тот, кто умеет говорить красиво, а тот, кто умеет слушать.

Нужно научиться слушать, чтобы понять, что философ - это не тот, кто умеет слушать, а тот, кто умеет молчать.

Нужно научиться молчать, чтобы понять, что философ - это не тот, кто умеет молчать, а тот, кто умеет грезить, сопрягая грезы со словом или поступком, соединяя видимое и невидимое, языковое и безъязыкое. Человек может мыслить, поскольку он имеет для этого возможность. Эту возможность ему дают грёзы.

Каждый человек грезит. Русские грёзы актуализируют русские философы.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Русская философия возникает вне философии, поэтому в ней нет желания разрушать подручный мир обжитого. Функцию разрушения берет на себя русская интеллигенция. Философы - охранители преданий, они, как Аксаков, отзываются не на зов бытия, а на зов дома. Бытие - это не дом, и язык - это не дом. Как говорил Шпет , язык наш - враг наш. Бездомность является отличительным признаком мысли интеллигента. В России философы - не интеллигенты, а интеллигенты - не русские философы.

Номер 11 (904)