Роль чистоговорок в развитии навыков звукопроизношения. Чистоговорка как средство формирования звуковой культуры речи Значение чистоговорок в развитии речи детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад" № 2 "Золотой ключик"

поселка Энергетик

Новоорского района Оренбургской области

Инновационный

логопедический проект

«Чистоговорки – фантазерки»

Разработала и реализовала: учитель-логопед

Тронева С. В.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Чистоговорки - фантазерки».

Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение. Современные родители мало времени уделяют своим детям и не замечают их словотворчества, а хотелось бы, чтобы, обратив внимание на речь ребенка, взрослые заинтересовались ею и продолжали работу самостоятельно.

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей 6 - 7 лет, посещающих логопункт дошкольного учреждения. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Чистоговорки - фантазерки» носит открытый характер : проанализировав традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по развитию творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность - словотворчество.

Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - Привлечение интереса и внимания ребенка к сочинению чистоговорок.

    Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.

    Развитие умения подбирать к слову рифму, способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).

    Закрепление произношения поставленных звуков.

    Привлечение внимания родителей к работе по развитию стихотворного творчества у детей.

    Привлечение детей к созданию дидактических игр и речевого материала для автоматизации звуков в речи.

По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.

Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.

Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.

Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, и дает положительный результат в коррекции речи.

Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома.

Ожидаемые результаты:

У детей

    Овладение навыками выразительной, правильной речи.

    Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность.

У родителей

    Участие в совместной стихотворной деятельности.

    Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.

Ресурсы реализации проекта

Учебно-методические:

Фонды методического и логопедического кабинетов:

    библиотека;

    игротека;

    аудиотека;

    фонотека.

Материально – технические:

    Предметно-развивающая среда логопедического кабинета, организованная в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей с нарушениями речи.

    Информационные ресурсы: кабинет коррекции оснащен компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, ламинатором, видеопроектором, функционирует сайт ДОУ и интернет сообщество «Логопункт ДОУ №2» .

Продукт проекта:

    создание дидактических и речевого материала для автоматизации звуков в речи в виде детских книжек – самоделок «Чистоговорки - фантазерки».

    мини-выставка книжек-самоделок.

    презентация проекта.

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

    формирование фонетической стороны речи;

    активизация воображения и словотворчества;

    психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;

    развитие педагогической компетентности родителей;

    использование данной деятельности на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Проведение данного проекта по сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказалось на динамике развития звукопроизношения у детей с нарушениями речи.

Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.


Выставка – презентация

по результатам проекта



Подготовила и провела: учитель-логопед Тронева С. В.

Цель: обобщение результатов проделанной работы в рамках проекта «Чистоговорки - фантазерки» в виде выставки книжек-самоделок.

Участники: дети, принимавшие участие в проекте, воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Оборудование: магнитная доска, стол, видеопроектор, ноутбук, плакаты для оформления выставки, книжки-самоделки, похвальные грамоты.

« Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и педагоги! Мы рады приветствовать вас нашей выставке книжек – самоделок. Мы с ребятами хотим представить вам результат нашей работы по проекту «Чистоговорки - фантазерки», в котором они участвовали вместе с родителями.

В ходе проекта ребята узнали о том, что такое чистоговорки, какие они бывают, как можно с ними играть и одновременно закреплять произношение любого звука, а так же мы учились сами придумывать свои чистоговорки. В завершении нашего проекта, ребятам было предложено самим придумать интересные и необычные чистоговорки на определенные звуки, с которыми мы работали в течение года и оформить собственную книжку-самоделку.

Ребята, а вы знаете, что такое чистоговорки? (выслушиваются ответы детей). Приводятся примеры чистоговорок…

А сейчас, каждый из участников проекта расскажет о своей книжке – самоделке, представит название книги, на какие звуки придуманы чистоговорки, произнесет свои любимые, покажет нам рисунки, которые они рисовали дома вместе с родителями, и поделится своими впечатлениями от проделанной работы.



Выступления детей, во время которого все детям предлагается задание:

«Доскажи чистоговорку».

Физминутка:

- Ребята, а вы знаете, что чистоговорки можно непросто проговаривать, а можно проговаривать чистоговорки и выполнять движения. Давайте попробуем сделать это!

Али – али – мы шагали.

Али – али – мы бежали.

Ами – ами – затопали ногами.

Оши – оши – захлопали в ладоши.

Ыли – ыли – мы поплыли.

Цы – цы – цы – вот такие молодцы!

А ещё мы с ребятами пробовали проговаривать чистоговорки по-разному – радостно, грустно, с удивлением, вопросительно, тихо, громко, быстро, медленно, а также выполняя различные задания, например, прыгая на одной ноге или хлопать в ладоши и прыгать на месте. Вы хотите так же поиграть с чистоговорками?

Самая любимая игра – это «Логопедический твистер». Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.


Выполнение заданий всеми детьми.

Сейчас я хотела бы поблагодарить всех участников нашего проекта за их старание, творчество и активность и вручит им похвальные грамоты!

Вручение похвальных грамот участникам проекта.

Спасибо и всем присутствующим на нашей выставке! Сейчас вы можете поближе рассмотреть книжки – самоделки наших участников. Всего вам доброго и спасибо за внимание!

