Краткая характеристика социальных движений. Виды, типы, функции социальных движений Краткая характеристика социальных движений современности

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, они ставят своей целью изменение ситуации: в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения любого уровня формулируется его программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Механизмы присоединения к движению специалистычаще всего объясняют через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и “прочность” движения, успешное достижение целей.

Поиск сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях он может происходить буквально “на улице”, когда организуется сбор подписей в целях поддержки какой-либо акции. В движениях более высокого уровня поиск сторонников происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы – профессиональная группа и т. д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. Обычно человек принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, оценивает свою готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.

Коротко остановимся на двух теориях, объясняющих причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он обнаруживает, что лишен чего-то значимого в сравнении с другими. И это побуждает человека присоединиться к определенному социальному движению. Оппоненты данной теории справедливо отмечают упрощение проблемы, которое выражается в том, что в этой теории абсолютизируется один из факторов и не принимаются в расчет другие факторы, которые в действительности могут иметь место.

Другая теория – теория мобилизации ресурсов утверждает, что человек, решая для себя вопрос о присоединении к какому-либо движению, руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае, по мнению Г. М. Андреевой, также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов . Таким образом, вопрос о механизмах присоединения людей к социальным движениям требует дальнейшей разработки.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинствав любом массовом, в том числе социальном движении. В связи с тем, что социальные движения объединяют представителей разных социальных групп, характеризуются специфическими формами действий, в социальных движениях с неизбежностью выделяется большинство и меньшинство. Игнорирование позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Современный французский психолог С. Московичи считает, что меньшинство может рассчитывать на влияние в движении только при определенных условиях. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух “сечениях”: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Важен стиль переговоров и наличие определенных умений. Особо значимы умения идти на компромиссы, “снимать” излишнюю категоричность, отделять идею от её носителя, разрабатывать варианты продуктивных решений.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, – это проблема лидера . Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Он должен наиболее полно выражать в своей активности базовые ценности, “дух” данного движения. Он должен уметь отстаивать цели, принятые участниками. Кроме того, он должен быть внешне привлекательным для довольно большой массы людей. Эти качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп .

Резюме

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. К большим социальным группам относят два вида групп: устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития, и стихийные группы, возникающие всякий раз случайно на короткий период времени. Большие устойчивые группы – это социальные классы, этнические группы, профессиональные и половозрастные группы. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Большие (устойчивые) группы отличаются от малых групп по ряду признаков: а) в больших группах, в отличие от малых, непосредственного общения нет, каждый каждого знать не может; б) в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, традиции, обычаи; в) в них складывается ифункционирует специфический язык. В структуре психологии больших устойчивых групп выделяют две составные части: а) психический склад группы и б) эмоциональную сферу группы. Психический склад группы является достаточно устойчивым образованием, а эмоциональная сфера – более подвижной частью групповой психологии. К психическому складу принято относить социальный или национальный характер, нравы, традиции, обычаи. В эмоциональную сферу входят потребности, интересы, настроения. Важнейшей из этнических групп является нация. Под нацией обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и общим языком. Основными регуляторами деятельности и поведения нации являются национальные традиции и обычаи. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Эмоциональную сторону психологии нации составляют национальные чувства и настроения. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям. Этнические стереотипы – своеобразные шаблоны восприятия, в соответствии с которыми определенным нациям приписываются определенные психологические характеристики. Главный отличительный признак взаимодействия в стихийных группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача эмоционально насыщенной информации, и ситуация взаимодействия характеризуется тем, что личность практически “снимает” с себя персональную ответственность за происходящее, утрачивает личный контроль над ситуацией. В стихийных группах три механизма воздействия: психическое заражение, внушение, подражание. Психическое заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида психическим состояниям других. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Чем большие группы отличаются от малых групп?

2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?

3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?

4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?

5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?

6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?

7. В чем опасность этнических стереотипов?

8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).

9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.

10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?

11. Что понимается под социальными движениями?

12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?

Рассмотрим такие социальные движения, как экспрессивные, утопические, революционные, реформаторские.

1) Экспрессивные движения

Участники таких движений с помощью особых ритуалов, танцев, игр создают мистическую реальность, чтобы практически полностью отделиться от несовершенной жизни общества. К ним можно отнести мистерии Древней Греции, Древнего Рима, Персии и Индии. Сейчас экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в среде молодежи: в объединениях рокеров, панков, готов, эмо, байкеров и т.д. с их попытками создать свою субкультуру. Как правило, взрослея, молодые люди - участники этих движений - получают профессию, работу, обзаводятся семьей, детьми и в конце концов становятся рядовыми обывателями.

