О грехе пьянства, или Водка – кровь дьявола? Христианское отношение к пьянству Пьянство смертный грех

ВЕРТОГРАД

«ГРЕХ – НЕ ВИНОПИТИЕ, А ПЬЯНСТВО»

Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

Ныне как никогда остро стоит вопрос о спасении нашей страны от алкогольного геноцида. В начале XX века в России было около 1700 православных обществ трезвости. Многие наши соотечественники сегодня тоже хотят послужить примером совершенного воздержания для погибающих братьев и сестёр.

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель МДА. В своём выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании. Более двух часов продолжалось общение, в ходе которого известный богослов ответил на ряд вопросов.

– В отношении обетов нужен индивидуальный подход, не всё так просто. Не надо спешить с обетами. Лучше не обет давать, а просто прекратить употреблять. Потому что, не дай Бог, сорвётся человек. Связать себя можно лишь в том случае, когда видишь: «Всё, я далеко зашёл. Пью». Вот тут, возможно, и надо...

Хорошо посоветоваться с людьми разумными. И обет давать в присутствии свидетелей. Свидетели – это очень и очень важно. Обет должен быть обетом от всей души. Потому что это ужасно, когда человек колеблется туда и сюда. Недавно я читал книгу о святом Варсонофии Великом. Ему один старый отшельник задаёт вопрос: «Отче, я вот употребляю вино. Благослови, может, мне больше не надо?» Ответ Варсонофия Великого: «Нет, употребляй, но очень умеренно».

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что воздержание от вина – это благочестивый навык. «Все ухмеляющие напитки, как лишающие ум трезвости и тем лишающие победы в мысленной брани, должны быть изгнаны из среды христиан». Самоубийство – так называет святой этот навык, погубляющий душу и тело. Вы процитировали Варсонофия Великого, который высказал в некоторой степени положительное утверждение относительно употребления вина. Чем бы вы могли объяснить это различие? Я думал, что русские святые, как живущие на Севере, более тверды в этом вопросе. Но оказалось, что зачинателями в проповеди совершенной трезвости были, начиная с апостола Марка, святые отцы – и южные, и египетские, и живущие на Востоке, где виноград повсеместно употребляется.

– Я очень рад, что вы обращаетесь к святым отцам и даже цитируете их. Чтобы понять, почему такое разногласие между отцами, нужно знать, кому они писали... Обычно – конкретным людям, с учётом их уровня духовной жизни и условий, в которых те находились. Отсюда и различие в советах. Для кого-то, правильно, лучше совсем не касаться вина, а для кого-то – нет. Нужно помнить, что крайние позиции пригодны только малому количеству людей. Подвиги без рассуждения могут привести к крайне печальным духовным последствиям... Но рассуждать нужно не от своего глупого ума. Под рассуждением святые отцы подразумевают богомыслие, основанное на Священном Писании и учении святых отцов.

– Апостол Павел говорит: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда страждущий, слыша слова о том, что он гибнет, отвечает: «Все вокруг так живут». Является ли уклонением от царского пути ситуация, когда человек начинает воздерживаться ради погибающего брата?

– Это хороший пример того, как мы должны свидетельствовать о своей вере перед людьми. Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки...» (Мф. 5, 16). Если вы по разуму и совести видите, что лучше всего вообще не прикасаться к спиртному, то так и надо. Но вы можете оказаться и в другой ситуации, когда вам налили рюмку и вы эту рюмку целый обед пьёте. Все же всё равно видят, что это воздержание. Часто бывает, что, когда человек говорит: «Совсем не пью», люди не верят. Но если у него налита рюмка и он понемногу пьёт, все говорят: «Вот батюшка правильный». Пример того, КАК надо пить: рюмку выпил за весь обед, а не так, как мы – стаканами. Пример полного непития может быть убедительным для очень немногих, а воздержанное питие – для очень многих.

– Я, трудясь старостой на приходе, часто был свидетелем ситуации, когда в церковный праздник накрывался стол, батюшка старался придерживаться той позиции, о которой вы говорили. Но для большинства прихожан пример такого «воздержания» священника являлся соблазном. Они, упражняя себя в воздержании Великим постом, «чокнувшись» с батюшкой за пасхальным столом, потом продолжали питие. Мы разговаривали об этом с батюшкой, и он в конце концов склонился к тому, чтобы праздники проводить без вина. Именно из-за немощных ближних. Возможно ли человеку брать на себя обязательства полного воздержания, чтобы не послужить соблазном?

