Мировая культура 19 20 века. Русская культура серебряного века. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Культурология»

Тема: «Западноевропейская и русская культура рубежа XIX – XX вв.»

Выполнил:студент 1 курса

группа ЭТР - 08 СВ

специальность «Экономика и управление персоналом» Завозова О.В.

Проверил преподаватель:

___________________________

2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

3. Символизм как течение в искусстве рубежа веков. Стиль модерн, его смысловые истоки и основные принципы формообразования. Влияние стиля модерн на повседневную жизнь. Русский модерн.

1. Особенности культурной ситуации рубежа веков. Проблемы судеб культуры в зеркале искусства.

Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей - религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" - "чужое", "Россия" - "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX - начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все - и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса - телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, - вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX - начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Постимпрессионизм

В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.

В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек. Яркие индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели - познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью. Так родился постимпрессионизм (от лат. pos - «после»). Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя лишь в пору его заката.

Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Гоген в свою очередь познакомился с Писсарро в 1876 г. и по его рекомендации примкнул к импрессионистам. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма.

Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли своё искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их выше достижений европейской цивилизации. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора, изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль, где, измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством.

Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой - ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П.А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т.М. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А.С. Хомяков).

Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.

XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В.А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В.А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в переводе Н.И. Гнедича.

В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина - создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа, а также М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Формировавшийся в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе. Особенно это было характерно для авторов "натуральной школы" - И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, ранних произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского. Одной из черт натуральной школы было внимание к судьбе "Маленького человека" (Гоголь, Достоевский, Некрасов), жизни крепостного крестьянина (очерки В.И. Даля, "Записки охотника" И.С. Тургенева), миру русского купечества (А.Н. Островский).

В пореформенную эпоху 1860-70-е гг. эти тенденции сохранялись, и в литературных произведениях той эпохи отразились идейные конфликты времени. На это время приходится расцвет русского классического романа. В это время создают свои лучшие произведения И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В их сочинениях свойственное критическому реализму внимание к общественным конфликтам обогащалось, а подчас и отодвигалось на второй план глубоким психологизмом и философскими обобщениями, касавшимися судеб России и западной культуры, их взаимоотношений, поисками духовной опоры в христианстве (православии или собственном его толковании, как у Толстого). Являясь вершинами достижений русской литературы XIX в., эти сочинения оказали влияние и на развитие мировой культуры, став ее неотъемлемой частью.

Конец XIX в. стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: оперы ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский, автор оперы-балета "Торжество Вакха" и создатель речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов "Могучей кучки" - М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях "жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Царская невеста" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия - время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица") петербургском балетмейстером М.И. Петипа.

Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете. Произведения О.А. Кипренского и В.А. Тропинина, далекие от гражданского пафоса, утверждали естественность и свободу чувств человека. Представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплотилось в полотнах К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи"), А.А. Иванова "Явление Христа народу"). Свойственное романтизму внимание к национальным, народным мотивам проявилось в образах крестьянской жизни, созданных А.Г. Венециановым и живописцами его школы. Переживает подъем и искусство пейзажа (С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, Иванов). К середине XIX в. на передний план выдвигается жанровая живопись. Полотна П.А. Федотова, обращенные к событиям в жизни крестьян, солдат, мелких чиновников, демонстрируют внимание к социальным проблемам, тесную связь живописи и литературы.

Рубеж XIX - XX столетий - период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. "Серебряный век" стал временем художественных открытий и новых направлений.

Начиная с 90-х гг. в литературе начинает складываться направление, названное символизмом (К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Соллогуб, А. Белый, А.А. Блок). Восставая против критического реализма, символисты выдвигали принцип интуитивного постижения духовной основы бытия, внимание к символам (через которые она раскрывается). Новыми принципами творчества символистов стали многоплановость, а следовательно, неясность и недосказанность образов, расплывчатость и неопределенной основной идеи произведения. С другой стороны, символизм обогатил выразительные средства поэтического языка, формировал представление об интуитивной природе искусства. На творчество символистов оказала большое воздействие философия Ницше и Шопенгауэра. Уже к 1909 г. символизм как направление практически распадается.

Возникшее в 1912 г. течение акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин), в противовес иррациональному символизму, требовало от искусства ясности и гармонии, утверждало самоценность явлений жизни и идеал "сильной личности" в ее ницшеанской трактовке.

Другим влиятельным течением в литературе и эстетике был футуризм (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А. Крученых). Футуристы провозгласили отказ от традиций, они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью.

Наряду с новыми течениями продолжал развиваться и традиционный реализм (А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин).

В начале 20в. заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К. Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей Шопенгауэра и А. Бергсона), что в основе мира лежит некое возбуждение, "беспокойство", управляющее состояниями природы и самим художником. Именно это "возбуждение" и должен был постигать художник в собственном внутреннем мире и передавать при помощи живописи (не придавая ему при этом никакого предметного выражения).

В русской живописи начала XX в. заметно также влияние импрессионизма (В. Серов, К.Коровин, И. Грабарь).