К экспрессивным движениям относят и разного рода монархические объединения в России, движения ветеранов войны. Общей основой в подобных объединениях служат традиции прошлого, реальные или воображаемые подвиги предков, стремление идеализировать старые обычаи и стиль поведения. Обычно эти безобидные объединения заняты воспоминаниями и созданием мемуаров, однако именно они при определенных условиях могут побудить пассивное до этого население к действиям, могут стать промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями. В процессе этнических конфликтов они могут играть чрезвычайно негативную роль.

Утопические движения

Уже в античности Платон пытался описать будущее совершенное общество в своем диалоге «Государство». Впрочем, попытки философа создать такое общество не увенчались успехом. Движения первых христиан, которые были созданы на основе идей всеобщего равенства, оказались более жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью и материальному благополучию, а желали создать идеальные отношения.

Светские «совершенные» общества стали появляться на земле с тех пор, как в 1516 г. английский гуманист Томас Мор написал свою знаменитую книгу «Утопия» (слово «утопия» (греч.) можно понимать и как «место, которого нет» и как «благословенная страна»). Утопические движения возникали как попытки создать на земле идеальную социальную систему с добрыми гуманными людьми и справедливыми общественными отношениями. Мюнстерская коммуна (1534), коммуны Роберта Оуэна (1817), фаланги Шарля Фурье (1818) и многие другие утопические организации быстро распадались по многим причинам, и прежде всего из-за недооценки естественных качеств человека - желания достичь жизненного благополучия, стремления реализовать свои способности, работать и получать за это адекватное вознаграждение.



Однако нельзя недооценивать и желание людей изменить условия, в которых они живут. Это особенно относится к группам, члены которых считают существующие отношения несправедливыми и в связи с этим стремятся решительно изменить свое социальное положение.

Революционное движение

Революция - это неожиданное, стремительное, часто насильственное, кардинальное изменение социальной системы, структуры и функций основных социальных институтов. Революцию следует отличать от верхушечногопереворота. «Дворцовые» перевороты совершают люди, стоящие у руля правления, они оставляют неизменными

социальные институты и систему власти в обществе, заменяя, как правило, только первых лиц государства.

Обычно революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Выделяются следующие типичные стадии развития революционных движений:

1. накопление социальной неудовлетворенности в течение ряда лет;

2. появление мотивов к активным действиям, восстанию;

3. революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

4. выход на активные позиции радикалов, которые захватывают

5. власть и уничтожают оппозицию; о период режима террора;

6. возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Именно по такому сценарию протекали все наиболее значимые революции.

Реформаторское движение

Реформы проводятся с целью исправить дефекты существующего социального порядка в отличие от революции, цель которой - разрушить всю социальную систему и создать принципиально новый социальный порядок, радикально отличающийся от прежнего. Исторический опыт свидетельствует, что своевременно проведенные необходимые реформы часто предотвращают революцию, если основой для социальных реформ выступают интересы населения. Там, где тоталитарное или авторитарное правление блокирует движение реформ, единственным способом устранения недостатков социальной системы становится революционное движение. В традиционно демократических странах, например, Швеции, Бельгии, Дании, радикальные движения имеют мало сторонников, в то же время в тоталитарных режимах репрессивная политика постоянно провоцирует революционные движения и беспорядки.



Жизненные циклы социальных движений

Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам.

Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации, институционализации и распада движения.

1) Стадия беспокойства. Истоком всех социальных движений служит возникновение состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, когда они ощущают социальную несправедливость, когда те или иные изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у них возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые называются социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства. Например, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались безработными, а прежние ценности и привычные нормы поведения были преданы забвению. Это послужило причиной возникновения сильного социального беспокойства у значительной части населения России и различных социальных движений.

2) Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится исследователям как общее чувство, охватывающее определенные части общества. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами, так что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов.

Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению. Стадия формализации. Очень многие движения проходят свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. В силу этого на данной стадии формализации появляется ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям об их неудовлетворенности, выявлять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, разрабатывать стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации также охватывает короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

3) Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.