– Возможно. Дерево познаётся по плодам, и если что-то приносит хороший плод, следовательно, этим путём и надо идти. Мы не связаны. Мы ищем, где лучше и как лучше. Помните, как апостол писал: «С иудеями, как иудей, с язычниками – как язычник». Нужно смотреть, как полезно.

– Вы упомянули 51-е и 53-е апостольские правила. Часто в разговоре с духовенством, когда говоришь о возможности полного воздержания от алкоголя, чтобы не послужить соблазном ближнему, можно услышать в ответ, что «гнушающийся да извержен будет». Когда я почитал толкования этих правил, то я узнал, что там говорится, что извержется гнушающийся вина «не воздержания ради». Т. е., в принципе, как воздержание, как упражнение в воздержании, неупотребление вина возможно. Как в этом случае можно словесно выразить причину воздержания?

– Я думаю, что так просто и нужно сказать: «Я воздерживаюсь не по гнушению, а по пастырским причинам». В связи с вашим вопросом мне хотелось бы сказать, как у нас в Церкви развивается пьянство. И в этом очень часто повинны мы сами. Первое. Запивочки с вином рассматривают прямо как второе «таинство» после Евхаристии. Уже идут, скрестив руки, к запивочке! Я говорю об очень многих храмах. Этой запивочкой мы приучаем многих с самого детского возраста к алкоголю. Сколько раз мне приходилось быть в Греции, на Кипре... Каждый после причастия получает кусочек просфоры и становится на своё место. А у нас в некоторых храмах – толпа после причастия. Передают чашки, льют, отходят – целый базар. И приучаем к нарушению атмосферы благочестия, которая должна быть в храме. Затем, на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, что потом эти бедные диаконы или священник... Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух-, трёх-, пятилитровая, соборная. Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Боюсь, что это наш русский менталитет. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причём с серьёзными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

– В своей семье я никогда не встречался с проблемой пьянства. И когда стал священником, первое время с неприятием относился к пьющим людям. Но наступил момент, когда одна из наших прихожанок рассказала, что сын её – наркоман. И в этом 20-летнем парне я вдруг увидел не мальчиша-плохиша, которого мы воспитывали, а жертву за грехи, за жизнь без Бога в семье и в народе... В перечень шагов, с которых начинается духовная жизнь, не вставить ли ещё один – чувство вины за то, что происходит в нашей стране, с нашей молодёжью, за то, что этот парень пришёл ко мне и я ничем не смог ему помочь... Легче всего сказать, что виновато государство. Может быть, долг священников увидеть СВОЮ вину?

– Само понятие вины имеет две стороны. Одна сторона заключается в том, что все мы вместе представляем один живой организм. Недаром апостол Павел сказал, что Церковь есть Тело Христово. И в этом смысле мы связаны друг с другом. Каждый наш дурной поступок мыслью, словом, делом отражается на всех. Вот почему так важна духовная жизнь каждого человека. Другое дело виновность. Когда я обманул кого-то – я согрешил, я виновен. И я в этом каюсь. Каяться же за грехи других людей не нужно. У пророка Иезекииля это выражено так: не отвечает отец за сына и сын за отца, но каждый отвечает за свои деяния. Я пил на глазах у сына и тем самым соблазнил его. Я виновен. Каяться за пьянку сына я не могу – в этом он сам должен покаяться, а я каюсь за тот соблазн, из-за которого сын стал пить.

– Вы определили понятие трезвения и что трезвость является частичкой этого понятия. Но может, стоит сказать, что без этой малой части целого не будет? И тогда уже полный отказ от винопития, как это сделал Иоанн Креститель?