Не остался в стороне от влияния символизма и театр. Поиски нового сценического искусства дали русской и мировой культуре условный театр В.Э. Мейерхольда (театр Комиссаржевской, Александринский театр), Камерный театр А.Я. Таирова, Студию Е. Вахтангова.

В музыке эпохи модерна, находившейся под влиянием позднего романтизма, проявлялись внимание к внутренним переживаниям человека, его эмоциям, лиризм и утонченность, свойственные произведениям С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова.

В эпоху модерна в русской культуре занимает свое место кино. Первые киносеансы состоялись в 1896 г., а к 1914 г. в России действовало уже около 30 фирм, выпустивших более 300 картин. В кино начала XX в. утверждался психологический реализм, близкий традициям русской литературы (Пиковая дама", "Отец Сергий" Я.П. Протазанова). Звездами немого кино были В.В. Холодная, И.И. Мозжухин.

Русская художественная культура начала XX в. была как никогда открытой Западу, чутко реагируя на новые течения в философии и эстетике и одновременно открываясь европейскому обществу. Огромную роль сыграли здесь "Русские сезоны" в Париже, организованные Дягилевым. Начиная с 1906г. С.Дягилев знакомил парижское общество с достижениями русской художественной культуры, организовав выставку, посвященную истории русского искусства, русской музыкой (от Глинки до Рахманинова) - путем организации концертов и постановок оперных спектаклей с лучшими российским дирижерами и певцами (Шаляпиным, Собиновым и др.). С 1909 г. начались сезоны русского балета, открывшие и для России, и для Европы постановки М. Фокина ("Жар-птица" и "Петрушка" И.Ф. Стравинского), в которых блистали А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский, М. Мордкин, С. Федорова. Русские сезоны Дягилева фактически возродили балетный театр Западной Европы.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

  • 1) начало XX в -- 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
  • 2) 20--30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры -- социалистической),
  • 3) послевоенные 40-е гг. -- вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура -- это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня. Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель".

Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов.