4) Стадия распада движения . Большинство ученых-социологов полагает, что социальное движение заканчивается стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений - это еще не окончательный этап. Движение может прекратиться на любой стадии своего развития под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальная стратификация, существующего в обществе является фактором различных социальных процессов, например, социальной мобильности. Одним из последствий социального расслоения общества является возникновение и деятельность общественных движений. Каждая социальный слой, занимающий положение в обществе стремится во-первых, сохранить свое место, во-вторых, улучшить свое социальное размещение. В таком случае подобные цели т а интересы описываемой нами социальной страты могут сталкиваться с интересами другой социальной слои. Иными словами, каждый социальный слой строит свое собственное социальную жизнь, опираясь на возможные ости собственной казни. Понятно, что каждая казнь стремится улучшить собственную социальную позицию (что касается высших слоев, то они стремятся сохранить свое господствующее положение). В этом случае ее деятельность может попасть в"поле"действия других социальных групп и слоев. Такие действия первой социального слоя могут вызвать или согласие других или их сопротивление, проявляющееся в активизации деятельности определенных социальных в ерств. Так формируется социальное движение. Проще говоря, проявления активности общественной жизни, определенные социальные процессы устраивают одни социальные слои и группы, и не подходят для других. Поэтому последние. Рагно изменить существующее общественное, а первые - сохранить его в таком случае возникает сразу два противоположных по своей сути социальных движение суті соціальних рухи.

Таким образом, социальное движение - это активизация деятельности больших групп людей, стремящихся или изменить определенные социальные процессы в обществе или их сохранить

Можно определить характеристики любых социальных движений, независимо от общественной сферы, где протекает их деятельность. Целей или задач движения. К таким характеристикам движения следует отнести:

Наличие объективных социальных обстоятельств, побуждающих возникновения движения;

Стихийность движения, отсутствие фиксированного членства, уставов и программ, норм деятельности, часто и руководства;

Массовость - движение включает большое количество людей, объединяемых единым интересом

Высокая социальная активность - любое движение существует до тех пор, пока он чувствует в себе возможности влиять своей активной деятельностью на те социальные изменения к которым стремится движение

Русский социолог. О. Кравченко среди причин включения индивидов в социальное движение называет социальную изоляцию, личную неустроенность, стремление изменить свой социальный статус, маргинальность (т.е. бы то потеря определенного места в социальной системе на фоне не включения в другую) и ин.

Поскольку причин возникновения социальных движений много, каждое движение строит свою деятельность по-своему, различной оказывается и активность граждан, входящих в того или иного движения, естественно, что существует вели ика количество разнообразных движений. Однако, независимо от того, о каком движении идет речь, они проходят примерно одни и те же стадии своего развития, к которым можно отнести:

1. Создание предпосылок движения - возникновение в общественной жизни таких условиях, которые не воспринимаются значительной частью людей, что обусловливает появление общественного движения. Вместо этого очень часто бывает, что возникает и противоположным ный движение, стремящееся сохранить устоявшийся общественный порядок. Типичным примером может служить деятельность двух противоположных молодежных движений, действовавших во время"оранжевой"революции в Украине - движения"Пора", ко трий выступал за изменение существующего политического строя и движения"Довольно", стремившегося сохранить егоо прагнув його зберегти.

2. Стадия объединения - осознание стремлений отдельных индивидов стимулирует активизацию их деятельности, найдя своих поклонников, они еще больше усиливают свою активность, четко определяют собственные цели и интересы. Таким образом образуется ядро??движения, формируется общая цель и производятся пути деятельности движениеху.

3. Стадия агитации - привлечение сторонников. На этом этапе движение начинает резко активизировать свою деятельность и различными способами (через. СМИ, митинги, демонстрации, акции протеста) пытается расширить круг о своих учасникиів.

4 точки максимального подъема. На этой стадии движение достигает апогея своей деятельности. Решается судьба движения - он либо достигает или не достигает поставленных целей и задач часто осуществляется давление на в власть, которая может по требованию движения внести определенные социальные изменения, лежащие в ее компетенции, или же отказаться от подобных смизмін.

5. Завершение - достижение движением тех целей, которые он перед собой поставил, или осознание того, что достижение их при данных условиях невозможно. Еще одной из причин распада движения является его формализация, то есть п преобразования в общественную или политическую организацииію.

Независимо от размаха движения, его целей и задач, движения можно классифицировать по основным направляющими критериям

1. По отношению к существующему строю и формы борьбы:

Реформаторские - стоят на сохранении основ существующего строя, но стремятся определенной степени реформировать некоторые сферы общественной жизни;

Революционные - движения, которые стремятся полностью изменить общественно-политический строй;

Контрреволюционные - движения, которые стремятся вернуть прежний порядок, свергнут в ходе революции;

2. По форме организации:

Стихийные

Недостаточно организованы

Организованы

3. По продолжительности существования:

Сиюминутные;

Короткочасови;

Долговременные;

4. По характеру деятельности:

Экспрессивные;

Антивоенные;

Политические;

Религиозные;

Экологические и др.