– Избавь Бог, если мы какую-то частицу сделаем главной. Нравственность и духовность – совершенно разные вещи, хотя они и связаны. Я могу быть нравственно безупречным человеком, но в то же время быть гордым, тщеславным, жадным – никто не видит, что внутри меня. Я могу быть святым сатаной. «Воздаяние бывает, – цитирую вам Исаака Сирина, – не добродетели и не труду ради неё». Трезвость должна быть одним из элементов. Ещё раз скажу вам парадоксальную вещь, которую вы не встретите ни в одной религии. Первым в рай вошёл негодяй, разбойник. Почему покаялся, почему смирился? Разве не понятно? А фарисеи – священники, богословы – осудили Христа на смерть. Кто они были? Праведники по закону. Самое главное – это смириться, увидеть, кто я есть на самом деле. Очень легко при внешнем исполнении всех норм возомнить о себе. Пьянство – грех, но нельзя считать, что если я не пью, то уже стал святым, ничего подобного! Наша основная задача – принять решение жить по заповедям Божиим и каяться. Пример для нас – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как он пишет, «опять я сегодня осудил», «опять я сегодня разгневался, Господи, прости!». Тут же кается! Вот образ духовной жизни, великое научение для нас: нужно тут же каяться, а не ждать, когда я потом целый ворох батюшке вылью. Вы поняли? Трезвость – необходима, пьянство – это грех. С ним нужно бороться и каяться, но не это глава угла.

– Я процитирую «Примеры из пролога и патериков»: «В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Фёдор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если к нам придёт кто-то и мы стали бы пить вино?” “Нет”, – отвечает. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества». Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу вина имел совершенно чёткую позицию. Он видел реальную ситуацию в России и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным. Итак, всем ли нужна мера или где-то нужна чёткая, твёрдая позиция?

– Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорят Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить». В отношении меры есть мысль, которая сегодня как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? Каждый сам понимает Священное Писание. И католики, и протестанты – с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам я толкую Писание, только согласное учение отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности.

– Алексей Ильич, у меня двое детей. Как их воспитать в трезвости? В нашей семье дети никогда не видели дома вина. Но если вдруг они увидят, что на Новый год папа поднимает бокал шампанского, то у них сломается некий барьер и объяснить им необходимость трезвости будет сложно.

– И ни в коем случае не ломайте этот барьер! Вам обязательно нужно воспитать их христианами, чтобы потом, оказавшись перед лицом соблазнов, у них был иммунитет, который бы никогда не позволил споткнуться на пути. Слава Богу, что в вашей семье так, но таких семей очень немного, к сожалению.

– А другие спиртные напитки можно употреблять? Кто-то любит водку, кто-то пиво и т. д., по принципу: «аще что и смертное испиют, не вредит им».

– Избави Бог! Они одним миром мазаны – и пиво, и водка...

– Но вином гнушаться нельзя.

– Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи. Вино, мясо являются творениями Божиими. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность. Гнушение – это чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением. Это вещи, которые вредны нам.

– Есть слова Священного Писания: «Вино веселит сердце человека». Какие ещё плюсы есть в употреблении вина?

– Об этих плюсах пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет, что разумное употребление вина даёт здравие человеку. Даже яд змеи может быть лекарством. Но при каких условиях? МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОЗЫ. То же самое касается и вина.

Тысячи разрушенных семей, миллионы опустошенных душ - разве стоит так дорого платить за грех пьянства? Православная Церковь неоднократно предупреждает: алкоголизм вредит вашему физическому и духовному здоровью! Но как от него избавиться?

Проблема не в винопитии, а в зависимости

Церковь не запрещает верующим вкушать вино. Более того, кагор используют во время причащения. Сам Христос на Тайной вечере взял чашу и сказал ученикам пить из нее, так как это есть Его «Кровь Нового Завета», которая прольется за грехи людей. Первым в Библии, кто попробовал вино, был Ной - тот самый праведник, семья которого спаслась после потопа. Ной только насадил виноград, потом приготовил из него напиток, выпил и… охмелел. До этого он не мог знать, как действует виноградный сок на организм человека.

Уже в Новом Завете сама Пресвятая Богородица просит Своего Сына на браке в Канне Галилейской совершить чудо. На празднике не хватало вина, и Христос претворил воду в этот напиток. Брак - это светлая дата, радостная, а вино также помогает увеселять сердце человека.

Для увеселения человеческого сердца и подкрепления физических сил в разбавленном виде вино употребляли еще до Рождества Христова, а также во все последующие века христианства.

