Как преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе? Кризис духовно-нравственных ценностей современного общества Нравственный кризис

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.

Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.

Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.

Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.

Мнения парламентариев

Смерть инвалида Виталия Седухинского, погибшего в Барнауле в результате обморожения всколыхнула общественность. 9 декабря 2012 года инвалид был оставлен на конечной остановке автобуса в поселке Новосиликатный. В связи с тем, что молодой человек в силу своего здоровья не мог разговаривать, он продолжительное время провел на 40-градусном морозе и получил обморожение рук. Потерпевший был доставлен в Алтайский краевой центр термических поражений, где ему ампутировали пальцы. 8 января 2013 года инвалид скончался.

Уголовное дело соединено в одно производство с ранее возбужденным уголовным делом по ч.2 ст.293 УК РФ (халатность) и передано для расследования в Отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СК по региону.

Глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда возложил вину за его смерть на общество.

"Происшедший несчастный случай - результат безразличия, а то и презрения и ненависти, которые, к сожалению, нередки в нашем обществе", - приводит его слова NEWSru.com со ссылкой на "Интерфакс".

Легойда отметил, что равнодушие распространяется незаметно, "почти как радиация - без цвета, вкуса и запаха".

"Виталий Седухинский стал жертвой общественной духовной болезни, симптомы которой проявляются постоянно: будь то ролики с избиением несовершеннолетних, регулярно вывешиваемые в социальных сетях, выброшенные человеческие эмбрионы в Свердловской области или ужасная смерть молодого человека, которого подростки заживо сожгли на Вечном огне в городке Кольчугино в 2008 году", - отметил руководитель синодального отдела.

"Но если мы хотим изменений, хотим, чтобы нас окружали небезразличные люди, готовые помочь в непредвиденных обстоятельствах, от которых никто не застрахован, то необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях, начиная от семьи, детского сада и школы до средств массовой информации, необходим личный пример добродетельной жизни каждого из нас", - заключил Легойда.

Согласны ли вы с мнением Легойды, что для борьбы с безразличием необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях? Как это реализовать? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Валерий Рязанский, Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР":

Высказана абсолютно беспроигрышная точка зрения. На тему духовно-нравственного воспитания можно говорить годами, веками. Но есть конкретный человек, который погиб. Да, конечно, в какой-то степени проходившие мимо люди виноваты: не обратили внимания, не проявили должного сострадания. Однако, на мой взгляд, прежде всего надо говорить об ответственности близких замерзшего, его семьи. Они не уследили, не досмотрели.

Пенять же на все общество нельзя. Чувство соучастия, соболезнования в людях до конца не утеряно. Люди все разные: одни никогда не пройдут мимо, бросятся на спасение даже с риском для собственного здоровья. Другие же - да, безучастны, живут по принципу «кто-то другой сделает это за меня». Тем не менее, в первую очередь, режим соучастия, мгновенной помощи должен культивироваться внутри каждой семьи. Тогда можно будет легче преодолеть культ насилия, гламура, жизненной установки «каждый сам за себя», широко пропагандируемых сегодня в СМИ.

Со своей стороны, я тоже выступаю за коллективное воспитание, за возвращение к совместным формам участия – все это повышает планку гражданственности общества. Но обрушиваться на все общество, обвинять его в безразличии, презрении – это неправильно.

Екатерина Лахова, Зампред комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Фракция «ЕР»:

Я полностью согласна с мнением Владимира Легойды, особенно в той части, что начинать духовно-нравственное воспитание следует уже с детского сада. К сожалению, за последние годы многое, что должно быть связано с развитием в человеке нравственных основ, было упущено у нас и в системе школьного и вузовского образования. Как это ни парадоксально звучит, но необходимо повышать и культурно-нравственный уровень самих педагогов. А то порой идешь мимо какой-нибудь школы или института, и видишь, что преподаватели курят чуть ли не в компании своих учеников.