5. По социальной базой (по социальными общностями, предста вители которых составляют большую часть членов движения):

Рабочие;

Крестьянские;

Национальные;

Молодежные;

Феминистские и др.

. Вопросы для самопроверки и контроля

1. Что общего и отличного между понятиями"социальные изменения","социальный прогресс","социальное развитие"?

2. Какие преимущества и недостатки основных социологических теорий изменений?

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений 43 какой целью социологи изучают социальные процессы?

4. Что такое социальное движение?

5. Какие типы социальных движений. Вам известны?

1. Арсеенко. А. Глобализация и социальные изменения и последствия накануне XXI века / /. Социология: теория, методы, маркетинг -1999 - № 1

2. Гиденс. Е. Социология -. М.:. Основы, 1999

3. Головаха. Есть,. Панина. Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская деинституциализации и особенности становления новых социальных институтов / /. Политическая мысль - 2001 - № 4

4. Злобина. О. Личностная составляющая общественных изменений: социологический контекст / /. Социология: теория, методы, маркетинг -2003 - № 3

5. Козырев. Г. Социальные процессы и изменения / /. Социологические исследования-2005 - № 9

6. Левашов. В. Общество и глобализация / /. Социологические исследования - 2005 - № 4

7. Предборская и изменений как проблема социологической теории / /. Философская и социологическая мысль - 1994 - № 3-4

8. Рахманов. А. Современные теории глобального общества / /. Вестник. Московского университета. Серия 18. Социология и политология -2003 - № 2

9. Современная западная социология -. М:. Политиздат, 1990

10. Сорокин. П. Человек. Цивилизация. Общество -. М:. Политиздат, 1992

11. Социология:. Учебник для студентов высших учебных заведений /. Под ред. В. Городяненко -. М.:"Академия", 2006

12. Социология: энциклопедический словарь /. Под общ ред. В. Воловича -. М.:. Рус. Центр духовной культуры, 1998

13. Учебный социологический словарь /. Ред. С. Кравченко -. М:. Экзамен, 1999

10.3. Социальные движения и их типы

Социальная стратификация, что существует в обществе является фактором различных социальных процессов, например, социальной мобильности. Одним из последствий социального расслоения общества является возникновение и деятельность общественных движений. Каждый социальный слой, занимающий положение в обществе стремится во-первых, сохранить свое место, во-вторых, улучшить свое социальное размещения. В таком случае подобные цели и интересы описываемой нами социальной страты могут сталкиваться с интересами другой социальному слою. Иными словами, каждый социальный слой строит свое собственное социальную жизнь, опираясь на возможности собственной казни. Понятно, что каждая казнь стремится улучшить собственную социальную позицию (что касается высших слоев, то они стремятся сохранить свое господствующее положение). В таком случае ее деятельность может попасть в "поле" действия других социальных групп и слоев. Такие действия первой социального слоя могут вызвать или согласие других или их сопротивление, что проявляется в активизации деятельности определенных социальных слоев. Так формируется социальное движение. Проще говоря, проявления активности общественной жизни, определенные социальные процессы устраивают одни социальные слои и группы, и являются неприемлемыми для других. Поэтому последние стремятся изменить существующее общественное положение, а первые - сохранить его. В таком случае возникает сразу два противоположных по своей сути социальных движения.

Таким образом, социальное движение - это активизация деятельности больших групп людей, стремящихся или изменить определенные социальные процессы в обществе или их сохранить.

Можно определить характеристики любых социальных движений, независимо от общественной сферы, где протекает их деятельность. Целей или задач движения. К таким характеристикам движения следует отнести:

Наличие объективных социальных обстоятельств, побуждающих возникновения движения;

Стихийность движения, отсутствие фиксированного членства, уставов и программ, норм деятельности, часто и руководства;

Массовость - движение включает большое количество людей, объединенных единым интересом

Высокая социальная активность - любое движение существует до тех пор, пока он чувствует в себе возможности влиять своей активной деятельностью на те социальные изменения к которым стремится движение.

Российский социолог А. Кравченко среди причин включения индивидов в социальное движение называет социальную изоляцию, личную неустроенность, стремление изменить свой социальный статус, маргинальность (т.е. потеря определенного места в социальной системе на фоне невключения в другую) и др.