Даже в православном календаре отдельно указываются дни, когда во время поста разрешается вкушать вино. Вот только обратите внимание: вкушать, а не упиваться. Речь идет не о грехе алкоголизма, а о поддержании физических сил человека.

Как богатство само по себе не является грехом, так и вино. Все меняется тогда, когда человек не знает меры: скапливает деньги, объедается, упивается. То есть тогда он использует ресурсы не так, как они предназначены. Вместо подкрепления физических сил после большой дозы алкоголя человек становится вялым, заторможенным, не в состоянии отвечать за свои поступки.

Справедливо о свойствах и предназначении вина говорит святитель Иоанн Златоуст: дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа.

Если говорить прямо, к нему подступает бес зависимости и тащит его в пропасть греха пьянства. Страдает сам человек, а также его близкие и друзья. Существуют разные стадии алкоголизма, самые тяжелые те, на которых человек полностью деградирует как личность и уже фактически ничем не интересуется, кроме того, как и где достать бутылку.

Все эти последствия алкозависимости указывают на то, что неслучайно водку называют кровью дьявола. Если человек имеет склонность и выпивает, то он подпитывает лукавого.

Что толкает человека на грех алкоголизма?

Чтобы подпустить к себе беса пьянства, надо отдалиться от Христа. Когда человек отдаляется, в его душе может появиться некая пустота. Кажется, что все плохо, жена не понимает, дети не радуют, начальник на работе пилит… Надо-бы расслабиться хоть как-то. Почему бы не выпить? Тем более, если это пятница после работы и компания друзей…

Повеселились, выпили, закурили, поделились проблемами, пошутили, разошлись. В следующий раз человек думает: а почему бы не повторить сценарий пятницы? Все по новому кругу, потом вновь так… Он уже привыкает, ему кажется, что появилась отдушина, есть чем заполнить пустоту.

Дальше обстоятельства складываются так, что отдушина нужна все чаще и чаще. Друзья необязательно на такое согласятся, тогда человек начинает переходить к крайностям: пить в одиночку.

Если жена или друзья укажут на зависимость, то человек очень сильно обидится: быть такого не может! Со временем он становится раздражительным, в состоянии опьянения лучше не попадаться под горячую руку.

А скольких талантливых людей погубил грех пьянства! В биографиях выдающихся личностей очень часто звучат фразы «злоупотреблял алкоголем», «не успел завязать с наркотиками», «инфаркт миокарда на фоне сильного алкогольного опьянения», «алкогольная интоксикация».

Если бы не увлечение «зеленым змием», то эти писатели, актеры, музыканты прожили бы дольше: Сергей Есенин, Модест Мусоргский, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Владислав Галкин… К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать. Хорошо, если человек еще не дошел до летального исхода, рано или поздно признает, что у него действительно зависимость и с этим надо что-то делать. Тогда есть шанс исправиться. Бог поможет, если человек надеется на Него, а не на собственную гордыню и силу воли.

Как избавиться от греха пьянства?

  1. Осознать зависимость. Если человек с этим соглашается и это ему не нравится, то он действительно хочет измениться.
  2. Надеяться на Бога, а не на себя.
  3. Пересмотреть собственную жизнь, принести покаяние.
  4. Искренне исповедоваться и причаститься. Если человек соединен с Богом, лукавым духам невозможно к нему приблизиться. Когда вследствие греха связь будет потеряна, они снова начнут прямую атаку.
  5. Молиться. Своими словами, читать правила, можно с верой ежедневно читать акафист пред иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша», призывать на помощь святых, которых особо чтят в семье (например, Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и так далее).
  6. Когда становится особо грустно и очень одолевает зависимость, творить Иисусову молитву и читать Евангелие. Воспоминания имени Божьего и чтение Священного Писания вообще отгоняют лукавых духов.
  7. Освящать себя принятием крещенской воды (обязательно с верой и молитвой).
  8. Можно подать записки на чтение акафистов перед иконой «Неупиваемая Чаша», Неусыпаемой Псалтыри, просить молитвенной помощи других людей.
  9. Раскаиваться в грехе пьянства и уповать на Божью милость. Понимать, что только Он, как Любящий Врач, поможет это сделать.