Культура новой России, связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Если попытаться охватить мысленным взором всю европейскую культуру XIX - XX веков в основных аспектах ее развития, то смысловым ядром этого развития окажется непрестанная борьба за свободу человека, за неотъемлемость его прав как личности. В системе культурных представлений прежних эпох личность была так или иначе укоренена в неком общем порядке - социальном, нравственном, человеческом, божественном; начиная же с XIX века, она (т. е. личность) начинает ощущать свою незащищенность перед враждебным ей социумом.
Рубеж XVIII - XIX веков - переломный период в истории европейской культуры, который принято называть романтическим. В 1810-1820-е годы возникает мощное романтическое движение в литературе (Э. Т. А. Гофман. Г. Гейне в Германии, Д. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Д. Китс, В. Скотт в Англии, А. Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго во Франции и др.).
Идеи эпохи Просвещения породили представления о том, что мировой порядок основан на идее человеческого разума. Перестав полагаться на Бога, человек стал самостоятельным участником исторического процесса, получив при этом абсолютную свободу и независимость во всем.
Соблазн свободы исходил из Франции, свергнувшей в 1789 году феодальноабсолютистский строй и провозгласившей наступление новой эры, эры «Свободы, Равенства, Братства». Но очень скоро эти иллюзии обернулись крахом.
Романтики пришли к горькому осознанию того, что расширение диапазона личной свободы, обретенной в ходе буржуазных переворотов, есть благо не абсолютное, а весьма и весьма относительное. Получившая свободу буржуазная плебейская стихия распоряжалась отнюдь не в согласии с принципами разума и морали, а с интересами желудка и кошелька. Интересно, что и «плоды просвещения» - расширение возможностей массового производства художественной продукции, рост ее общедоступности - несут в себе опасность подчинения искусства законам рынка. И как тут не вспомнить слова Гете о том, что « то искусство, что настилало полы древним, что строило своды-небеса христианских церквей, теперь измельчало и тратится на табакерки и браслеты». Великая Французская революция стала для европейской культуры настоящим «апокалипсисом истории» (Н. Бердяев).
Философской почвой для романтизма становится идеализм, суть которого - духовная сфера жизни человека, поиск идеального первоначала бытия. Следует провести параллель с эпохой средневековья, где большое место занимало сверхчувственное начало. Романтизму свойственны религиозные искания, которые приобретают эстетическую окраску. Романтик ищет Бога, а находит Красоту, и наоборот. Но от Средневековья романтизм отличает, прежде всего, культ свободы, культ индивидуальности. Религиозное чувство романтиков носит личностный характер, поэтому человек в этот период исторического развития больше не нуждается в церкви, так как он уже рождается с этим чувством «тайны».
Лозунгом романтиков могут по праву считаться слова из трактата «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола: «Я сделал тебя не земным, не небесным, я поставил тебя в центр мира, чтобы ты, свободный и смелый мастер, выбрал себе тот образ, который пожелаешь». Этот жизнетворческий пафос актуализирован романтиками. Для них творчество, творческая свобода человека эпохи Возрождения станет главной ценностью, а художники и творцы станут культурными героями эпохи.
Для романтического сознания ценным оказывается искусство: только оно способно преобразовать мир. Не принимая действительность такой, какая она есть, романтики творят свой собственный миф. Романтики заменяют вещи символами. Их мир - это система символов. Так роза - это уже не цветок, а символ Афродиты.
Романтическое сознание выше всего ценит неповторимость и исключительность человеческой личности. В этот период портретная живопись, стремящаяся передать мысли и чувства человека, выходит на первый план.
Романтический идеал находится в конфликте со всем конечным. Для романтика актуальна не продолжительность жизни, а интенсивность переживаний ее. В сознании романтика постоянно присутствует конфликт между природой и цивилизацией. Природа - это, прежде всего, царство свободы. Вот почему французские художники- пейзажисты Делакруа, Жерико, Энгр и др. так любят образы бурной, мятежной природы.
Второй ведущей художественной системой в искусстве XIX века стал реализм (критический реализм). Наиболее значительные достижения реализма - в литературе, прежде всего в прозе (Ф. Стендаль, О. Бальзак, П. Мериме во Франции, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей в Англии), в живописи (прежде всего французские художники О. Домье, Г. Курбе).
Интересно, что романтизм начинается с формирования теории, создания термина для определения возникшего направления, реализм же, напротив, с художественного творчества. Так, Стендаль считал себя романтиком, Бальзак относил свое творчество к эклектическому направлению и т. п. Термин реализм появился тогда, когда само литературное направление уже определилось в мировой культуре. Данный термин появился в 1856-1857 годы, когда во Франции Шанфлери выпустил сборник статей под названием «Реализм», а его соратник Л. Э. Э. Дюранти вместе с критиком А. Ассеза выпустил шесть номеров журнала под тем же названием. Тогда же Жорж Санд опубликовала статью «Реализм» (1857), в которой со всей определенностью обозначилась противоположность позиций романтиков и реалистов.
Огромную роль в развитии нового художественного метода сыграли достижения науки XIX века, что подчеркивает культурные взаимосвязи различных сфер духовной жизни европейцев. Основная задача науки в XIX веке заключалась в том, чтобы угадать объективный ход человеческой истории. В особо влиятельной в середине века философии позитивизма Огюста Конта и его последователей содержалась мысль, что подлинное знание есть совокупный результат специальных наук, которые не нуждаются в общей философии. Картина мира, таким образом, перестает быть универсальной, то есть позитивизм не претендует на общую картину мира.
Если романтики стремились показать достоинство и самость человека, вознесенного над косной филистерской средой и осененного гением, то пришедший на смену романтизму реализм поставил своей задачей отыскать в развращенной толпе простого, обыкновенного человека. В манифесте реалистического искусства - Предисловии к «человеческой комедии» (1841) - О. де Бальзак писал: «Живое существо - это основа, получающая свою внешнюю форму, или, если говорить более точно, отличительные признаки своей формы в той среде, где ему назначено развиваться. Животные виды определяются этими различиями. Распространение и защита данной системы...будет вечной заслугой Жоффруа Сент-Илера... Проникнувшись этой системой, еще до возникновения тех споров, которые она возбудила, я понял, что в этом отношении общество подобно природе. Не создает ли общество из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире? Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, коммерсантом, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя несколько труднее уловимо, как то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д. Стало быть, существует и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же как существуют они в животном царстве».
Тогдашнее общество было шокировано тем, что вместо романтических гениальных личностей в литературу вдруг целым потоком хлынули ординарные торговцы и товаром, и талантом, и т. п. Обличения и разоблачения - для реалистов не самоцель, а возможность вскрыть и снять чуждые наслоения, искажающие истинный человеческий облик. Предшественники реалистов - романтики - сумели уловить общий закон открывающейся эры массового просвещения, накопления и потребления: закон давления среды на личность, угрозу всеобщей стандартизации. В соответствии с этим законом их неординарная личность противостоит враждебной массе, вследствие чего эта самая личность оказывается приподнятой над толпой в тщетной попытке найти прибежище в возвышенных сферах духа. Реалисты же помещают личность в самую гущу среды и подвергают ее всестороннему рассмотрению и анализу. Одержимые анализом, они исследуют взаимодействие личности с окружающей средой в мельчайших деталях. Если романтики воплощают результат, то реалисты воссоздают процесс; им интересно то, как личность изменяется, подчиняясь стандарту, и как ухитряется себя сохранить вопреки ему.
Реализм, как и самих реалистов, часто упрекали в «очернительстве», в сосредоточенности на прозаически-неизменных сторонах бытия, в том, что они, вскрывая одну язву за другой, показывали существующую болезнь века, но не излечивали ее. Как разочаровала в свое время романтическая отвлеченность, так и теперь разочаровала реалистическая аналитичность.
Романтизму дается еще одна попытка. Художественная личность снова направляет свой взор в грядущие века. Бурный всплеск неоромантических течений завершает собой девятнадцатый век и открывает век двадцатый. Символизм, сюрреализм, экспрессионизм, кубизм и последующие, составляющие суть понятия «модернизм», - это прямые потомки романтизма.
Как культурная эпоха XX век начинается с началом первой мировой войны. Первого августа 1914 года все в мире в раз изменилось: все ценности бывшего мира были уничтожены в одночасье, человеческое сознание полностью перевернулось. Человек давно был знаком с беспредельностью пространства, но раньше он мыслил его более однородным, теперь же он получил представления о «черных дырах», о так называемом «четвертом изменении». Все это привело к тому, что в XIX веке навсегда было покончено с ощущением пространства как некоего приюта. Наступила так называемая «постхристианская эпоха», т.е. период когда христианские ценности окончательно перестали быть руководством к действию. Граница между добром и злом стерлась, и эти категории оказались взаимозаменяемыми. Еще сказанные в XIX веке слова Фридриха Ницше: «Бог умер!», то есть умерла вера в абсолютные ценности, в высшие авторитеты, обрели подлинную реальность в XX в.
Смерть Бога обозначила смерть изначальной истины. Человеческое сознание оказалось подчинено идее относительности всего сущего, теперь любая истина является сомнительной, поскольку она не сопрягается с абсолютной истиной, олицетворением которой являлся некогда Бог. Поэтому XX век часто называют эпохой релятивизма, где добро есть зло, прекрасное вдруг становится безобразным, и наоборот. Наступила так называемая «эра водолея». Водолей становится символом выхода подсознания из власти мышления (сознательных процессов), это символ инстинктивных желаний и устремлений.
Эту способность человека XX столетия характеризует «синдром Нарцисса» (это определение дал французский философ Луи Лаваль). Для человека такого сознания другой перестает быть субъектом, весь окружающий его мир рассматривается как объект притязаний, единственной реальностью оказывается только он сам. И он, стремясь к самопознанию, смотрит лишь в зеркало собственных желаний и устремлений. В итоге рождается ложное представление о самом себе, поскольку никто не в состоянии понять себя без другого. Нарцисстический характер XX столетия очевиднее всего проявился по отношению к природному миру: глобальные экологические проблемы - это следствие данного синдрома.
Другой отличительной чертой культуры XX века Ортега-и-Гассет в своем трактате «Восстание масс» (1930) назвал ее массовый характер. Культура ориентируется на посредственность, ведь пошлость не имеет индивидуального содержания, тогда как высокая культура всегда личностна, аристократична.
Весь XX век проходил под знаком поиска формы и языка. Этот поиск выражало искусство авангарда. Авангард претендовал на универсальную переделку сознания людей, не давая знаний, не создавая готовых формул. Термин «авангард» был перенесен из сферы политики в сферу художественной критики, с ним связано ощущение борьбы за все новое, нетрадиционное.
К характерным и общим чертам авангарда, по мнению В. Бычкова, следует отнести: 1) его экспериментальный характер; 2) разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей; 3) резкий протест против всего того, что представлялось их создателям и участникам консервативным, обывательским, «буржуазным», «академическим»; 4) в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX веке «прямого» (реалистически- натуралистического) изображения видимой действительности; 5) безудержное стремление к созданию принципиально нового (прежде всего в формах, приемах и средствах художественного выражения); 6) тенденции к синтезу отдельных искусств.
Значение авангарда для всего XX века очень значимо. Показав относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, авангард довел до логического завершения все основные виды новоевропейских искусств, тем самым, продемонтрировав, что они изжили себя как актуальные феномены культуры, способные выражать дух времени. При этом художник-авангардист мог использовать завоевания техники, науки, мифологии, культурных традиций. Искусство авангарда способствовало возникновению новых (технических) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка и т. д.).
В XX веке категорию прекрасного заменяет категория выразительности. Искусство как событие духа превращается в перформанс (то есть представление, шоу). Если раньше искусство было ориентировано на духовного труженика, то сейчас оно стало обращено к человеку, который ищет развлечения. Ярким знамением искусства конца XX века стал постмодернизм как явление постхристианской эпохи.
Постмодернизм ничего не утверждает, так как в мире отсутствует абсолютная истина. Искусство постмодернизма - это искусство фрагментарное, ведь фрагмент строится из разных художественных образов, разных стилей. Это приводит к тому, что подлинным творцом (демиургом) оказывается не автор текста, а такая особенность современной культуры, как интертекстуальность.

Вопросы для повторения

1 . Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы?
2. В чем заключается романтический идеал? Назовите ценности романтизма?
3. Почему европейский реализм называют критическим?
4. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что Бог умер, повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры?
5. Каково значение искусства авангарда для художественной картины мира Европы?

Темы рефератов

1. Поэтическое творчество древнегреческих лириков.
2. Идеал человека в творчестве Фидия, Мирона, Поликлета (на выбор).
3. История женского и мужского костюма в Древней Греции.
4. Особенности античной культуры Древнего Рима.
5. Стилистическое своеобразие древнеримской архитектуры, живописи, скульптуры.
6. Игровая карнавальная культура позднего средневековья.
7. Отражение сущности человеческого бытия в творчестве Рабле, Петрарки, Боккаччо.
8. Поэзия Микеланджело.
9. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан (на выбор)
10.Особенности развития культуры Северного Возрождения
11. Барокко: система художественного видения и стиль.
12. Классицизм как отражение принципа государственной и гражданской дисциплины.
13. Эстетика рококо в контексте эпохи Просвещения
14. Противостояние романтизма и реализма.
15. Образ ХХ века.
16. Рождение кино как результат поисков искусства авангарда.

Библиографический список

1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. - М., 2000.
2. Базен Ж. Барокко и рококо. - М., 2001.
3. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2-х т. - М., 1992.
4. Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
5. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. - СПб., 1999.
6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб., 1994.
7. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. - СПб., 1998.
8. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. - СПб., 1998.
9. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1988.
10. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М., 1989.
11. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения. - М., 1984.
12. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М., 1987.
13. История зарубежной литературы XIX века: в 2 ч. / Отв. ред. Н. П. Михальская. - М., 1991.
14. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. - М., 2001.
15. Личность - идея - текст в культуре Средних веков и Возрождения. - Иваново, 2001.
16. Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. - М., 1992.
17. Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960.
18. Лосев А. Ф. История античной эстетики. - М., 1992.
19. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.
20. Лукшин И. П. Несбывшиеся притязания. - М., 1982.
21. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1986.
22. Морозов А. А. Из истории некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и Барокко // Миф. Фольклор. Литература. - Л., 1987.
23. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М., 1993.
24. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.

1860-е годы ощущались человечеством как переломные: старые идеалы и ценности были утеряны, изжив себя, а новые ещё не сформировались. Родилось осознание того, что завершилась целая эпоха и требуется новая эстетика, пора ставить другие задачи, решать их с помощью иных художественных приемов. Насущной проблемой было не «что отображать», а «как» это делать, поэтому возникло много разных концепций. Искусство заметно индивидуализировалось, стало субъективным, даже по сравнению с романтизмом. Напряженной оставалась политическая обстановка - то Австрия воевала с Пруссией (1866), то Пруссия с Францией (1870),да и в самой Франции начались невиданные потрясения (72 дня Парижской коммуны в 1871, а в 1878 противостояние республиканского парламента с монархическим сенатом едва не вызвало гражданскую войну).

Социальная напряженность увязывалась с экономической и политической нестабильностью, но при этом искусство развивалось достаточно стремительно и по новаторским путям. Небывало высокого уровня достигла наука - были сделаны важные открытия…

Неудивительно, что мир, познакомившись с новыми технологиями позитивно воспринял многие философские направления, предполагавшие практицизм знаний.

Сложилось несколько приоритетных эстетических направлений в философии, литературе и художественной культуре, повлиявших на мировоззрение европейцев 2-й половины 19 века:

Позитивизм, породивший натурализм и реализм;

Символизм;

Эстетизм и декадентство;

Интуитивизм и теософия, создавшие метафизическое искусство и видоизменившие романтический ориентализм…

ПОЗИТИВИЗМ - основанное на чем-то устойчивом и несомненном (т.е. позитивном), он базировался на методологии естественнонаучного плана и решительно отмежёвывался от метафизики, эзотерики. Позитивизм тяготел к обоснованности, доказательствам и стремился стать общезначимым. Позитивное мышление предполагало знания, имевшие сугубо прикладное, практичное применение. Оно не терпело отвлеченности, признавая только главенство фактов. Искусство позитивизм рассматривал с точки зрения самоусовершенствования человека. Неудивительно, что на этом поприще зародился литературный реализм 19 столетия в лице Бальзака и Диккенса, и началось становление натурализма у Золя, повлекшее за собой интерес к психологии человека (особенно в Италии, где сформировался веризм в литературе и музыкальном театре на рубеже веков).

НАТУРАЛИЗМ - тенденция в объяснении социальных явлений и процессов природными факторами. Это результат интенсивного развития биологии, когда общество стали рассматривать с позиций функционирования человеческого организма. Наблюдения за реальностью велись бесстрастно и объективно, педантично регистрировались факты. Исследовались характеры людей, взращенных своей средой, с её ценностями, традициями и условностями, учитывались и физиологические мотивы, характерные для разных социальных слоев общества. Акцент делался на предопределённости судьбы героя. Натуралисты не давали критической оценки наблюдаемому и обходились без художественных обобщений и теоретизирования (в то время, как реализм обобщал и типизировал, хотя база была одна - позитивизм). Теоретиком натурализма является Эмиль Золя, вдохновившийся учением Георга Менделя о генетике. Литераторы исследовали причинно-следственные связи (Гауптман - драма «Перед восходом солнца»). Золя, Мопассан, Курбе и Милле рассуждали о социальных низах общества, подобно горьковскому «На дне». Их традиции развивали Эд. Мане и Э. Дега. Не следует забывать и о художниках реалистического направления - Милле, Курбе и передвижниках, тяготевших к критическому показу действительности, в особенности её уродливых сторон.

СИМВОЛИЗМ протестовал против методов натурализма, зародившись в 1860-х годах и продолжая идеи романтиков начала 19 века. Он основывался на дуализме материалистичности и идеализма, противопоставлении общества и индивида. Духовно-нравственное начало сближалось с религиозностью. Идея выводилась за пределы чувств. Субъективный мир художника раскрывался через идеи-символы. Исследовались скрытые от глаз стороны жизни явления. Во французской литературе символизм представлен именами Малларме и Верлена, Рембо и Метерлинка, в австрийской - Рильке, в русской - Брюсова, Бальмонта, Мережковского и др. Наивысшее выражение символизм получил в живописи (Г. Моро, М. Дени, Пюви де Шаванн) и музыке (Дебюсси). В России с французским символизмом познакомились лишь в 1911 году, когда Брюсов издал Верлена на русском языке, а Бальмонт написал манифест «Элементарное слово о символической поэзии», но не следует забывать о том, что для просвещенной части русского общества французский язык был нормой образования! Символисты также стремились к духовной свободе, предчувствуя трагедию социальных потрясений будущего, они сомневались в привычных духовных ценностях, понимая, что они перестали быть востребованными обществом в новую эпоху. Но для показа «скрытой реальности» потребовались новые художественные средства, ибо привычными невозможно было выразить «невыразимое». Отличался символизм и тяготением к синтезу родов искусств. Сближались литература, живопись и музыка, как это практиковалось у романтиков - живопись становилась музыкальной, а литература многое от музыки заимствовала…

ЭСТЕТИЗМ отличало особое отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, достойного только избранной части общества - интеллектуальной элите (в переводе с греческого термин расшифровывается как «воспринимающий», т.е. способный к восприятию). В основе эстетской тенденции лежит идея преображения мира и человека через Красоту, о чем писал ещё Шиллер в своих письмах об эстетическом воспитании. Сложилась философия направления - эстетический гуманизм как система взглядов на развитие личности, искусства и общества в целом. Эстеты объединяли понятия Добра и Нравственности в процессе формирования человеческой личности с Красотой искусства, всего окружающего и в результате подобного синтеза рождалась творческая личность с особыми принципами. Эстетизм имел свою программу и девиз «искусство для искусства». Через искусство предполагалось утверждать общечеловеческие ценности и понятия, повышать роль гуманистического идеала и освобождать сознание от навязанных стереотипов. Идеологом учения считался Фридрих Ницше, наибольшее представительство в культуре - Англия (Уайльд, Бердслей и Уистлер). Они все выступали против позитивизма, считая его приземленным и чересчур практичным, ведущим к коммерциализации культуры. Среди критиков позитивизма был физик Авенариус (не путать с тезкой-русским писателем). Он предложил в качестве базы эстетизма теорию эмпириокритицизма (т.е. критики опыта), ибо представление о мире исходит не столько из опыта и того, что можно осязать и увидеть въяве, а сколько из ощущений. К Авенариусу внимательно прислушивались в начале 70-х гг. импрессионисты Франции, ещё до своей первой выставки 1874 года. Известный французский пейзажист К. Коро составляет сборник наблюдений за мгновенными изменениями в природе - «Эстетическая радость».

ДЕКАДАНС - долгое время он отождествлялся с символизмом, хотя это две последовательных фазы одного движения с общей духовной средой и принципами её отражения в искусстве. Декаданс склонен к пессимистическому восприятию жизни, эстетизации уродливого и отталкивающего, призывая не ненавидеть, а полюбить его. На этом фоне символизм представал интеллектуальным размышлением над происходящим, попыткой исследовать лирический мир личности, область подсознательного. Схожей у них была тематика - мир фантастики и легенд, востока и европейского средневековья, мистика и царство грёз, меланхолия женских образов (Офелия, роковая женщина, наподобие Саломеи и андрогины), символы растений и животных, особенно стадия увядания и умирания. Декаданс создавал умонастроения, символизм их обосновывал и воплощал, подготовив явление модерна с идеей синтеза искусств. Символизм явил себя в живописи, модерн - в дизайне интерьера и книги, прикладных искусств и архитектуры. Они основывались на панэстетиме философии Вагнера и Рёскина, Патера и Морриса с идеей ГезаммтКунстВерк.

ИНТУИТИВИЗМ - тема преображения жизни и человека, поиск путей будущего и утопия, доминирование интуиции над властью интеллекта, разума, сформировали в теории познания особое направление. Интуицию, как наиболее достоверный способ познания, изучал Анри Бергсон (1859-1941). Искусство призвано удерживать человека от бесконечной рефлексии, губящей сознание, душу, жизнь. От проблем личность может спастись мифотворчеством - такова природа человеческого интеллекта. Сознание проецирует вокруг себя фантастических существ и придумывает события, наполняя бытие через призму мира искусства. У человека возникает иллюзия овладения жизненными процессами, управления ими. Осознав ситуацию, ею можно овладеть, подчинив её себе, - говорили интуитивисты. Искусство может помочь человеку самоидентифицироваться, снять проблемы, увести от бесконечных переживаний и размышлений по нужному и ненужному поводу. И через созидание художественного мира личность сможет адаптироваться в мире. В Англии это проповедовали Джордж Мур и Уильям Моррис в «Вестях ниоткуда», а во Франции Шарль Бодлер написал трактат о безнравственности употребления наркотиков - «Искусственный рай».