Сегодня в обществе немало внимания уделяется здоровому образу жизни. Однако при этом нередко забывают о здоровье духовном. Между тем, нравственно-духовные начала должны быть движущими силами во всех сферах жизни – в политике, экономике, образовании, культуре и т.д. Все здравомыслящие люди это хорошо понимают. Но почему-то мы пока не в состоянии изменить к лучшему ситуацию на нашем телевидении, где до сих пор слишком много насилия, жестокости и цинизма. По-моему, работникам ТВ уже давно пора прекратить ссылаться на пресловутые рейтинги и уверять, что якобы только «чернуха», пошлость и прочий негатив могут привлечь современную аудиторию. Посмотрите, какой высокий рейтинг был у замечательного проекта «Голос», сколько он собрал восторженных отзывов зрителей самых разных категорий. Единственное, было обидно, что практически все песни исполнялись там на английском, в то время как отечественный эстрадный репертуар не менее, а то и более богат и разнообразен, нежели западный.

Ярослав Нилов, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

Естественно, я согласен здесь с мнением Легойды. И уверен, что такого же мнения придерживаются не только представители РПЦ, но и всех других религиозных конфессий, все люди, которые переживают за будущее своей страны, за духовное состояние своего общества.

Посмотрите, как относятся к людям с ограниченными возможностями за границей и как у нас – это небо и земля. Я не в состоянии даже представить, как можно было совершить такой низкий и бесчеловечный поступок, выбросив на мороз абсолютно беспомощного, больного человека. А ведь весной прошлого года Дума ратифицировала международную конвенцию о защите прав инвалидов!

Случай с Виталием Седухинским демонстрирует не только жестокость и равнодушие, поразившие наше общество, но и отсутствие в нем тех самых духовных скреп, о которых говорил Путин. К сожалению, это стало возможно в процессе развития России в 90-е годы, когда наряду с разворовыванием олигархами госсобственности стали разрушаться и духовно-нравственные ценности народа.

ЛДПР давно говорит о том, что должно быть в основе нравственного и культурного оздоровления и возрождения российского общества. Одними декларациями о правильном воспитании здесь не обойтись. Необходимо поднимать уровень и авторитет института семьи, наводить наконец порядок на наших телеканалах, которые зачастую морально растлевают нашу молодежь пропагандой вседозволенности и вседоступности. Одновременно нужно развивать институты гражданского общества, повышать качество и уровень жизни людей. Мы неоднократно вносили и законопроекты, направленные на борьбу с алкоголизмом, курением и наркоманией, предлагали запретить рекламу абортов. К сожалению, фракция технического большинства в Думе работает таким образом, что все наши инициативы, как и предложения других оппозиционных фракций, игнорируются и не рассматриваются годами.

Алексей Александров, 1-ый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Калужская обл). Член ЕР:

Безусловно, согласен. Но побывав во многих странах, могу с уверенностью завить, что в принципе люди у нас высоконравственные, не лживые. Самый добрый народ – это наш, русский, воспитанный на добрых русских сказках.

Но, конечно, нам надо проанализировать состояние воспитательной работы на уровне государства. Причем в первую очередь воспитывать надо не детей, а взрослых – тех, кто сам должен быть воспитателем: работников детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов.

В последнее время Минобрнауки довольно активно «воюет» с разными вузами. Может быть, это и хорошо, и, наверное, нужно, но основное внимание министерство должно уделять идеологии добра, сострадания, сочувствия, воспитывая не только студентов, школьников, но и их наставников, руководителей, прививая им по настоящему либеральные ценности, а не псевдо- и не лживолиберальные.

Валерий Зубов, Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР":

Ответ здесь может быть простой: покажите пример. Кого представляет Владимир Легойда, призывающий общество к духовно-нравственному очищению? Именно церковь всегда, во всех цивилизациях являлась источником той морали, которая цементирует отношения между людьми. Возлюби ближнего своего как самого себя – разве это не одна из основных заповедей Русской православной церкви? Так вот, пусть представители РПЦ вначале продемонстрирует пример неравнодушия, человеколюбия, истинного милосердия и т.д., и я уверен, многие за ними последуют.

Но сегодня церковные иерархи, как правило, не дают обществу достойных для подражания примеров. Попробуйте пообщаться с кем-нибудь из церковнослужителей чуть выше уровня района – в большинстве случаев вам придется столкнуться с высокомерием и презрением к простым людям, с нетерпимостью к чужому мнению.

Выступление священника в связи с трагической историей в Барнауле – это как раз тот случай, когда хочется посоветовать человеку начать с себя. Я вообще уверен, что любые призывы к нравственному воспитанию будут бесполезны до тех пор, пока в каждом из нас не начнет шевелиться совесть, пока люди не начнут сами работать над собой, своим морально-нравственным обликом, мыслями и поступками. И, безусловно, каждый эпизод, подобный случаю с барнаульским инвалидом, должен широко обсуждаться в обществе, чтобы оно хотя бы понимало причины, которые ведут к таким трагедиям.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

К глубокому сожалению, в условиях дикого бандитского капитализма, в которых сегодня находится наше общество, подобные случаи будут происходить постоянно. Это неизбежно, если в общественное сознание все время вдалбливаются идеи индивидуализма, мысли о том, что в современной жизни каждый за себя, что в ней нет места человеческому сочувствию и взаимовыручке.

Говорить в данной ситуации о некоем духовно-нравственном воспитании – это, на мой взгляд, фальшь и фарисейство. Как можно говорить о таком воспитании или о духовных скрепах в обществе с громадным социальным неравенством и социальной несправедливостью? Какие могут быть единые духовные скрепы, скажем, у олигархов и у нищих, униженных и оскорбленных?

Не изменив социально-экономическую ситуацию в стране, не вернув в нашу жизнь принципы социальной справедливости, мы никогда не преодолеем глубокий кризис морали и нравственности, в котором сегодня оказались. Государство давно самоустранилось от заботы о своих гражданах, не помогает инвалидам, не развивает здравоохранение. Все внимание направлено на обеспечение интересов 5% людей, относящихся к т.н. «элите». В этой ситуации ни о каких перспективах гуманизации и нравственного оздоровления общества говорить невозможно.

Гаджимет Сафаралиев, Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР":

Полностью согласен с тем, что без всестороннего духовно-нравственного воспитания, которое начиналось бы еще до школы, нашему обществу нелегко будет справиться с его болезнью. А болеет оно очень серьезно – прежде всего, действительно, безразличием, черствостью, невниманием к чужим бедам и проблемам. Люди нередко становятся грубыми, агрессивными, несут в себе отрицательную энергетику, что особенно часто наблюдается в больших городах.

Думаю, одна из ведущих ролей в деле воспитания и духовно-нравственного развития общества должна оставаться за представителями основных религиозных конфессий. Ведь практически любое религиозное учение несет в себе идеи добра, сострадания и милосердия. Поэтому представителям наших конфессий нужно сосредоточиться больше не на вопросах, близких к политике и экономике, а на пропаганде общечеловеческих ценностей. Этим же должны активно заниматься и наши СМИ, которые сегодня пока никак особо не содействуют ни воспитанию молодого поколения в духе патриотизма и взаимоуважения, ни развитию межнационального мира и дружбы между народами.

Отодвинув духовные и нравственные ценности на задний план, мы уже получили по сути поколение, которое единственным смыслом жизни видит поклонение «золотому тельцу», сугубо материальным ценностям, сомнительным образцам западной культуры. Мы не должны допускать, чтобы и следующее поколение росло в атмосфере духовной нищеты и полного отсутствия каких-либо нравственных идеалов.

Сергей Лисовский, 1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР:

Начинать надо с возрождения старой советской системы образования, возвращения единых учебников, в том числе по истории, литературе, отказа от ЕГЭ.

В годы СССР были замечательные, проверенные годами учебники. Мой отец и я изучали математику по очень хорошему учебнику под редакцией Перельмана. Сын же мой, к сожалению, занимается сейчас по какой-то ерунде. А ведь школьные учебники, нравственное воспитание, духовные скрепы все это связано: не будет одного элемента – не будет единой цепочки. Уверен, именно возвращение советской школьной системы образования станет базисом для духовно-нравственного возрождения общества.

Валерий Сударенков, Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл):

В общем-то, Легойда ничего нового не сказал. Главный вопрос, кто будет этими воспитателями, на основе каких ценностей, моделей надо воспитывать?

Убежден, коль такие вопиющие случаи происходят периодически, в воспитании нуждаются сами воспитатели, то есть все мы, все наше общество, где остро ощущается дефицит воспитания.

Формы же воспитания такого рода в принципе известны. Основа – это, безусловно, религиозное учение. Может быть, не столь современно звучит, но это именно так. Другое дело, в вопросе прививания духовно-нравственных ценностей через религию не должно быть навязывания. Процесс должен идти постепенно, сам собой. Но и светские образовательные институты – детские сады, школы, вузы - не должны отставать в этом вопросе. Светские и религиозные институты должны объединить свои усилия для возрождения нашего общества.

Асламбек Аслаханов, Экс-сенатор. Президент "Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ" А.А. Аслаханова. Член ЕР:

Полностью с ним согласен. Граждане России в массе своей всегда были добрыми, нравственными людьми. Посмотрите на глубинку. Там и сейчас все друг с другом здороваются, шапку при этом снимают. Но разрушительная сила телевидения, которое пропагандирует раннюю половую жизнь, гражданские браки, добирается и туда.

В этой ситуации меня удивляет инертность конфессий. На мой взгляд, в этом вопросе они недостаточно активны. Как мне кажется, им уже давно надо было объединиться и начать массовое наступление на разрушающее душу телевидение. Их молчание – это их серьезная ошибка.

Убежден, такой трагический случай не единственный. Это раньше к каждому упавшему на улице бросались выяснить, что случилось, старались чем-то помочь, вызывали «скорую». Сегодня же посмотрят мельком и пойдут дальше.

Считаю, что помимо предложения Легойды, на государственном уровне необходимо заняться воспитанием толерантности, возрождением традиций и обычаев всех народов, населяющих Россию, через какие-то совместные мероприятия, концерты, телевизионные передачи.

Хочу сообщить, что на 25 января намечен съезд Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб, где мы в обязательном порядке поднимем вопрос о духовно-нравственном воспитании общества.

А в Мерике очень популярен сериал (в октябре ожидаются новые поделки) под названием Walking Dead, зомби то есть. Проблема философски-нравственная - на нижайшем уровне, мельчайшим курсивом - ПОЧЕМУ люди (америкосы) вдруг стали зомби (какой-то вирус от кого-то) и КАК МОЖНО уничтожать людей и даже - притом - своих соотечественников. Их просто уничтожают в борьбе за существование и даже уничтожают НЕЗАРАЖЕННЫХ, опять же, в борьбе за существование. В этом - как в зеркале - духовно-нравственный кризис "общества".
Дон Борзини

Спасибо, Дон. На самом деле, идея отстреливать всех поголовно в зараженной зоне присутствует во множестве подобной лит-ры. Где-то выпячивается на первый план, где-то проходит обыденкой, как само собой разумеющееся(просто, очистка территории от заразы).
Борьба за существование -- это, худо-бедно, мотив, естественный, природой подаренный. Но, как ты и сам догадываешься, большинство войн и соответственно убийств совершается "на потребу": по экономическим, политическим, религиозным мотивам, иногда из любопытства(убить и посмотреть, как это будет).
А еще есть мотив классовый, самый из всех гадкий. Одна часть общества считает себя интеллектуальной и денежной элитой(золотой миллиард) и старается очистить землю от неугодных и недостойных жить быдл и холопов, примерно, как киевская знать вычищает Донбасс, не выносит она запаха мужицкого(невольно Михаил Евграфовича процитировал).
Они считают это не духовным кризисом, а духовным возрождением, мол, чем больше интеллектуалов на душу населения, тем общество красивее, а это всего лишь интеллектуальный фашизм. Кстати, ничуть не лучше всякого другого фашизма.

Рецензия на «Лицо элиты» (Анатолий Шинкин)
Здравствуй, Анатолий!
Хорошо накаляешь, такая злость
закипает, только куда её направить?
Второе поколение выращиваем после
распада великой страны, а ничего не меняется...
Чем отличается тамбовская группа от кОховской,
только названием: элитно-чиновничья (вторая)...)))
С выходом тебя на орбиту, как поработал?
Крепко жму руку, Юрий.

Здравствуй, Юрий. У нас без перемен: работы все больше за все меньшие деньги.
Ребята с Путинского двора никак не нажрутся. Скажу точнее, поговорка: "Аппетит приходит во время еды", -- к ним подходит идеально, желание хватать и жрать прирастает в геометрической прогрессии.
На вопрос, почему твои клевреты на заоблачных зарплатах? Красавец ответил четко, как понаписанному:
-- Их доходы сопоставляются с зарплатами ведущих, талантливых топ-менеджеров мира.
Юра, я выпал из кресла. Чтобы стать другом президента и получить в управление весь газ, всю железную дорогу, всю экономику большой страны и так далее, -- не нужны таланты управленца. Живут в России, но равняются непременно на весь мир. А могли бы они сделать карьеру там? Или прыгали бы в труселях по островам, пока не выловит тамошняя полиция?
Сопоставить бы зарплаты топ-, извини за выражение, "менеджеров" с зарплатами наших рабочих.
Вот только что в новостях яндекса прочитал, мол, Набиулина -- лучший в мире начальник Центробанка, а до нее кудрин был лучшим министром финансов)))), президент у нас, ты уже догадываешься наверное... так же лучший в мире.
И чего нам не хватает?)))

Чиновники не с Марса прилетели, -- это наши соседи, друзья, родственники. Капитализм, кто первым схватил за горло, тот и съел и выжил за счет ближнего. У них сейчас любимая поговорка: "Не я такой, жизнь такая"))
Путь предпринимателяв России не усыпан розами. Это бесконечная борьба с жестким, напичканным коррупционными ловушками законодательством; с чиновниками; службами, радеющими о благе потребителей; коллегами-конкурентами; аферистами, жирующими в данной сфере и пр. и пр. чему нет числа))
Остаться доброжелательным и человеколюбивым предприниматель не может по определению.

Место действия -- среду создают люди, а среда, агрессивная, злобная, подозрительная, создает соответствующих людей.
Встречаются приличные люди. Многие, начиная карьеру, работали "за бесплатно", в надежде на будущие дивиденды, -- цинизм и жадность приходят с опытом.
Чем больше зарплата, тем выше самооценка, и дальше скамья подсудимых.
Даже средний чиновник быстро достигает порога, за которым начинается неподсудность и вседозволенность))

В Гоголевском "Портрете" чиновники заказывали нарисовать себя любимых, опирающимися на фолиант с надписью "Всегда стоял за правду"))))
Нынешние, обтеревшись от разноцветной икры, упражняются на инетовских форумах. Отстаивают идеи справедливости и моральные ценности.
превращаются в зверей (попробуй, тронь слугу народа -- загрызут); и становятся рабами у денег и власти -- совершенно несвободные люди -- живут при деньгах и власти, а, если отойдут от руля, сядут, как мадам из оборонсервиса.
Я бы назвал такое наказание Щадящая посадка")))))))

Рецка на память Интересный вопрос

А как насчёт законности присоединения Крыма к России?
Я и к украинской власти отношусь плохо. Но, по крайней мере,
она не засылает в соседнюю страну оружие и своих вояк...
Александр Рубаха

Александр, ломать копья не буду, все аргументы сторон высказаны и, как водится, не услышаны. Все остались при своем мнении.
Моя позиция: я всегда играю и болею за свою команду, и в свои ворота мячей не забиваю. Законность-незаконность, объективность-субъективность, -- все мимо.
Мы взрослые люди и точно знаем, что правила и законы не соблюдают воюющие стороны.
Я всегда за наших, а правы или не правы будем разбираться, когда победим, а мы победим -- даже не сомневайтесь

Рецка на память Бардачок
Анатолий Шинкин
Путин -- форвард, забивающий голы. При том что команда бестолково мечется по полю, сплошь и рядом, намеренно или случайно направляет мяч в сторону своих ворот, Путин перехватывает, прорывается и вкручивает соперникам очередную "банку".
В новейшей истории мы уже видели два пути развития России: Ельцинский -- либеральный, демократический, уступающий, под диктовку советников из Европы и Америки. Дошли до ручки, траву ели, мерли, как мухи. Свобода была полная, только мало кто ей радовался.
Сейчас Путинская несвобода, с закручиванием гаек, затыканием ртов, санкциями и прочим.
Во-первых, а для многих главном, -- наелись, -- из жратвы только норвежской семги не хватает да фуагры.
Не хлебом единым. Всяк болтает и пишет, что угодно и где угодно, не заботясь о последствиях. Едет в Зарубежи свободно, теперь Зарубежи думают, как от русских загородиться.
Цены растут, на то они и цены. Снижал только Сталин, -- люди из той эпохи, произнося это имя, до сих пор опасливо оглядываются.

Егоров
Не, если сравнивать режимы Путина и Сталина, то честь и хвала Путину. Но о закручивании гаек речь и не идет. Нет у современного режима ни ключа гаечного, ни слесаря грамотного. В том то и беда, что бардак перестал быть управляемым

Анатолий Шинкин
Соглашусь, Емельян. Легкий бардачок добавляет творчества, позитива и конструктива, но в Путинской команде бардачок уже перерос средний и все более доминирует, прикрываясь словечками о единении вокруг вождя и патриотизме. Путин уже сказал. что если свой начинает брать на лапу, он автоматически превращается в чужого со всеми вытекающими.
Хочется верить, что это не просто фраза

Рецка на память Достали

Можно помечтать, что настигнет некоторых депутатов судьба-расплата, но девяносто девять и девять десятых депутатской массы будут продолжать валить на народ тем, что остается от хорошо переваренной фуагры и норвежской семги.
В Украине война -- цены растут. У нас войны нет, но цены зашкаливают: газ, вода, бензин -- не нажрутся никак. Видна, точнее, ярко выражена работа депутатов и правительства.
Наша Дума и наша Власть -- жадная глотка и она же громадная жопа, которая не устает срать на нас

Рецка на память Человек человеку...

Народ учится и привыкает получать удовольствие от конфликта. Все чаще пустяшные недоразумения превращаются в схватки до выдирания волос и попыток перегрызть горло ближнего.
В России традиционно кастовое общество. Имущественное неравенство проблему обострило. Народ бьется за место на более высокой ступеньке социальной лестницы.
Самый простой способ почувствовать свою значимость -- опустить ближнего.
Прикинул двухметровый дяденька-охранник, мол, старушка сдачи не даст, и мгновенно "соблюл инструкцию"
Ощутив слабину, разом обозначаем массив, на который можем плюнуть сверху вниз и ничего за это не будет. Чем шире массив, тем больше значимость, тем больше мы люди.
И как-то сразу захотелось из людей... в кого-нибудь более человечного... котейку дворового или щенка лопоухого.

Природа,... мать

Примеришь на себя "Законы Природы",
и хочется "по волчьи выть"

Заложенная природой предосторожность: отдаваемое должно возвращаться с рентой, чтобы иметь запас доброго и хорошего на случай непредвиденного.
Кто отдает больше, чем получает в ответ, -- наращивают в себе несоответствие, которое постепенно выльется в обиды, а там и в неврозы

Закон джунглей -- это и есть закон природы: следование законам выживания, оттачивающимся веками борьбы за место под солнцем.
Пытавшихся быть добрыми быстро съедали... и съедают
Законы морали и нравственности противоречат законам природы, как заповедь "Ударили по левой щеке -- подставь правую" противоречит здравому смыслу.