Конечно, мы отнюдь не отрицаем, что некоторые люди бросают пить без благословения священника, силой собственной воли, с помощью каких-то чаев, промывания мозгов…

Просто тогда вопрос выходит на новый уровень. Не делаем ли мы хуже себе в вопросе спасения? Не променяем ли мы алкоголизм на гордость, не обратимся ли за помощью к оккультистам?

А всех этих проблем могло и не быть, если бы человек знал меру. А если же у него предрасположенность, то лучше и не начинать. Поэтому в следующий раз, когда будете принимать гостей и кто-то откажется от стаканчика за чье-то здоровье, не заставляйте. Подумайте, что именно этот стаканчик может стать последней каплей в пользу разрушающего греха алкоголизма.

МОЛИТВА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ
ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер, и сродник наших исцели.

О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Семь нечистых духов

Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения и нераскрытые прежде всего значения вечного и постоянного смысла.

Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45). Добавление Господа Иисуса Христа: Так будет и с этим злым родом - ясно показывает, что содержание притчи раскрывает прежде всего социально-историческую судьбу рода лукавого и прелюбодейного , который ищет знамения, ибо притча рассказывается Спасителем с намеком на этот «род».

Но мысль подвижников благочестия обычно останавливается на аскетической притчи, и это очень понятно, так как она поучительна, серьезна и душеспасительна. Но исчерпана ли?

Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух - есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, - нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную, насыщенную и интенсивно работающую страстность - семь злейших нечистых духов.

Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, - то есть, если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из него следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, - всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, - вполне конкретные, как например, пьянство и блуд, - из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные.

А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться...

Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие - всячески, и прежде всего - соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается - и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему - по опыту знает - вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, - сторожа нет.

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей «опытности» в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, - проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно - что такое? - все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства, самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) - можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно нужно делать? - труд духовный, кажется? - ничего, можно и немного погодя. А пока - отдохнем, отдохнем, ...отдохнем... Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот - слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее - молитва. Ехидно вползший дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа - нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия.

Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они - многоопытные - знают, как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух - дух неблагодарности ; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей - очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большей степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые им обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти...

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное - невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый - дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но - печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Тем более - самая пора запить. Семь нечистых духов сделали все для того, чтобы духу - простенькому, очевидному духу, например, пьянства - вольготно жилось в опустошенной разрушенной храмине души.

Конечно, это - схема, и схема в реальности, по милости Божией, далеко не всегда доходящая до полного разрушительного предела. И вообще, представляет такие варианты развития бесспорнейших, кажется, схем, что только ахнешь, и ахать часто приходится. К тому же, за пределами рассмотрения схемы остается аскетический вопрос - как противостать нечистым духам. Вместе с тем нравственно-психологический опыт рассмотрения такого механизма страстей может оказаться небесполезным для тех, кто порою в недоумении, ничего не понимая, останавливается перед фактами развития страстной природы души человека, незанятой, выметенной и убранной.

Дай нам всем Господь духа осторожности, внимательности и разумения.

(Настольная книга для монашествующих и мирян.
Псково-Печерский Успенский монастырь, 1998 г.)

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние» . Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога» .

О причинах пьянства

Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу» . Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай» .

О дозволенной мере

Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа» .

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан » .

Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”» . Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом» .

Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний» . Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось» . Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.

Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными» . Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания» .

Отеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог» . Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает» .

Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги» . Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”» .

Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: “Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо “чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним» .

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу» . «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех» . Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание» .

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола» .

Путь к исцелению

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной» . Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния» . Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею» .

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу» .

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии» .

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом» . И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья» .

Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.

Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние» .

Все зависимости – это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный говорил, что есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» ().
иерей Григорий Григорьев

Алкоголизм - 1) хроническое заболевание, обусловленное систематическим потреблением спиртного; проявляемое в стойкой психологической и физиологической зависимости от алкоголя; 2) греховная , пьянство.

Почему, если алкоголизм - болезнь, он препятствует вхождению в Царство Небесное (); разве болезнь - грех?

По ряду критериев алкоголизм и действительно признаётся болезнью, причём широко распространенной, трудноизлечимой.

В то же время в ряду болезней он занимает особое место. И дело здесь вот в чём. Многие болезни возникают и прогрессируют вне зависимости от желания (вопреки желанию) человека.