Идеи декадентов и эстетов, импрессионистов и символистов весьма заинтересовали философов современности, занятых исследованием подсознательной деятельности человека. Одним из таких философов был основатель движения «философия жизни» Фридрих Ницше (1844-1900). Эстеты считали его своим вождем.

В 1871 году Ф. Ницше, рассуждая об общих проблемах искусства и о состоянии музыкального театра в частности, написал работу о Рихарде Вагнере, бывшем кумиром не только германоязычных стран 2-й половины 19 века - «Рождение трагедии из духа музыки». Музыку Ницше считал главным видом искусства (солидаризируясь с романтиками).

С 1875 года в европейскую культуру проникает модное увлечение потусторонним миром. От спиритизма с верчением блюдечек и столов, от бесед с медиумами, многие увлеченные эзотерикой люди перешли к более сложным научным предметам -теософии и антропософии.

Культуру XIX века можно определить как классическую. Это время расцвета капитализма, эпоха промышленных революций в большинстве стран Европы и США. В этот период происходит ряд социальных революций, которые потрясли большинство европейских государств, в особенности Францию. XIX век характеризуется развитием науки, достижениями в философии и искусстве. Исходными мировоззренческими принципами культуры XIX века, как и всего Нового времени, были сциентизм, рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, оптимизм, вера в общественный и научно-технический прогресс и добрую природу человека. Хотя к концу XIX века эти принципы начинаются расшатываться и им на смену приходят антисциентизм, иррационализм, пессимизм и т.д. Во временном плане границы культуры XIX века было бы правильнее определить начиная с 1789г. (начало Великой французской буржуазной революции), а завершить 1914 годом (начало I Мировой войны).

Культура XIX века развивалась под знаменем распространения демократии (война за независимость и образование США, французская революция), развития опытных наук и успехов промышленной революции. В результате осуществления промышленной революции и сопровождавшей её индустриализации особое значение приобретает в XIX веке развитие естественных и точных наук. Это – эпоха классического естествознания, когда сложилась классическая научная картина мира. Научные открытия начинают активно внедряться в промышленность, появляются первые научно-исследовательские лаборатории, происходит теоретическое осмысление производственных процессов. Большинство технических изобретений, определивших содержание современной цивилизации было сделано именно в XIX веке (пароход, паровая машина, электричество, телефон, телеграф, радио, кино и множество других); их было совершено в несколько раз более, чем за все предыдущие эпохи. Особое место в развитии философии занимают работы И.Канта, Г.Ф.Л.Гегеля, Л.Фейербаха. XIX век – время появления марксизма и позитивизма с их рационалистической картиной мира. Последняя четверть XIX и рубеж XIX и XX века знаменуется крушением надежд и веры во всемогущество разума и прогресс. Начинается кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма, появляются иррационалистические и антисциентистские концепции, особенно яркой среди которых явилось философия жизни Ф.Ницше.

В культуре XIX века окончательно оформляется и утверждается идеология либерализма. Для неё характерно признание ряда постулатов: в социальной сфере – принцип равенства возможностей, примат ценностей индивида над обществом и его личной и ответственности за принятые решения, в политической сфере – принцип разделения властей, равенство прав и свобод всех членов общества; в экономической сфере – частная собственность, свобода предпринимательства, конкуренция и ряд других. Как альтернатива в середине XIX века оформляется идеология коммунизма, ярко выраженная в социально-политической доктрине марксизма.


Художественное своеобразие культуры XIX века представлено тремя основными стилями: классицизмом, романтизмом и реализмом, которые проявили себя в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре. В конце XIX века появляются новые направления, такие как импрессионизм и символизм. В этот период появляются тенденции декаданса, как выражение кризиса европейской культуры XIX века.

В конце XVIII века, в основном во французской культуре, оформилось направление, которое получило название классицизм. Оно базировалось на идеях эпохи Просвещения, прежде всего на рационализме, стремилось к созданию ясных, органичных образов и выражению героических, возвышенных идеалов. Классицизму были также присущи отвлеченность, академизм, идеализация. Наиболее яркими представителями классицизма в немецкой литературе были И.В.Гёте и И.Ф. Шиллер. Из представителей русского классицизма в архитектуре следует отметить Н.Ф.Казакова, А.В.Воронихина, А.Д. Захарова, К.И.Росси.