В драке стараемся непременно отдать больше, чем сами получили -- альтруисты

Несколько тезисов о революции
Анатолий Шинкин-2
В ответ на максимализм девушки

Уходят Кибальчиши, гаснут искры
от растоптанного сердца Данко,...
Плохиши правят бал...

Революционное мнение
Давно не считаю революции благом. Народ от них получает только разорение и кровь, выигрыш достается "главным революционерам", которые -- правило без исключений -- хуже и гаже свергнутых консерваторов.
Единственный положительный момент революционной ситуации -- анархия, возможность выплеснуть злость, вцепившись зубами в горло врага, упиться, опьянеть от возможности мстить, -- оторваться по полной в революционном угаре.
Жить после такого отрыва совесть не позволит. Герой умрет, предварительно спившись, а революционные плоды будут жрать очередные мерзавцы.

Победа революции
Места рядом с Богом заняли победители и начали жрать оставшихся внизу.
Едва заметив проблески победы, бросают врага и вцепляются в горла друзей, стремясь занять и закрепить за собой место под солнцем.
Не дай бог гражданской войны и не дай бог стать в ней победителем.

Смерть как повод

Плохишами не рождаются, их заботливо
выращивают на привозных деньгах,
как на элитном навозе

У Путина своя игра, а Бывший Губернатор
сыграл роль в чужой

Ум мой уже не тот, а года уже эти. И чем больше мне этих лет, тем меньше я сочувствую революционерам, -- тем, этим, а также самым продвинутым и благородным.
От души желаю, чтобы всех их вовремя "опускали". Чтобы люди могли наконец вздохнуть свободно, работать на себя и жить спокойно в труде и мире.
Тут у нас днями грохнули одного... . Оппозиция радостно бросилась в кураж, в протест, и в наступ. Такое ощущение, что они его и грохнули, чтобы создать повод.
Уж, больно быстро все организовалось. Будто выполнение плана по пунктам: выстрел "Авроры", захват мостов, телеграфа, телефона..., штурм Зимнего...
Грустный юмор революционного цинизма.

Замкнутый революционный круг

Дантон казнил предыдущих, ему снесли голову следующие.
Естественный процесс сменяемости и обновления
революционеров в обществе

К благополучию идти, как Ильич
завещал: "Своим путем")

Теперь только эволюция, пусть недружелюбная
и слишком медленная, но чтобы все были живы

Многие революционеры ощущают себя первопроходцами, распахивают рубахи и бросаются на баррикады, не подозревая, что механизм бунта давно изучен и просчитан; и направляющая рука уже рассчитала по скольку килограммов "мяса" положить под каждый из углов новой власти.
Революции происходят по одной схеме-алгоритму: хорошие парни свергают, занимают место плохих и сами становятся не лучше. Революции сбрасывают социальное напряжение, но не лечат человеческую природу.
Выдвигаем, а потом начинаем понимать, что задвинуть выдвинутого можно только революционным путем. За место держаться будет, даже по самые уши обгадившись.
Народ, выплеснувший беспощадную ярость, поначалу довольствуется бессмысленной победой, а потом разочаровывается и начинает внутри себя готовить новых "хороших парней"

Человек человеку

Буржуй буржую рознь. Для одних "быдло" по барабану, что есть, что нет. Другие – лениво, от случая к случаю, презирают. Третьи -- активно ненавидят. Приблизительно такая градация и у пролетариев: первым -- плевать, вторые -- на буржуев свысока, по завещанию пролетарского поэта, а вот третьи -- убить готовы.
Когда настроения третьих овладеют толпой, русские в очередной раз набросятся друг на друга, брат на брата, отец на сына, не столько от жажды справедливости, а, скорее, от сжигающего желания утолить ярость.