Алкоголизм же во многом обусловлен именно сознательным влечением к спиртному, особым расположением его душевных сил. Можно сказать, что алкоголизм является болезнью нравственного, духовного порядка. Собственно говоря, и лечить её исключительно медицинскими средствами, игнорируя духовные, крайне трудно, а иногда - почти невозможно.

В рамках Православного Нравственного Богословия пьянство определяется прежде всего как греховная страсть. Стало быть, преодоление алкогольной зависимости главным образом подразумевает духовные, благодатные средства.

Для человека, подчиненного пьянству, алкоголь становится одним из главных (если не главным) предметов стремлений. Бог, семья, творчество, работа, забота о нравственном самовоспитании, о христианском долге отступают на задний план.

В случаях крайней зависимости от спиртного алкоголь фактически превращается в . В этой связи пьянство поставляется в Священном Писании в один ряд с ().

Кроме того, по разрушительности и пагубности пьянства, оно сопоставляется с блудом, мужеложством, лихоимством, хищничеством ().

Стало быть, человек, злоупотребляющий спиртными напитками и не желающий это занятие прекращать, сам препятствует себе вхождению в .

Алкоголизм как духовная болезнь

В «Древнем Патерике» есть характерный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями только бы он совершил какой-нибудь грех.

Он предложил следующие три греха: убийство, и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои. Разве только истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением.

Вот как винопитие толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Истину говорит апостол: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Eф. 5, 18). (Творения св. . СПб., С.455-456)

Страсть пьянства – телесная, а «движение плотских страстей пресекает воздержание» (Добролюбие, т.1, с.600). Поэтому святые подвижники предпочитали даже совершенно не употреблять вина. Вот написано об этом в знаменательном памятнике аскетической литературы – «Луге Духовном»:

«В двадцати милях от Александрии есть Лавра… Туда мы прибыли к авве Феодору и спросили его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь и мы разрешили на вино?» «Нет!»- отвечал старец. А как же разрешали древние отцы?» «Древние отцы были велики и сильны – они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества» (Луг Духовный. Сергиев Посад. 1915 с. 192-193).

Или еще такой пример из древности. «Однажды в скиту сделано было угощение для братии. Одному из присутствующих старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина»(Св. Игнатий Брячанинов. Отечник. Пб. 1903 с. 482).

И, наконец, приведем рассказ о несколько ином случае воздержания, который иллюстрирует рассудительность святых подвижников. «Один из старцев, налив вино в чашу, поднес ее авве Сисою, тот выпил; потом поднес вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М. 1845 с. 289)

Важно понять, что алкоголизм это без сомнения болезнь, но в то же время, с точки зрения религиозной антропологии, алкоголизм – это страсть, от которой ни один человек не способен избавиться безболезненно, не изменив ничего в своей душе и сознании. Что такое страсть? Страсть – это злокачественный недуг души, пагубный навык, образующийся при многократном исполнении каких-либо порочных влечений, которые становятся потребностью человека, входят в его привычку, влияют на его образ жизни, властвуют над ним – вся дальнейшая жизнь человека строится в зависимости от данного пристрастия. «Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом… но порочная воля производит пьянство» () и, следовательно, необходимо вначале изменить свою волю – отказаться от самооправдания, признать свою страсть и свое бессилие перед ней и попросить помощи. В этом случае помощь медицины окажется намного эффективней, поскольку больной сам будет искать исцеления. Но именно это самое сложное.

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью – своевольные люди. Это мнение основано не на догадке, а на твердом доказательстве и исследовании. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать два момента, необходимых для преодоления алкогольной зависимости. В первую очередь это желание самого страждущего бросить пить и готовность вести трезвую жизнь, причем не какой-то ограниченный срок (год, два, пять лет- это все пустые отговорки, не дающие необходимого эффекта), а постоянно. Во-вторых, для этого необходимо отказаться от своеволия и попросить помощи ничего не скрывая и не тая от врачей и близких.

Что же касается христиан страждущих этим недугом, то для них решающими могут стать эти слова апостола Павла: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» ().

Православный медицинский сервер

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно…

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство , бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству , излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем.

Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством .