Использование нлп. Основные приемы нейролингвистического программирования. У нас уже есть все необходимые ресурсы для достижения наших целей

Взаимодействие речевых механизмов и психики человека – одно из тех направлений, которое разрабатывает НЛП – раздел психотерапии под названием «нейролингвистическое программирование ». Будучи разновидностью суггестивного воздействия (через внушение), НЛП полностью сосредотачивается на вербальных формулировках, способствующих изменению человеческого поведения. Каким образом это реализуется, попробуем разобраться.

Основы НЛП

Нейролингвистическое программирование как технология воздействия стремиться установить связь индивида с собственным подсознанием. Обладая богатыми скрытыми ресурсами психики, каждый человек должен уметь их использовать.

Доступ к невидимым ресурсам проводится путем их извлечения из подсознания и доставки в сознательную часть психики. Существует и обратный механизм: в сферу бессознательного закладываются стереотипы восприятия окружающего мира (мировоззренческие установки, информация), способствующие п озитивным для психики изменениям поведения человека.

Высшая нервная деятельность человека, в том числе психика, работает на основе процесса усвоения информации, который, исходя из НЛП-подхода, разделяется на ряд подсистем:

  • восприятие данных (локализуется через репрезентативные системы);
  • обработка данных (локализуется в сознании);
  • хранение данных (локализуется в подсознании).

Приверженцы и последователи НЛП-подхода также делают акцент на определенных принципах , способствующих эффективности человека как личности:

  1. Согласованность (раппорт): должна существовать как с самим собой, так и с окружающим миром. Конструктивнее не пытаться изменить что-либо/кого-либо, а признать факт существования того или иного явления «как есть».
  2. Ясность представлений (результат): касается результативности чего-либо (ситуации, процесса, достижений) – она должна обладать четкостью, пониматься однозначно и быть предметной (представленной в сознании).
  3. Открытость и внимательность (чувствительность): относится к процессу достижения результата – лишь сосредоточенность и внимание к своим чувствам, которые должны быть открытыми, покажет, есть ли движение к поставленной цели.
  4. Пластичность в подходах (гибкость): связана с умением удачно изменять свои действия до момента достижения желаемого.

Репрезентативные системы

Основные приемы, используемые НЛП для воздействия на человека, основываются на знаниях про особенности сенсорных каналов восприятия информации индивидом.

Три основные категории (модальности ) репрезентативных систем отображают ведущий канал внешней информации, на который в первую очередь обращает внимание человек:

  • на визуальную (визуалы) – центральными в восприятии являются зрительные ощущения;
  • на аудиальную (аудиалы) – центральными в ходе восприятия являются слуховые ощущения;
  • на кинестетическую (кинестетики) – центральными во время восприятия являются тактильные ощущения.

Любой человек обладает всеми описанными модальностями восприятия, но по максимуму обычно используется одна – это и есть основная модальность (репрезентативная система).

Основной (предпочтительный) канал восприятия информации формируется у индивида в ходе его развития.

Обычно на данное формирование влияет целый комплекс факторов:

  • от естественных, природных (особенности и свойства объектов внешнего мира),
  • до социально-культурных (социальная, интеллектуальная, культурная среда, в которой происходит формирование индивида как личности).

«Секреты» аббревиатуры Н-, Л-, П-

С методологической точки зрения «нейро » Н- представляет собой обусловленность всех процессов (связанных с поведением, множеством действий индивида) набором неврологических механизмов, протекающих в головном мозге и во всем теле человека.

«Лингвистическое » Л- подчеркивает значение вербальных функций: через язык нам удается организовывать, упорядочивать наши действия и мысли, а еще – вступать во взаимодействие с окружающими людьми.

«Программирование » П- указывает на существование определенных программ и способов действия, которые помогают человеку упорядочивать (организовывать) свою психику (себя самого) с целью достижения требуемого результата.

Целью НЛП является рассмотрение вопроса, как именно нужно строить и организовывать свой опыт, что на него влияет и каким образом им можно управлять. Освоение обновленного опыта выглядит для человека как процесс получения нового образования – переобучение мозга.

Техники и методы воздействия

Методы воздействия на человека посредством НЛП имеет целью задействовать потенциал скрытых возможностей человека через формирование тех программ и способов действия, которые позволяют добиться надлежащего результата. Речь идет как о самовоздействии, так и о воздействии на психику другого индивида (пациента, партнера по общению и пр.).

Из наиболее известных техник, практики в области НЛП упоминают следующие:


В НЛП также разработаны техники манипулирования людьми, направленные исключительно на изменение поведения окружающих людей на желательное:

  • техника «требуй большего »: нужно сосредоточиться на результате, намного большем, чем требуется человеку – такая «неадекватность» заставит оппонента отказать просителю, зато потом можно требовать и добиться выполнения уже реалистических целей (проявится стремление избежать негатива от отказа в выполнении просьбы);
  • техника лести : широко знакома и используется многими, позитивными словами и похвалой (даже безосновательной) можно добиться безусловного и некритического отношения к себе – хотя здесь важно не «перегнуть палку» (не применять откровенную ложь);
  • техника перефразирования : вроде бы пересказывается мысль собеседника, но в слова вкладывается иной смысл, необходимый для манипулирующего индивида (так осуществляется психологический прессинг).

НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека. Также, помогает избежать того, что «неэкологично».

Видео:

НЛП знает один простой психотерапевтический рецепт, который помогает практически «от всего». Если перефразировать известные слова про «Учиться, учиться и ещё раз учиться», то заповедь НЛП можно сформулировать так: «Визуализировать, визуализировать и ещё раз - визуализировать».

Если Вы уже знакомы с НЛП по нашим предыдущим статьям (или сами изучали этот жанр психотерапии), то Вы знаете, что работа клиента по самоисцелению (в НЛП) заключается в том, чтобы представлять каждую свою положительную или негативную ситуацию в виде фильма и прокручивать его в голове - то так, то эдак.

Вот именно в этом «то так то эдак» и заключается секрет НЛП-успеха. И эта работа для очень неподготовленного человека (да ещё и не визуала) очень сложна.

Тем не менее, если просто начать пробовать, то уже вскоре Вы сделаете грандиозные успехи (по сравнению с тем, что умели, а точнее - совсем не умели) раньше. А научившись манипулировать с «фильмами» событий, Вы получите ключик от заветной двери - за которой - исцеление и умение осознанно выбирать себе счастливую долю, отказавшись от того комка нервов, который имеет обычный, среднестатистический человек...

В этой статье я перечислю ряд очень простых, наверное самых простых техник НЛП.

С них-то и нужно начинать тренироваться быть волшебником...

Смысл всех этих техник НЛП практически сводится к одной задаче: если учесть, что в основном, все люди делают из мухи - слона (и страдают от этого), то задача НЛП-психотерапии будет обратной: как научиться превращать «слона» обратно в муху - иными словами, как справляться с событиями и переживаниями, которые вызывают у нас гамму негативных эмоций и расшатывают нервы.

Упражнение НЛП №1 «Мелочи жизни» (из серии «слоны и мухи»)

Вы можете не поверить (особенно, если не практикуететехники НЛП, а только слышите о них время от времени), так вот - вы можете не поверить, но это - работает.

Итак, возьмём негативную ситуацию, которая произошла в Вашей жизни.

Возьмём самую простую, но обидную историю. Вы катались по морю на прогулочной яхте, зазевались и уронили в воду - браслет. Очень красивый, и дорогой браслет, любимый Вами.

Что делать? Тренеры НЛП как-то прислушались к поговорке: «Не переживай, это всё - мелочи », а поскольку НЛПисты, как и все уважающие себя психотерапевты, понимают всё буквально, они заставили своих пациентов БУКВАЛЬНО представить себе крупную негативную ситуацию как МЕЛОЧЬ - то есть, в своём воображении - уменьшить её в размерах. (Напомню, речь всегда идёт о прокручиваемом в голове фильме).

Итак, ваша задача - сначала представить себе Ваш потерянный браслет очень чётко, в красках, и всю негативную ситуацию с его падением в воду прокрутить в голове также - красочным фильмом.

Ну а затем... Затем представьте, что Вы «перевернули бинокль» и Ваш браслет вдруг удалился от Вас на несколько сотен метров, на километр, на несколько километров... Вы уже не видите браслет, вместо него перед глазами маячит какая-то тёмная еле различимая точка....

Ну что? Вам надоело всматриваться? А ну её совсем, эту точку - что глаза портить, пытаясь разглядеть какую-то мелочь?

Этот пример - точен с точки зрения психологии. Человеку свойственно терять интерес к предмету, который он оставляет далеко позади себя, когда предмет теряет очертания и уменьшается, по мере того, как расстояние между предметом и наблюдателем стремительно увеличивается.

Вспомните себя в поезде, наблюдающим в окне какой-нибудь странный и интересный объект, проплывающий за окном на ещё слабом ходу. Вы смотрите-смотрите, но вот поезд набрал ход, завернул, и странный объект уже почти, что не видать... И тогда Вы машете на всё это рукой, и Ваше внимание переключается на что-нибудь более захватывающее, например, на жареную курицу, завёрнутую в масленую бумагу.

Принцип этого упражнения НЛП понятен. Вам нужно просто уменьшить картинку тревожащей ситуации так, чтобы предмет, который Вас тревожит, уменьшился до микроскопичсеских размеров...

Для того, чтобы вам было проще выполнить это упражнение самостоятельно, мы предлагаем вам обратиться к психологическим картам .

Перед вами стоит задача: уменьшить «картинку» тревожащей вас ситуации.

Для этого вам нужно постараться придумать такую «историю», (с абсурдом, юмором и фантазией), в которой тревожащий вас предмет уменьшался бы до … микроскопических размеров.

Разумеется, для такого креативного фантазирования вашим лучшим подспорьем, будирующим и юмор и фантазию, станут наши психологические карты .

В первом раскладе всего три позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Что меня тревожит? Осознанно, 1 карта из колоды "1000 Дорог". (Для лучшей «глубинной» работы вытащите эту карту осознано, и тогда вы увидите, что же вас тревожит подспудно на самом деле).

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Здесь, в этом мире – это такое маленькое-премаленькое, просто размером с комара или с блоху. Спонтанно, 1 карта "1000 Дорог".

ПОЗИЦИЯ ТРЕТЬЯ

Что мне нужно делать, на что смотреть, куда мне двигаться, чтобы этот предмет действительно попал в такой мир (контекст), где он не представляет никому (и мне) никакой угрозы, где он смешон, мал, хрупок, никому не заметен, не страшен и не интересен. Как мне его туда переместить?

1. Клиентку тревожат всякие официальные письма, квитанции, счета. Это её реально нервирует. (Карта «Почтовая служба»).

2. Но! Все эти «письма» покажутся сущей ерундой (из серии «да нам бы ваши проблемы» или «пусть это будет самая большая неприятность в вашей жизни») в контексте следующей карты... «Темница тайн». Вас не пытают? Вас не бросили в зиндан? Ну и ладненько – что вы себе нервы портите, у вас всё в жизни прекрасно, потому что бывает по-настоящему скверно, но это не ваш случай...

3. А что должна предпринимать сама клиентка, чтобы это всё перестало быть только метафорой и как следует заработало в её жизни? Она должна представить себя «ледоколом», который прокладывает путь жизни другим корабликам, взламывая льды (карта «Ледники бездействия»). Клиентка поняла это как совет – продолжать упорно реализовываться в помощи другим людям тем, что ты умеешь делать лучше всего и для чего ты создан – не думая ни о чём, кроме вот этой святой работы, вот этой психотерапевтичной самореализации, вот этого позитивного делания на благо социума, умножающего Добро и Благоприятные Варианты случайного развития жизненных ситуаций... (Делай что должно и будь что будет).

Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

И сделали из этого отлично работающую технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати - Симорон. А сам принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд - три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, ... и так далее)..

Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу - делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.

Помогает.

Есть техника НЛП - обратная этой.

Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь расклад с нашими психологическими картами .

У вас есть такие воспоминания, которые отпечатались в вашей памяти чёткой аляповато-яркой картинкой и несут в себе огромную разрушительную силу? Устроим постирушку с отбеливателем.

Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

В этом раскладе мы будем работать с колодой "1000 Жизней ", которой будет ассистировать колода "1000 Идей ".

Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода "1000 Жизней" здесь как нельзя кстати.

В этом раскладе у нас всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Кто этот человек ? Осознанно (по запросу) 1 карта "1000 Жизней". (Например, учительница в школе моего ребёнка).

Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту "1000 Жизней", чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет...

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности . В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

Спонтанно, 1 карта "1000 Идей". Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..

1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

2. Ну а на каком же фоне "Рекордсмен" может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.


И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

Вариант названия для тех, кто помнит и любит мушкетёров Дюма.

Чтобы снизить интенсивность переживания, представьте неприятную ситуацию (человека), (место), каким это всё будет... 50 лет спустя.

Взгляд, брошенный на такую «трагедию» из такого далёкого будущего, как правило, уменьшает значение и пафос того, что волнует и волнует неприятно.

Как писал поэт Некрасов:

Сложно выполнить эту технику? Специально для самостоятельной проработки такого и сотен других запросов мы создали психологические карты . Попробуйте работу с этим удивительным инструментом с безграничными возможностями.

Итак, этот приём люди, даже незнакомые с психологией, используют часто: «Как будет выглядеть мой враг, когда пройдёт 50 лет?». В фантастической повести Хайнлайна «Дверь в лето» главный герой даже лёг в анабиоз, чтобы увидеть морщины на лице девушки, которая его предала и насмеялась над ним.

Иногда достаточно и двадцати лет, чтобы перестать обижаться на кого-то и скорее его пожалеть, простить, выкинуть из своей головы.

Людям свойственно меняться, причём, нередко – к лучшему. Тогда наш вопрос перестанет быть вопросом мстительного мелкого человека, который ждёт только морщин и маразма от своего врага. А вдруг вашему врагу предстоит стать Хорошим Человеком? Тогда оставим его в покое – перед нами будущий святой, раскаявшийся и исправившийся.

В этом Раскладе всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Этот человек сейчас.

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Этот же человек 20 лет спустя

В раскладе участвуют карты "1000 Жизней": первая, скорее всего, осознанная, вторая – спонтанная.

Итак, вы увидели динамику всей ситуации. Что вы возьмёте на вооружение в ситуации здесь и сейчас? Как это вам помогло?..

Пример

1. Клиентку раздражает конкретный человек, на которого ей намекает карта «Эгоист». Он не работает, ведь «его интересы превыше всего», он «активно предъявляет свои требования миру», умеет «отстаивать свои интересы». Любая работа – это «не для него», он «выше» любой работы.

2. Кем же станет этот человек через 20 лет? Какой прогноз дают карты? Он станет «Чиновником»! Проще говоря, «работа» (обычная работа, служба, хождение в офис) его так или иначе найдёт и догонит, потому что вечно носить пижонскую маску «эгоиста» невозможно. Источники финансирования иссякают, да и человек взрослеет, перестаёт демонстрировать подростковый бунт. Карта добавляет: «Он лишится главного – своей индивидуальности». (Кажется, для него это и хорошо, потому что в такой вот нарочитой «индивидуальности» ценности мало. А ещё со временем он овладеет замечательным умением «оставаться человеком в любой ситуации». Другими словами: «Все мы пижонками были когда-то, а время пришло – уходили в солдаты».



Психологические карты "1000 идей", "1000 жизней" и "1000 дорог", а также руководства по работе с колодами, книги с упражнениями и раскладами можно приобрести в нашем официальном интернет-магазине .

Елена Назаренко

Григорий работает продавцом в отделе электротоваров. К нему в отдел пришла пожилая женщина. И начала внимательно разглядывать витрину с электрическими чайниками.

Он внимательно наблюдал за действиями покупательницы. Она обошла всю витрину, осмотрела несколько чайников. В тот момент, когда она задержалась около одного образца, он не спеша подошел к ней. И спросил: «Нравится ли ей эта модель?»

Женщина вскинула на него глаза. Держа в руках чайник, ответила: «Чайник не нравится, корпус у него из слишком тонкой пластмассы». Григорий участливо взглянул на нее и сказал: «Как я понимаю, Вы хотите приобрести чайник, корпус которого прослужит долго?»

«Да!» — утвердительно ответила она.

Григорий слегка взял покупательницу под локоток и, направляя движение, подвел к другим моделям. Сказал: «Обратите внимание на эти чайники с металлическим корпусом. Точно такой же чайник у меня дома, уже четыре года. Работает отлично».

Он заметил некую настороженность во взгляде и ее локоть, лежащий в его руке, напрягся. Григорий понял, что эта модель дороговата для клиентки.

Он спокойно убрал руку, отошел немного вперед и громко, чтобы его голос был хорошо слышан, проговорил: «Могу предложить Вам вот эту модель ».

Покупательница, услышав голос продавца, подошла к новому образцу. И Григорий, не теряя времени, произнес: «Правда корпус у него пластиковый, но цена ниже, и главное, производитель дает гарантию не 1 год, а 3 года. В течение трех лет товар подлежит замене бесплатно».

Подождав еще несколько минут спросил: «Какой чайник будите покупать — с металлическим корпусом или тот, который смотрели последним».

Результат: женщина купила чайник с трех летней гарантией в пластиковом корпусе и была очень довольна!

Для изменения мнения покупателя в свою пользу, продавец применил технику НЛП.

Что такое НЛП? Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это модель коммуникативного взаимодействия людей на основе моделирования их переживаний.

Частица «нейро» связана с обработкой информации, которая поступает в мозг от органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Термин «Лингвистическое» определяет связь с языковыми системами (вербальными и невербальными), их использованием для осознания представлений о мире и общения.

«Программирование» — обработка информации. Психологическое программное обеспечение в результате перезагрузки (удаление, установка, обновление) меняет мышление и действия.

НЛП – молодая наука. Появилась во второй половине ХХ века благодаря ученым психологам Ричарду Бендлеру и Джону Глиндеру. Наблюдая за способами мышления, восприятия, мотивации действий, они определили общие черты в процессах мышления и восприятия. Разработали модель, основанную на взаимосвязи восприятия информации и поведения. Они доказали, что степень восприятия информации способна изменить поведение человека.

Типовая модель легла в основу создания эффективных, позитивных форм по контролю мыслей, их изменению и корректировке. Вновь образованные мысли-формы создают новые убеждения и заставляют совершать необходимые действия по продвижению к поставленным целям.


Суть методики убеждения

При выборе действия человеку помогаю взгляды и убеждения. Например: важным убеждением является повышение собственной квалификации. Поэтому человек читает специальные статьи и монографии, ходит в библиотеку, посещает семинары. Убеждение о необходимости общения с детьми, заставляет родителей уделять им больше времени.

Смена убеждений меняет и поведенческие основы личности. Милый и безобидный в детстве, человек меняя убеждения в сторону радикализма, может убить другого человека. Свято веря в то, что его действия приносят пользу.

Таким образом, для того чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить его убеждения.

Изменение убеждений — тонкий процесс. Нельзя просто взять и убедить кого-либо отказаться от одного действия в пользу совершения другого. Заставить с позиции силы можно. С позиции разума – нет.

При смене убеждений мозг проводит коррекцию реакции на привычную ситуацию, и поведение меняется. Изменению убеждений способствуют следующие факторы:

  • взаимодействия людей друг с другом;
  • процесса общения;
  • время (возрастные периоды);
  • приобретенный жизненный опыт;
  • миропонимание.

Например, в детстве все верят, что Дед Мороз существует. В юности, что эта любовь всей жизни. Сегодня эти убеждения кажутся смешными. Этот процесс неизбежен. В процессе жизни убеждения подвергаются ревизии. Люди имеют убеждения во всех сферах жизни, какие-то они хотели бы изменить. Изменение убеждений с помощью НЛП один из способов самостоятельного познания себя и изменения к лучшему.

Области применения НЛП

Методика НЛП используется в разных направлениях профессиональной деятельности:

  • образовательной;
  • рекламной;
  • психотерапевтической;
  • психологической;
  • в сфере продаж;
  • в деятельности спецслужб.

Знать техники НЛП должны: психиатры, психологи, менеджеры, педагоги, специалисты PR-отделов, маркетологи и сотрудники специальных служб.

Техники НЛП широко применяются в психотерапии при решении следующих проблем:

  • различные фобии;
  • перенесенные психотравмы;
  • конфликтные ситуации;
  • психосоматический синдром.

Преимущества и недостатки методики

Десять способов нейролингвистического программирования – фокусы языка

Убеждения — это правила человеческой жизни. Они определяют поведение человека, его жизненную позицию, запреты и дозволения. Вместе с полезными необходимыми правилами существуют бессмысленные, мешающие развитию продвижению личности. Избавиться или изменить их поможет речевой метод – фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП происходит достаточно стремительно и продуктивно. Сфера применения фокусов языка широка:

  • переговоры;
  • терапия;
  • «устранение» ненужного клиента;
  • «разлом» ограничивающего убеждения;
  • закрепление расширяющегося убеждения.

Рассмотрим 10 способов изменения убеждений.

  1. Намерение. Метод переключения внимания. В фокусе внимания оказывается не убеждение, а задача или намерение.
  1. Переопределение. Включение слова, содержащего другой подтекст в убеждение.
  1. Последствия. Внимание сосредотачивается на последствиях убеждений.
  1. Аналогия. Ищется аналогия, придающая иной смысл.
  1. Изменение размера Фрейма. Изменяем смысл убеждений или доводим их до абсурда.
  1. Другой результат. В фокусе внимания находится другие результаты или критерии.
  1. Модель мира. Переоценка убеждений через соотношение с другой моделью мира.
  1. Стратегия реальности. Основой переоценки убеждений становятся события, приведших к их появлению или внутренние представления.
  1. Противоположный пример. Сомнению в убеждениях подвергается обобщение.
  1. Применение к себе. Человек сообщает правила (убеждения), адресованные другим людям, нужно применить их к автору.

Внедрение новых убеждений будет эффективным, если есть полная уверенность, что они принесут человеку пользу.


Нужно ли НЛП в обыденной жизни

Для кого-то НЛП инструмент, с помощью которого можно: перестать ругаться с подружкой, продвинуться по карьерной лестнице, улучшить отношение с близкими людьми. В данном случае речь идет о развитии способностей.

Изменение жизненных принципов, составляет фундамент методики НЛП. Работа с убеждениями, ценностями человека в рамках техники предполагает формирование высоко интегрированной личности. Человек становится эффективным. Формы воплощения, формы поведения, принципы и убеждения у него носят созидательный характер, расширяющие и развивающие опыт.

НЛП способствует лучшему пониманию других людей, комфортному донесению информации до оппонентов. Научает слышать, видеть и чувствовать собеседника, говорить с ним на его языке. Помогает защититься от агрессоров и манипуляторов, заставляющих делать, то чего не хотим.

Меняя убеждения, НЛП способствует ускорению развития человека и формирует способность сортировки восприятия, что позволяет научиться точности принятия решений.

Таким образом, применяя техники НЛП, возможно:

  • нормализовать отношения в коллективе;
  • развить уверенность в себе;
  • повысить самооценку;
  • активировать мотивацию;
  • сконцентрировать ресурсы организма;
  • научиться понимать поведение людей;
  • изменять мысли и поведение других.

Заниматься или нет нейролингвистическим программированием? Ответ на этот вопрос лежит внутри самого человека, он завязан с его ценностями и убеждениями.

Если человека не устраивает его сегодняшнего образ. Если он готов к изменениям, то НЛП — один из проверенных работающих инструментов.

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.

НЛП - стоит ли изучать?

Признаюсь, перед тем, как начать изучение НЛП , меня мучили сомнения… Все-таки управлять другими людьми (а именно такое представление об НЛП у меня сложилось на тот момент) не очень хорошо. Но, с другой стороны, и любопытство не отпускало… Так я и мучилась в сомненьях, пока не поняла, что НЛП – это всего лишь инструмент, и только от того, в чьих руках этот инструмент окажется, зависят последствия его применения. Кстати говоря, многие примеры НЛП сводятся к обыкновенной вежливости, а разве это плохо – вести себя вежливо, чтобы расположить к себе людей? Конечно, далеко не все приемы НЛП так безобидны, но, повторюсь, все зависит от человека, который использует эти приемы.
В любом случае, если вам самим не хочется стать жертвой манипулятора, владеющего техниками НЛП, тогда вам тем более следует познакомиться с азами этой теории.