Новые люди

Нувориши (от слова "вор") размножаются в геометрической прогрессии.
Власти сумели внушить народу, что деньги и успех, добытые любым путем, -- это хорошо и нравственно, и уж точно не наказуемо.
Потому у наших высокопоставленных воров длинная скамейка запасных, всегда готовых подставить плечи и карманы для воровства к новым вершинам.
Благо, революций в ближайшее время не предвидится: желающих отстоять, толкаясь и грызясь, в очереди к кормушке в разы больше, чем горящих стремлением умереть или сесть за идею.

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Мирошниченко Ю. С.

Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность - термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Одной из значимых проблем современности является и проблема духовных ценностей.

Общество, утратив, свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту.

Можно сказать, что кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Мы вступили в XXI век. Сейчас потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов, что повлекло за собой ряд экологических проблем. Теперь людьми стало владеть понятие «то, что нельзя продать, не имеет ни только цены, но и ценности».

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть - это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На мой взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. У России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. В обществе царит подавленное состояние, постоянная депрессия и унылые мысли: об унылом настоящем, отсутствии надежного будущего и смерти, которая после таких размышлений и приходит раньше. На мой взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Ведь они – люди не только дела, но и владельцы «слова», его необыкновенной силы. Ведь нельзя забывать, что и Христос когда-то проповедовал своим ученикам. И спустя более двух тысяч лет, срок немалый по меркам человека, мы помним его заповеди и стараемся им следовать.

Временем настоящего «кризиса духовных ценностей» нужно считать период 90-х годов, который мы называем «перестройка», когда мы хотели за короткий срок прийти из социализма в капитализм. Переход страны к иному состоянию осуществляется через стремительную дезориентацию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, постепенное разрушение культурных, творческих и общественных связей. То, что в советское время считалось «отклонение», в настоящее время порой позиционируется совершенно иным образом. Так, например, гомосексуальные отношения из сексуальных девиаций постепенно переходят в разряд нормы и вполне свободно афишируются в СМИ, газетах, кино и т.д.

Колхозы разрушались на глазах, а значит и люди не только теряли работу, но уже не могли прокормить ни только себя, но и страну, что, в свою очередь, привело к голоду. Думаю, есть те, кто ещё помнит морковный чай, хлеб по талонам и зарплату под продукты. И всё это вовлекло людей в нищету.

В такой ситуации появляется необходимость придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей, и пройти это испытание человек должен достойно. Здесь важно направить усилия на то, чтобы понять, осознать те ценности, которые люди считают «своими».

В России происходит активное разрушение эмоциональных связей между людьми, разрастается отчуждение. И деньги избавляют от любых зависимостей, но ярко демонстрируют, как все покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты чувства родства, любви и дружелюбия.

Об этом говорил словами Ивана Петровича Валентин Распутин в своем «Пожаре»: «Как же могло случиться так, что правда и совесть, идущие друг с другом должны были поклониться чему-то другому, более важному? Как могло выйти так, что то, что было добром, стало считаться слабостью человека?»

На фоне такого «массового безумия» выросло новое поколение, резко отличающееся от предыдущих, воспитанное на жестокости и грубой силе. И неудивительно, что герой нового мира, не наш Тимур со своей командой или проницательная Нэнси Дрю, а Бладрэйн – вампир, убивающий всех на своем пути или Рэйн – персонаж компьютерной игры, эволюционировавший до целого фильма, который смог повлиять на большее количество людей.

И невольно начинаешь задумываться, счастье, возможно оно или нет в нашем мире? Иллюзия это или реальность?

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Мы вступили в новое время, мы – его творение и его же творцы. Перед нами стоят огромные задачи, и главное, нужно достойно прожить его и обеспечить потомкам надежду. Путь Христа, обрамленный цветам, лежал через мучения и крест, который он взял на себя. Церковь и её устои не только великая слабость, но и великая сила для человека! Во все времена церковь, её каноны следовали за государством, за его деятельностью, а значит есть то, что объединяет нас до сих пор!