Поскольку причин возникновения социальных движений много, каждое движение строит свою деятельность по-своему, разной оказывается и активность граждан, входящих в того или иного движения, естественно, что существует большое количество разнообразных движений. Однако, независимо от того, о каком движении идет речь, они проходят примерно одни и те же стадии развития, к которым можно отнести:

1. Создание условий движения - возникновение в общественной жизни таких условий, которые не воспринимаются значительной частью людей, приводит к появлению общественного движения. Вместо этого очень часто бывает, что возникает и противоположное движение, стремящееся сохранить устоявшийся общественный порядок. Типичным примером может служить деятельность двух противоположных молодежных движений, действовавших во время "оранжевой" революции в Украине - движения "Пора", который выступал за изменение существующего политического строя и движения "Хватит", стремившегося его сохранить.

2. Стадия объединения - осознание стремлений отдельных индивидов стимулирует активизацию их деятельности, найдя своих поклонников, они еще больше усиливают свою активность, четко определяют собственные цели и интересы. Таким образом образуется ядро движения, формируется общая цель и производятся пути деятельности движения.

3. Стадия агитации - привлечение сторонников. На этом этапе движение начинает резко активизировать свою деятельность и различными способами (через СМИ, митинги, демонстрации, акции протеста) пытается расширить круг своих участников.

4. Точка максимального подъема. На этой стадии движение достигает апогея своей деятельности. Решается судьба движения - он или достигает или не достигает поставленных целей и задач. Чаще всего оказывается давление на власть, которая может по требованию движения внести определенные социальные изменения, лежащие в ее компетенции, или же отказаться от подобных изменений.

5. Завершение - достижение движением тех целей, которые он перед собой поставил, или осознание того, что достижение их при данных условиях невозможно. Еще одной из причин распада движения является его формализация, то есть превращения в общественную или политическую организацию.

Независимо от размаха движения, его целей и задач, движения можно классифицировать по основным направляющими критериям.

1. По отношению к существующему строю и форм борьбы:

Реформаторские - стоят на сохранении основ существующего строя, но стремятся в определенной степени реформировать некоторые сферы общественной жизни;

Революционные - движения, которые стремятся полностью изменить общественно-политический строй;

Контрреволюционные - движения, которые стремятся вернуть прежний порядок, свергнутый в ходе революции;

2. По форме организации:

Стихийные,

Недостаточно организованы,

Организованы,

3. По продолжительности существования:

Сиюминутные;

Короткочасови;

Долговременные;

4. По характеру деятельности:

Экспрессивные;

Антивоенные;

Политические;

Религиозные;

Экологические и др.

5. По социальной базой (по социальным общностями, пред ставители которых составляют большую часть членов движения):

Рабочие;

Крестьянские;

Национальные;

Молодежные;

Феминистские и др.

Вопросы для самопроверки и контроля

1. Что общего и отличного между понятиями "социальные изменения", "социальный прогресс", "социальное развитие"?

2. Какие преимущества и недостатки основных социологических теорий изменений?

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений. 4.3 какой целью социологи изучают социальные процессы?

4. Что такое социальное движение?

5. Какие типы социальных движений Вам известны?

1. Арсеенко А. Глобализация и социальные изменения и последствия накануне XXI в. // Социология: теория, методы, маркетинг. -1999.-№1.

2. Гидденс Э. Социология. - К.: Основы, 1999..

3. Головаха Е., Панина Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская Деинституциализация и особенности становления новых социальных институтов // Политическая мысль. - 2001. - № 4.

4. Злобина А. Личностная составляющая общественных изменений: социологический контекст // Социология: теория, методы, маркетинг. -2003-№3.

5. Козырев Г. Социальные процессы и изменения // Социологические исследования.-2005. -№9.

6. Левашов В. Общество и глобализация // Социологические исследования. - 2005. - № 4.

7. Предборская И. Социальная изменение как проблема социологической теории // Философская и социологическая мысль. - 1994. - № 3-4.

8. Рахманов А. Современные теории глобального общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2003.- №2.

9. Современная западная социология. - М.: Политиздат, 1990.

10. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

11. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. Городяненко. - К.: "Академия", 2006.

12. Социология: короткий энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В. Воловича. - М.: Рус. Центр духовные. культуры, 1998.

13. Учебный социологический словарь / Ред. С. Кравченко. - М.: Экзамен, 1999..


Краткая характеристика социальных движений

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя затем само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во вторую очередь, они ставят своей целью изменение ситуации˸ в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. Третий аспект заключается в том, что в ходе организации движения любого уровня формулируется ᴇᴦο программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в какой-либо степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы˸ именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на базе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта˸ механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Краткая характеристика социальных движений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Краткая характеристика социальных движений" 2015, 2017-2018.