Следующим направлением культуры XIX века стал романтизм, зародившейся на рубеже XVIII и XIX в. в Германии как своеобразная реакция на классицизм. Основой романтического мировоззрения явилось расхождение идеала и социальной действительности. Романтизм провозгласил приоритет индивидуальных вкусов творческой личности, устремлённость к безграничной свободе, жажду обновления и совершенства. Философско-эстетическую основу романтизма составили работы немецких философов Ф.В.Й.Шеллинга, Ф.Шлегеля. Выдающимися деятелями немецкого романтизма в литературе были Э.Т.А.Гофман, Г. фон Клейст, Ж.Поль, Г.Гейне. Романтическое направление в немецкой музыке представлено Р.Шуманом, Р.Вагнером. Романтизм в музыке выражен также французом Г.Берлиозом, венгром Ф.Листом, поляком Ф.Шопеном. Крупнейшие представители английского романтизма в литературе – Д.Н.Г. Байрон, В.Скотт, Дж.Китс и Б.Шелли. Русские романтики – В.А.Жуковский, В.Ф.Рылеев, М.Н.Загоскин, А.С.Даргомыжский. Из живописцев-романтиков следует отметить французов Т.Жерико и Э.Делакруа, россиянина О.Кипренского. Романтизм явил собой не просто стиль в искусстве, подобно классицизму, а форму идеологии, общекультурное движение, охватившее разнообразные феномены от моды на одежду до философско-эстетических воззрений, политической экономии, истории. Он способствовал многостороннему художественному обобщению действительности и её углубленному философскому познанию, став основой для появления нового художественного направления в культуре XIX века – реализма.

Реализм в художественной культуре представляет собой правдивое и объективное отображение действительности специфическими средствами искусства. Он зародился в 30-ые годы XIX века во Франции и Англии, очень быстро распространился на другие страны Европы, в особенности на Россию. Деятели реалистического направления критически оценивали недостатки капиталистического общества середины XIX века, когда особенно сильно обострились все социальные антагонизмы, они бичевали социальное неравенство, лицемерие буржуазного общества, и поэтому эта разновидность реализма получила название критического реализма. В отличие от романтизма с его интересом к герою-одиночке, действующему в чрезвычайных ситуациях, реализм отображает типичные характеры в типичных обстоятельствах. Произведения большинства реалистов проникнуты идеями гуманизма, историзма, социальной справедливости, народности. Наиболее яркие представители французского реализма в литературе – О.де Бальзак, В.Гюго, Г.Флобер, П.Мериме, английского литературного реализма – Ч.Диккенс, У.Теккерей. Особенно интересен русский критический реализм блистательной плеяды писателей “золотого века” русской литературы от А.С.Пушкина до А.П.Чехова. Широко известна русская реалистическая музыкальная школа – так называемая “могучая кучка”, включавшая композиторов М.А.Балакирева, Ц.А. Кюи, М.П.Мусорского, А.Н.Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, а также П.И.Чайковского. Реализм в музыке в Италии представлен творчеством Дж.Верди, а также итальянских реалистов: Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини.

Реалистическое направление в живописи России особенно ярко выражено передвижниками, в живописи Франции творчеством Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, Т.Руссо, О.Домье.

Ещё одной разновидностью реализма во второй половине XIX век стал натурализм, в основе которого лежит идея о зависимости сущности судьбы и человека от социальной среды, быта, биологических факторов - наследственности, физиологии. Наиболее влиятельный представитель натурализма в литературе Франции – Э.Золя. К числу натуралистов можно отнести французов братьев Гонкуров, А.Доде, немца Г.Гауптмана. Теоретическими истоками натуралистической эстетики явились работы философов-позитивистов, а также идеи эволюционной теории Ч.Дарвина.

В позднем натурализме всё более явственно проступают черты декаданса, которые отмечены настроениями упадка, безысходности пессимизма, воспеванием аморальности. Впервые эти особенности проявились в новом направлении в искусстве последнего десятилетия XIX- начале XX века – символизме.

Его родоначальниками стали французские поэты Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме. В России символизм выражен творчеством большинства представителей “серебряного века” русской литературы – Д.Мережновского, К.Бальмонта, З.Гиппиус, Д.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока.

Философско-эстетической основой символизма стали работы Ф.Ницше, Э.Гартмана. Исчезновение веры в прогресс, силу и мощь разума, разрушение и переосмысление традиционных ценностей, нигилизм – вот некоторые из идей Ницше, которые определили умонастроение европейского общества последней четверти XIX века. Используя символы представители этого направления стремились прорваться к скрытым реальностям, идеальной сущности мира. В их творчестве рельефно представлено предчувствие мировых социально-исторических катастроф, которыми будет богат следующий XX век. Можно выделить символизм в театре – Метерлинк, живописи – Врубель.

Наконец, ещё одним крупным направлением в культуре последней четверти XIX века стал импрессионизм и постимпрессионизм. Это направление было характерно для изобразительного искусства и почти исключительно французского. Для картин художников-импрессионистов характерно изображение мимолётных впечатлений, которые он видит в данный момент перед собой. К числу импрессионистов могут быть отнесены К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Э.Мане, в музыке – К.Дюбесси, Равель, в скульптуре – О.Роден, А.Майоль. В отличие от них, постимпрессионисты - П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген – пытались уловить в своих картинах не мимолётное и случайное, а постоянные начала бытия. Постимпрессионизм оказал влияние на появление в начале XX века модернизма.

Подводя итог краткому рассмотрению мировой культуры XIX век следует сделать вывод о том, что с одной стороны, это – время культуры Нового Времени, эпохи расцвета классической культуры, а с другой стороны, в ней отчетливо выступают черты глубокого кризиса, в основе которого оказался кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма и европоцентризма.