Для начала предлагаю познакомиться с примерами речевых стратегий НЛП из аудиокниги Натальи Ром "Скрытое управление человеком. НЛП в действии"

В словах, которые используют люди, заключается их представление о мире, о других и о себе. Эти слова несут в себе огромную информацию, и использовать ее можно очень эффективно. Когда вы начинаете использовать ключевые слова, речевые стратегии и метафоры других людей, вы присоединяетесь к их внутреннему миру и становитесь для них своим.

Скрытые команды или Вы могли бы выслушать меня внимательно?

Эта речевая стратегия НЛП очень распространена в повседневной жизни – она является основой вежливой просьбы при обращении к другому человеку. Вместо того, чтобы дать другому приказ «Подай мне соль!» , вы спрашиваете человека, способен ли он выполнить этот приказ: «Вы могли бы подать мне соль?»
Модель этой речевой формулы проста: «Вы могли бы сделать это?» Также можно использовать эту модель с отрицательной частицей «не» - это практически не повлияет на эффективность: «Вы не могли бы сделать это?»
Как вариант можно использовать вопрос «Могу ли я попросить вас сделать это?»

Примеры использования этого варианта:

«Могу я попросить вас подержать эту сумку?»
«Могу я попросить вас открыть окно?»

Обычно в результате использования этой речевой стратегии вы получаете исполнение вашей просьбы (команды), хотя изредка вы можете получить ответ «Не мог бы!» или «Можете попросить».

Слова -ловушки

Другой вариант использования оборотов:

«Знаете ли вы, что…?»
«Понимаете ли вы, что…?»
«Осознаете ли вы, что…?»
«Помните ли вы, что…?»

Например:

«Осознаете ли вы, что чувствуете себя все лучше и лучше?»

Эти вопросы, на первый взгляд, выглядят типичными закрытыми вопросами, поскольку на них легко можно ответить «да» или «нет». Однако, слова «знаете» , «понимаете» , «осознаете» и т.п. обладают очень интересным эффектом. В результате на вопросы с подобными словами вы как правило получаете действие собеседника или более развернутый ответ.

В чем здесь фокус? Слова типа «знаете» , «понимаете» , «осознаете» являются ловушками для сознания и переключают внимание человека на внутренний поиск ощущений и мыслей, связанных с этими словами. Т.е. человек фокусирует свое внимание на этих словах, а другие слова уходят в подсознание и воспринимаются без критики. Поскольку эти слова характеризуют отражение восприятия во внутреннем мире человека, ответ, как правило, дает именно содержание этой внутренней картины мира.

Так, на вопрос «Вы знаете, что идет в кинотеатрах?» собеседник перечислит все фильмы, которые сейчас идут в кинотеатрах (если, конечно, он об этом знает). На вопрос «Вы замечаете, как улучшается ваше настроение после занятий йогой?» оппонент, скорее всего, ответит «замечаю» или «не замечаю» . Но факт того, что настроение его улучшается, автоматически уйдет в подсознание.

Еще пример использования слов-ловушек:

«Вы обратили внимание, что Иван Иванович сегодня не в духе?»

И не важно, что вы не обратили на это внимание. Главное, что вы уже поверили в эту информацию.

«Вы замечаете, что выполняете это задание все лучше и лучше?»

Это скрытый комплимент собеседнику. Вне зависимости от его ответа, вы уже проинформировали его о том, что он развивается и растет, а заметил он это или нет – не так важно.

«Осознаете ли вы, что стали более уверенным?»

Вопрос предполагает, что вы уже стали более уверенным, просто можете не осознавать этого. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного факт вашей уверенности становится истиной.

Данные приемы очень широко используются в рекламе. Ну вот, например:

«Знаете ли вы, что только у нас, купив одну пару обуви, вы получаете скидку 30% на вторую пару?»

Вы уже осознаете силу этих слов-ловушек?

Практикуете НЛП? Заглянить к нам на форум в тему