Литература

    Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.,2005.

    Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,2007.

    Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.

Приложение 1

Логопедические игры

с

чистоговорками

Практические игры и упражнения с чистоговорками

Развитие правильного звукопроизношения

Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах.

Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предложить произнести чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);

Скажи тихо-громко;

Скажи медленно-быстро;

Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова);

Используйте схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.

Развитие фонематического слуха

Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…;

Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла;

Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса);

Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая);

Повтори, не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу;

Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»)

Развитие словаря, грамматики и связной речи

Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы);

Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис);

Ответь чистоговоркой на вопрос какой или какая? что делает? (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла);

Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей);

Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу);

Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?


Приложение 2

Задания родителям на карточках:

1. Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Задание на карточках: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса

    а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

    в) Скажи тихо-громко

    г) Скажи медленно-быстро

    д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр

2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задание на карточках:

    а) Добавь слог с определённым звуком:

    са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

    б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

    в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

    г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

  • д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

    е) Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания на карточках:

    а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

    б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

    в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

    г) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

    д) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

Роль чистоговорок в развитии навыков звукопроизношения.

Чистоговорка - малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию. Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки. С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.
Запомнить чистоговорку детям, не имеющих проблем со звуками, как правило, не составляет особого труда. А вот детям с ОНР и ФФНР гораздо сложнее её выговорить без запинки, при этом чётко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справится с этой задачей. Они ориентированы на занятия в небольших (4-6 человек) группах детей старшего дошкольного возраста, а так же на индивидуальную работу с детьми. Освоить технологию применения этих игр и упражнений не сложно педагогам детских дошкольных учреждений. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
-Следите чтобы детям было интересно
-Отложите занятия если ребёнок расстроен.
-Не перегружайте малыша.
-Забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми
-Искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.
Прежде всего логопедам или необходимо иметь подборку чистоговорок. Очень полезно к поиску новых чистоговорок подключать самих ребят. Как правило, они делают это с огромным удовольствием.
На одно занятие следует выносить не больше одной чистоговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что логопед достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки. Если дети уже умеют читать, то каждому из них даётся карточка с печатным текстом чистоговорки, так что у ребёнка появляется возможность следить глазами. Затем дети хором вместе с преподавателем повторяют текст ещё раз. После такого первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по её лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется несколько приемов.
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка(писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. По этому не обходимо за ранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Дети, как в предыдущем приёме, группируются по парам. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу УК первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс – у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение,даёт бескрайний простор для творчества.
Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Здесь можете дать волю фантазии!. Используйте их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать), повторяйте, как считалочку. Полезно будет и подобрать к чистоговорке картинку, а ещё лучше - оформить её как открытку и сделать своим хобби коллекционирование таких открыток.

Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы и приемы, предлагаемые в специальной литературе, вызывают трудности, связанные с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, направленном на коррекцию речи, а это очень важно для достижения максимального результата.

Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.

Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».

Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.

На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.

Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички - чистоговорки - подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.

Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:

  • информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
  • занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
  • приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
  • упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
  • придумывание чистоговорок родителей с детьми;
  • совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек -чистоговорок»;
  • подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
  • совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
  • проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».

Средства оценки результатов реализации проекта:

  • диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
  • беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
  • выставки «Страничек-чистоговорок».

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».

Список литературы:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008

2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.,2008

3. Чуковский К. От двух до пяти. - М.,1990

Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia

Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».

Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками» .

Предварительный просмотр:

В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Чистоговорки полезны для предотвращения вялости, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а так же дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, умении говорить с различными темпами и интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.

А так же чистоговорки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко проговаривать слова с теми звуками, которые он только что научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий, то есть автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, но можно и придумывать самим. Например, если малышу плохо дается твердый звук «с», можно повторять вот такие стишки – чистоговорки:

СА - СА – СА - ВОТ ЛЕТИТ ОСА,

СО - СО- СО- ПОКАТИЛОСЬ КОЛЕСО.

Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите, чистоговорку, «забыв» закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в долгой очереди или в дороге. Вот еще примеры чистоговорок:

Зу – зу – зу, зу – зу – зу – зайку моем мы в тазу;

Жа – жа – жа – в лесу нашли ежа.

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые родители могут применить в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам – уметь разговаривать с ребенком даже во время уборки. Даже, если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы. Мамы и сами могут придумывать забавные фразы типа:

Да – да – да – в огороде лебеда,

Ду – ду – ду – растут яблоки в саду,

Та – та – та – хвост пушистый у кота,

Ду – ду – ду – растут яблоки в саду.

Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:

  • слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель (родитель, учитель – логопед);
  • слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, а рифмованную часть – дети, у которых в речи есть все звуки;
  • слоговую часть произносит одна подгруппа – рифмованную другая;
  • первую и вторую части чистоговорки произносят дети;
  • прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог (слога не может быть без гласного звука) приходился один шаг (хлопок). Например: ла – ла - ла – ост – ра – я пи – ла. Если ребенок затрудняется в выполнении данного задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

Желаю вам удачи!